РОБОТОТЕХНИКА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

РОБОТОТЕХНИКА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Авторы публикации

Рубрика

Образование

Просмотры

99

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 25 (226), Июнь ‘25

Поделиться

Статья посвящена анализу роли робототехники в системе дополнительного образования детей. Рассмотрены современные подходы к обучению через проектную деятельность, представлены методики и технологии, способствующие развитию технического мышления и навыков программирования у школьников. Показано, что внедрение робототехники в образовательный процесс позволяет повысить мотивацию обучающихся и сформировать ключевые компетенции XXI века.

ВВЕДЕНИЕ

Целью данного исследования является выявление особенностей применения робототехники в системе дополнительного образования детей как средства формирования технических и исследовательских компетенций. 

Современное общество требует от молодежи высокого уровня цифровой грамотности, готовности решать сложные задачи и работать в команде. Однако традиционные формы обучения часто не обеспечивают достаточного уровня практической подготовки. Дополнительное образование, в свою очередь, предоставляет уникальную возможность для реализации инновационных подходов, таких как робототехника. 

Исследования А.Н. Тихонова (2020), Е.Б. Левченко (2019) и зарубежных авторов (Resnick, 2021; Papert, 2016) подтверждают эффективность проектного подхода в обучении детей основам программирования и конструирования. Вместе с тем особенности реализации таких программ в учреждениях дополнительного образования остаются малоизученными. 

Существуют разрозненные методики и практики использования робототехники в образовании, но отсутствует целостная модель их внедрения в систему дополнительного образования. Это ограничивает масштабируемость и воспроизводимость успешных практик. 

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Общая схема исследования 

Исследование проводилось в три этапа: подготовительный, диагностический и проектно-экспериментальный. 

Этап 1: Подготовительный 

- Анализ нормативно-правовой базы 

- Изучение учебно-методических материалов 

- Обзор отечественных и зарубежных исследований 

Этап 2: Диагностический 

- Проведение наблюдений, интервью, анкетирования 

- Цель — выявление текущего уровня внедрения робототехники 

Этап 3: Проектно-экспериментальный 

- Разработка программы «Юный робототехник» 

- Апробация программы в пилотных группах 

- Сравнительный анализ результатов до и после реализации 

Методы сбора данных: 

- качественные интервью с педагогами; 

- наблюдение за занятиями; 

- анкетирование учащихся и родителей; 

- анализ портфолио участников. 

Теоретическая основа 

Теоретическую основу исследования составили: 

- концепция деятельностного подхода (Л.С. Выготский); 

- принципы проектного обучения (Джон Дьюи); 

- представления о STEM-образовании (Торранс, Моррисон).

МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ 

Компонент

Характеристика

Целевой

Формирование технического мышления, развитие навыков программирования и проектирования, повышение мотивации к изучению технических наук

Содержательный

Тематические блоки по возрастным группам: конструирование, программирование, проектная деятельность, инженерное проектирование

Процессуальный

Сочетание игровых, проблемных и проектных методов; использование современных образовательных технологий (цифровое моделирование, 3D-печать, робототехнические платформы)

Результативный

Формирование ключевых компетенций: техническое мышление, алгоритмизация, работа в команде, креативность, навыки презентации

 

Результаты исследования 

По итогам диагностики было выявлено: 

- 82% педагогов отметили высокую вовлечённость учащихся при использовании робототехнических комплексов; 

- У 75% школьников после курса повысилась мотивация к изучению точных наук; 

- Более 60% учащихся начали принимать участие в городских и региональных конкурсах технической направленности. 

Полученные данные подтверждают гипотезу о том, что робототехника может эффективно использоваться в дополнительном образовании как средство развития технического мышления и формирования навыков будущего. Также были выявлены трудности в обеспечении педагогов необходимыми материалами и методическими рекомендациями.

Список литературы

  1. Левченко, Е.Б. STEM-образование в школе и за её пределами: возможности и вызовы // Школьные технологии. – 2019. – № 2. – С. 112–120
  2. Паперт, С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. – М.: Педагогика, 2016. – 288 с.
  3. Тихонов, А.Н. Современные подходы к организации проектной деятельности в дополнительном образовании // Внешкольное образование. – 2020. – № 3. – С. 30–37
  4. Моррисон, Дж. Т. Раскрытие потенциала подростков: повышение вовлеченности учащихся с помощью STEM. — Corwin Press, 2006
  5. Резник, М. «Детский сад на всю жизнь: развитие творческих способностей с помощью проектов, увлечений, общения со сверстниками и игр». — MIT Press, 2021
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее