Совершенствование системы служебно-профессионального продвижения муниципальных служащих в современных условиях
1. Роль муниципальной службы в системе местного самоуправления
Муниципальная служба — ключевой инструмент управления муниципальным образованием, обеспечивающий реализацию функций местного самоуправления. Эффективность работы органов местного самоуправления напрямую зависит от профессионализма и мотивации муниципальных служащих, что делает управление их карьерным ростом стратегически важной задачей.
2. Правовые основы карьерного продвижения
Основным нормативным актом, регулирующим вопросы муниципальной службы, является Федеральный закон № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». В соответствии с ним, приоритетными направлениями кадровой политики являются:
- Создание условий для профессионального роста.
- Формирование кадрового резерва.
- Внедрение прозрачных механизмов назначения и продвижения.
Также важную роль играют региональные и муниципальные нормативные акты, конкретизирующие порядок аттестации, конкурсного отбора и ротации кадров.
3. Виды служебно-профессионального продвижения
3.1. Вертикальная карьера
- Сущность: переход на более высокую должность в иерархии (например, от специалиста к начальнику отдела).
- Критерии: результаты работы, стаж, дополнительное образование, успешная аттестация.
- Стимулы: повышение зарплаты, расширение полномочий, статусные преимущества.
3.2. Горизонтальная карьера
- Сущность:
- Ротация между отделами без изменения должности (например, перевод из финансового отдела в управление ЖКХ).
- Временные проектные роли (руководство рабочими группами, участие в межведомственных комиссиях).
- Расширение зоны ответственности (например, курирование новых направлений).
- Преимущества:
- Развитие универсальных компетенций.
- Снижение «профессионального выгорания».
- Подготовка к вертикальному росту.
4. Механизмы продвижения муниципальных служащих
4.1. Основные процедуры
1. Повышение в должности/квалификации
- Проводится на конкурсной основе или по решению аттестационной комиссии.
- Требования: соответствие квалификационным требованиям, положительная репутация.
2. Перемещение
- Инициатива работодателя (для закрытия кадровых дефицитов) или сотрудника (по личному заявлению).
- Пример: перевод специалиста из отдела архитектуры в отдел градостроительства.
3. Понижение
- Применяется в случаях:
- Неудовлетворительные результаты аттестации.
- Сокращение штата.
- Медицинские ограничения.
4.2. Поддерживающие инструменты
- Кадровый резерв — формирование пула перспективных сотрудников для замещения вакансий.
- Программы наставничества — развитие молодых специалистов.
- Целевое обучение — направление на курсы повышения квалификации.
5. Проблемы и пути их решения
Проблемой является недостаток вакансий, которая может решиться развитием горизонтальной карьеры, создание гибких должностных инструкций.
Другая проблема — это субъективность в отборе. Путь решения данной проблемы состоит во внедрении автоматизированных систем оценки (например, KPI, грейдинг).
И еще одной проблемой выступает низкая мотивация. В решении помогут нематериальные стимулы (грамоты, публичное признание), проектная работа.
Служебно-профессиональный рост муниципального служащего осуществляется в соответствии с определённой стратегией и тактикой.
Стратегия в данном контексте представляет собой научно обоснованный метод управления профессиональными и личностными ресурсами служащего с целью достижения определённого должностного статуса.
Карьерная стратегия развития персонала — это способ достижения целей в области управления карьерой.
Стратегический подход к построению карьеры всегда нацелен на конкретные результаты и демонстрирует пути достижения долгосрочных целей.
Цель стратегии — обеспечить стабильное и прогрессивное развитие карьеры сотрудников.
Задача стратегического управления карьерным ростом муниципальных служащих — разработать и реализовать комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности сотрудников и обеспечение долгосрочной жизнеспособности органа местного самоуправления в условиях постоянных изменений.
Современная экономическая концепция управления карьерой предполагает стратегический подход к выбору и адаптации общих направлений деятельности работодателя. Эти направления подкрепляются комплексными управленческими усилиями и направлены на поиск устойчивого преимущества в формировании и использовании конкурентоспособных сотрудников.
Для достижения данной цели необходимо руководствоваться рядом основополагающих административных принципов, регламентирующих формирование и реализацию стратегии управления карьерным развитием муниципальных служащих.
Во-первых, принцип непрерывности карьерного роста предполагает, что достижение любой карьерной цели не является окончательным и не должно служить поводом для остановки. Продвижение по служебной лестнице может замедляться или приостанавливаться в условиях возникновения непредвиденных трудностей, однако оно не должно быть безвозвратно прервано. Данный принцип во многом зависит от совокупности профессиональных и личностных качеств служащего, а также от специфики окружающей его организационной среды.
Во-вторых, принцип осмысленности карьерного роста требует, чтобы каждое карьерное действие имело целесообразный характер. Выбор карьерных целей должен быть обоснован и ориентирован на достижение прогнозируемых результатов, которые могут быть сопоставлены с достижениями конкурентов. Важным аспектом служебно-деловой карьеры является гармонизация смыслов личной жизни, профессиональной деятельности коллектива и муниципальной службы в единое целое.
В-третьих, принцип соразмерности карьерного роста предполагает, что скорость продвижения служащего по служебной лестнице должна быть оптимальной и сбалансированной. В любом коллективе присутствуют как лидеры, так и отстающие. Успешная карьера характеризуется движением в группе лидеров, однако чрезмерно высокая скорость продвижения может угрожать её устойчивости. Оптимальная динамика карьерного роста предполагает не только избегание чрезмерной медлительности, но и предотвращение излишней поспешности. Как гласит народная мудрость, тот, кто стремится слишком быстро занять позицию начальника своих начальников, рискует стать подчиненным своих подчиненных.
В-четвертых, принцип маневренности карьерного роста подчеркивает, что прямолинейное продвижение по служебной лестнице возможно лишь в условиях свободного должностного пространства. В условиях жесткой конкурентной среды такие условия практически отсутствуют. Попытка служащего достичь карьерного роста с максимальной скоростью может привести к карьерным конфликтам и неудачам. Следует отметить, что любая карьера не обходится без временных спадов. В связи с этим необходимо обладать навыками стратегического маневрирования. Умение своевременно и эффективно использовать периоды спадов является ключевым фактором успешного карьерного роста.
В-пятых, принцип экономичности карьерного роста предполагает достижение максимального карьерного результата при минимальных затратах ресурсов. Карьерный путь является длительным процессом, требующим рационального распределения усилий и ресурсов. Важно оптимизировать затраты, избегая их нерационального использования на ранних этапах карьерного пути.
Наконец, принцип заметности карьерного роста подчеркивает, что служащий, добросовестно стремящийся к карьерному успеху, неизбежно будет замечен. Желательно, чтобы это произошло на уровне руководства. Значительную роль в данном процессе играют субъективные факторы и случайные обстоятельства. Чем выше уровень известности служащего и востребованность его профессиональных компетенций, тем шире его карьерные перспективы [5].
В современном мире карьерная стратегия на муниципальной службе играет важную роль. Это научно обоснованный подход к управлению профессиональными и личными ресурсами сотрудника, который помогает достичь желаемого статуса — должностного, правового и социального.
Руководитель и сотрудники должны хорошо понимать карьерное пространство муниципального органа. Важно знать его текущее состояние и перспективы развития структуры и штатного расписания. Это необходимо для эффективного управления профессиональным ростом сотрудников.
Устойчивость карьерного пути во многом зависит от структуры карьерного пространства. На муниципальной службе выделяют пять групп должностей и пятнадцать классных чинов. Такая структура создаёт условия для планомерного продвижения по службе и повышения квалификации.
Список литературы
- Федеральный закон от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.consultant.ru. – Систем.требования: IBM PC, InternetExplorer
- Боженов, С.А. Долгосрочная целевая программа «Формирование и развитие системы региональной кадровой политики на 2011 - 2015 годы» [текст] / С.А. Боженов // Государственное и муниципальное управление: теория и практика. – 2010. – №1. – С. 13-20
- Валинская, О. Как планировать карьеру и продвигать перспективных сотрудников [Текст] / О. Валинская // Кадровое дело. - 2014. - №5.- С.86-99
- Ведута, Е.Н. Стратегия управления карьерой [Текст] / Е.Н. Ведета. - М.: Академический проспект, 2003. – 392 с.
- Гончаров, В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала [Текст] / В.В. Гончаров. - М.: МП «Сувенир», 1999. - 487 с.
- Дятлов, В.А. Управление персоналом [Текст] / В.А. Дятлов. – М.: Приор, 2008. – 401 с.
- Егоршин, А.П. Управление персоналом [Текст] / А.П. Егоршин. – М.: Инфра-М., 2002. – 218 с.
- Кабанова, А.М. Управление персоналом организации [Текст] / под ред. А.М. Кабанова. – М.: Инфра-М, 2008. – 269 с.
- Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом [Текст] / А.Я. Кибанов. – М.: Инфра-М., 2003. – 500 с.
- Лексин, В., Швецов, А. Региональная Россия начала XXI века: новая ситуация и новые подходы к ее исследованию и регулированию [Текст] /В. Лексин, А. Швецов // Российский экономический журнал. - 2004. - № 11-12. - С.16-17
- Муниципальная служба / Под ред. В.А. Шульги. - М.: Изд-во Российской государственной академии, 2002. - 412 с.
- Самыгин, С.И. Управление персоналом [Текст] / С.И. Самыгин. – Ростов на Дону: «Феникс», - 2001. – 359 с.
- Сергеева, Т.Ю. Методы и схемы государственного и муниципального управления [Текст] / Т.Ю. Сергеева. - М.: Экзамен, 2006. – 175 с.
- Управление персоналом: энциклопедия [Текст] / Под ред. проф. А.Н. Кибанова, - М.: ИНФРА-М. – 2009
- Юрзинова, И.Л., Незамайкин, В.Н. Государственное и муниципальное управление [Текст] / И.Л. Юрзинова, В.Н. Незамайкин. - М.: Экзамен, 2006. – 653 с.