CЛУЖЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО

CЛУЖЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО

Авторы публикации

Рубрика

Менеджмент и управление

Просмотры

61

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 25 (226), Июнь ‘25

Поделиться

Актуальность темы обусловлена уделением особого внимания служебно-профессиональному продвижению персонала, разработке стратегии управления служебно-профессиональным продвижением муниципальных служащих с использованием количественного и качественного методов исследования. Теоретические принципы позволят на уровне органа местного самоуправления реализовать проектный подход в области кадровой работы, сформировать и усовершенствовать методические основы управления служебно-деловой карьерой персонала.

Совершенствование системы служебно-профессионального продвижения муниципальных служащих в современных условиях

1. Роль муниципальной службы в системе местного самоуправления 

Муниципальная служба — ключевой инструмент управления муниципальным образованием, обеспечивающий реализацию функций местного самоуправления. Эффективность работы органов местного самоуправления напрямую зависит от профессионализма и мотивации муниципальных служащих, что делает управление их карьерным ростом стратегически важной задачей.

2. Правовые основы карьерного продвижения 

Основным нормативным актом, регулирующим вопросы муниципальной службы, является Федеральный закон № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». В соответствии с ним, приоритетными направлениями кадровой политики являются: 

- Создание условий для профессионального роста. 

- Формирование кадрового резерва. 

- Внедрение прозрачных механизмов назначения и продвижения. 

Также важную роль играют региональные и муниципальные нормативные акты, конкретизирующие порядок аттестации, конкурсного отбора и ротации кадров.

3. Виды служебно-профессионального продвижения 

3.1. Вертикальная карьера 

- Сущность: переход на более высокую должность в иерархии (например, от специалиста к начальнику отдела). 

- Критерии: результаты работы, стаж, дополнительное образование, успешная аттестация. 

- Стимулы: повышение зарплаты, расширение полномочий, статусные преимущества. 

3.2. Горизонтальная карьера 

  • Сущность: 

- Ротация между отделами без изменения должности (например, перевод из финансового отдела в управление ЖКХ). 

- Временные проектные роли (руководство рабочими группами, участие в межведомственных комиссиях). 

- Расширение зоны ответственности (например, курирование новых направлений).

  • Преимущества: 

- Развитие универсальных компетенций. 

- Снижение «профессионального выгорания». 

- Подготовка к вертикальному росту. 

4. Механизмы продвижения муниципальных служащих 

4.1. Основные процедуры 

1. Повышение в должности/квалификации 

- Проводится на конкурсной основе или по решению аттестационной комиссии. 

- Требования: соответствие квалификационным требованиям, положительная репутация. 

2. Перемещение 

- Инициатива работодателя (для закрытия кадровых дефицитов) или сотрудника (по личному заявлению). 

- Пример: перевод специалиста из отдела архитектуры в отдел градостроительства. 

3. Понижение 

  • Применяется в случаях: 

- Неудовлетворительные результаты аттестации. 

- Сокращение штата. 

- Медицинские ограничения. 

4.2. Поддерживающие инструменты 

- Кадровый резерв — формирование пула перспективных сотрудников для замещения вакансий. 

- Программы наставничества — развитие молодых специалистов. 

- Целевое обучение — направление на курсы повышения квалификации. 

5. Проблемы и пути их решения 

Проблемой является недостаток вакансий, которая может решиться развитием горизонтальной карьеры, создание гибких должностных инструкций.         

Другая проблема — это субъективность в отборе. Путь решения данной проблемы состоит во внедрении автоматизированных систем оценки (например, KPI, грейдинг).            

И еще одной проблемой выступает низкая мотивация. В решении помогут нематериальные стимулы (грамоты, публичное признание), проектная работа.

Служебно-профессиональный рост муниципального служащего осуществляется в соответствии с определённой стратегией и тактикой.

Стратегия в данном контексте представляет собой научно обоснованный метод управления профессиональными и личностными ресурсами служащего с целью достижения определённого должностного статуса.

Карьерная стратегия развития персонала — это способ достижения целей в области управления карьерой.

Стратегический подход к построению карьеры всегда нацелен на конкретные результаты и демонстрирует пути достижения долгосрочных целей.

Цель стратегии — обеспечить стабильное и прогрессивное развитие карьеры сотрудников.

Задача стратегического управления карьерным ростом муниципальных служащих — разработать и реализовать комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности сотрудников и обеспечение долгосрочной жизнеспособности органа местного самоуправления в условиях постоянных изменений.

Современная экономическая концепция управления карьерой предполагает стратегический подход к выбору и адаптации общих направлений деятельности работодателя. Эти направления подкрепляются комплексными управленческими усилиями и направлены на поиск устойчивого преимущества в формировании и использовании конкурентоспособных сотрудников.

Для достижения данной цели необходимо руководствоваться рядом основополагающих административных принципов, регламентирующих формирование и реализацию стратегии управления карьерным развитием муниципальных служащих.

Во-первых, принцип непрерывности карьерного роста предполагает, что достижение любой карьерной цели не является окончательным и не должно служить поводом для остановки. Продвижение по служебной лестнице может замедляться или приостанавливаться в условиях возникновения непредвиденных трудностей, однако оно не должно быть безвозвратно прервано. Данный принцип во многом зависит от совокупности профессиональных и личностных качеств служащего, а также от специфики окружающей его организационной среды.

Во-вторых, принцип осмысленности карьерного роста требует, чтобы каждое карьерное действие имело целесообразный характер. Выбор карьерных целей должен быть обоснован и ориентирован на достижение прогнозируемых результатов, которые могут быть сопоставлены с достижениями конкурентов. Важным аспектом служебно-деловой карьеры является гармонизация смыслов личной жизни, профессиональной деятельности коллектива и муниципальной службы в единое целое.

В-третьих, принцип соразмерности карьерного роста предполагает, что скорость продвижения служащего по служебной лестнице должна быть оптимальной и сбалансированной. В любом коллективе присутствуют как лидеры, так и отстающие. Успешная карьера характеризуется движением в группе лидеров, однако чрезмерно высокая скорость продвижения может угрожать её устойчивости. Оптимальная динамика карьерного роста предполагает не только избегание чрезмерной медлительности, но и предотвращение излишней поспешности. Как гласит народная мудрость, тот, кто стремится слишком быстро занять позицию начальника своих начальников, рискует стать подчиненным своих подчиненных.

В-четвертых, принцип маневренности карьерного роста подчеркивает, что прямолинейное продвижение по служебной лестнице возможно лишь в условиях свободного должностного пространства. В условиях жесткой конкурентной среды такие условия практически отсутствуют. Попытка служащего достичь карьерного роста с максимальной скоростью может привести к карьерным конфликтам и неудачам. Следует отметить, что любая карьера не обходится без временных спадов. В связи с этим необходимо обладать навыками стратегического маневрирования. Умение своевременно и эффективно использовать периоды спадов является ключевым фактором успешного карьерного роста.

В-пятых, принцип экономичности карьерного роста предполагает достижение максимального карьерного результата при минимальных затратах ресурсов. Карьерный путь является длительным процессом, требующим рационального распределения усилий и ресурсов. Важно оптимизировать затраты, избегая их нерационального использования на ранних этапах карьерного пути.

Наконец, принцип заметности карьерного роста подчеркивает, что служащий, добросовестно стремящийся к карьерному успеху, неизбежно будет замечен. Желательно, чтобы это произошло на уровне руководства. Значительную роль в данном процессе играют субъективные факторы и случайные обстоятельства. Чем выше уровень известности служащего и востребованность его профессиональных компетенций, тем шире его карьерные перспективы [5].

В современном мире карьерная стратегия на муниципальной службе играет важную роль. Это научно обоснованный подход к управлению профессиональными и личными ресурсами сотрудника, который помогает достичь желаемого статуса — должностного, правового и социального.

Руководитель и сотрудники должны хорошо понимать карьерное пространство муниципального органа. Важно знать его текущее состояние и перспективы развития структуры и штатного расписания. Это необходимо для эффективного управления профессиональным ростом сотрудников.

Устойчивость карьерного пути во многом зависит от структуры карьерного пространства. На муниципальной службе выделяют пять групп должностей и пятнадцать классных чинов. Такая структура создаёт условия для планомерного продвижения по службе и повышения квалификации.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.consultant.ru. – Систем.требования: IBM PC, InternetExplorer
  2. Боженов, С.А. Долгосрочная целевая программа «Формирование и развитие системы региональной кадровой политики на 2011 - 2015 годы» [текст] / С.А. Боженов // Государственное и муниципальное управление: теория и практика. – 2010. – №1. – С. 13-20
  3. Валинская, О. Как планировать карьеру и продвигать перспективных сотрудников [Текст] / О. Валинская // Кадровое дело. - 2014. - №5.- С.86-99
  4. Ведута, Е.Н. Стратегия управления карьерой [Текст] / Е.Н. Ведета. - М.: Академический проспект, 2003. – 392 с.
  5. Гончаров, В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала [Текст] / В.В. Гончаров. - М.: МП «Сувенир», 1999. - 487 с.
  6. Дятлов, В.А. Управление персоналом [Текст] / В.А. Дятлов. – М.: Приор, 2008. – 401 с.
  7. Егоршин, А.П. Управление персоналом [Текст] / А.П. Егоршин. – М.: Инфра-М., 2002. – 218 с.
  8. Кабанова, А.М. Управление персоналом организации [Текст] / под ред. А.М. Кабанова. – М.: Инфра-М, 2008. – 269 с.
  9. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом [Текст] / А.Я. Кибанов. – М.: Инфра-М., 2003. – 500 с.
  10. Лексин, В., Швецов, А. Региональная Россия начала XXI века: новая ситуация и новые подходы к ее исследованию и регулированию [Текст] /В. Лексин, А. Швецов // Российский экономический журнал. - 2004. - № 11-12. - С.16-17
  11. Муниципальная служба / Под ред. В.А. Шульги. - М.: Изд-во Российской государственной академии, 2002. - 412 с.
  12. Самыгин, С.И. Управление персоналом [Текст] / С.И. Самыгин. – Ростов на Дону: «Феникс», - 2001. – 359 с.
  13. Сергеева, Т.Ю. Методы и схемы государственного и муниципального управления [Текст] / Т.Ю. Сергеева. - М.: Экзамен, 2006. – 175 с.
  14. Управление персоналом: энциклопедия [Текст] / Под ред. проф. А.Н. Кибанова, - М.: ИНФРА-М. – 2009
  15. Юрзинова, И.Л., Незамайкин, В.Н. Государственное и муниципальное управление [Текст] / И.Л. Юрзинова, В.Н. Незамайкин. - М.: Экзамен, 2006. – 653 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее