В современном социуме значительная часть представителей имеет статус людей с ограниченными возможностями здоровья. Так, многие из них являются студентами высших учебных заведений, внутри которых создаются определенные условия для достижения доступной среды и обеспечения равных возможностей для всех обучающихся. Также, существуют определенные адаптивные программы для создания комфортного нахождения студента с ограниченными возможностями здоровья в стенах учебного заведения [1].
Так, в рамках адаптации используется один из известных инструментов – это инклюзивный туризм, в рамках которого создается безбарьерная среда для обеспечения полноценного путешествия студентов с учетом всех их индивидуальных особенностей.
В данном случае институт или университет может выступать в качестве одного из главных средств развития данного направления, так как обладает существенной базой в виде кадров, инфраструктуры, студенческих движений и сообществ, научно – методической составляющей и др. Объединяя социальные, инфраструктурные, образовательные факторы создается площадка для эффективного развития и продвижения инклюзивного туризма [4].
Целью данного исследования является выявление роли высшего учебного заведения в развитии инклюзивного туризма и его продвижении.
Материал и методы исследований. В ходе написания работы был использован анализ научно – методической литературы, а также опыт в области инклюзивного туризма университетов и институтов на территории РФ.
Результаты исследований и их обсуждение. В первую очередь, высшие учебные заведения могут выступать в качестве сильного катализатора инклюзивной направленности в туризме среди студентов, так как на данный момент используются и разрабатываются все более новые образовательные программы, направленные на подготовку специалистов в данной сфере.
Так, это могут быть различные курсы или же дополнительные модули, в ходе которых изучается множество аспектов: особенности построения модели общения в социуме студентом с ограниченными возможностями здоровья, характеристика и актуальность тех или иных способов адаптации к профессиональным и образовательным условиям, детали организации туристического процесса в зависимости от индивидуальных особенностей студента и др. В том числе сюда же можно отнести различные онлайн – ресурсы в виде лекций, семинаров, конференций, где происходит обсуждение тенденций развития данного направления, вместе с этим и способы его популяризации.
Также, неотъемлемой частью является практическая часть, в рамках которой студенты могут пробно разрабатывать инклюзивные туристические маршруты, организовывать экскурсии в различных местах, тем самым набираясь опыта в данной сфере [3].
Во – вторых, в развитии данной отрасли активно принимают участие студенческие сообщества, проявляя инициативу в формировании программ сопровождения, а также усовершенствовании технологических процессов по получению нужной информации студентом с ограниченными возможностями здоровья. Так, зачастую студенты выступают в качестве волонтеров на мероприятиях такого характера, оказывая при необходимости персональную помощь каждому студенту с какими – либо ограничениями [2]. Вместе с этим, как говорилось выше, волонтеры предстают в роли гидов в ходе проведения экскурсий или же квестов, благодаря чему предоставляют возможность людям с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими заниматься туризмом.
Неотъемлемой частью в жизни каждого студента являются технологии, именно поэтому для облегчения осуществления инклюзивного туризма волонтеры корректируют и создают новые в использовании средства, такие как: мобильные приложения, карты городов, а также виртуальные туры. Так, в основе создания удобных маршрутов для восприятия используются различные голосовые помощники, более крупные и объемные изображения, возможность создания пары между мобильным устройством и слуховым аппаратом [5].
Для более удобного перемещения людей с ограниченными возможностями здоровья существуют и корректируются специальные сайты, на которых указываются все особенности доступной среды, вместе с чем все представленные объекты на карте разделяются по категориям. Так, учитывается наличие пандусов, лифтов, парковки, автоматические двери, кнопка вызова персонала и многое другое. Это значительно может облегчить выбор места как в рамках инклюзивного туризма в группе, так и индивидуально.
Данные инициативы являются довольно эффективными, так как оказывают влияние как на студентов – волонтеров, так и на обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В первую очередь, это отличная база для получения опыта и дальнейшего его применения в профессиональной деятельности, вместе с этим развиваются и коммуникативные навыки, заключающиеся в построении связей с различными туроператорами [1]. Студенты же с ограниченными возможностями здоровья становятся активными участниками туристического процесса, благодаря чему более быстро адаптируются к условиям института или университета. Организация доступной среды благоприятно сказывается на социализации и раскрытии личности каждого человека, вместе с этим в последующем появляется и вовлеченность во многие учебные процессы.
Такая активная деятельность студентов в сфере инклюзивного туризма приводит к гуманизации общества, тем самым развиваются и распространяются идеи о равных возможностях для всех людей.
Выводы. Таким образом, высшее учебное заведение выступаем фундаментальной площадкой для развития и популяризации такого направления, как инклюзивный туризм. Одновременно оно объединяет в себе практическую и научно – методологическую части, тем самым создавая все условия для создания безбарьерной среды вокруг и в рамках туризма. Именно высшие учебные заведения в некотором роде определяют направление развития инклюзивного туризма и задают его темпы.
Список литературы
- Бонкало, Т.И. Соблюдение принципа инклюзии в системе высшего образования как условие успешной профессиональной подготовки студентов с инвалидностью и овз / Т. И. Бонкало, В. М. Гребенникова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2022. — № 4. — С. 73-81
- Вельская, Г. Г. Социальные коммуникации и социальная реклама в сфере инклюзивных практик: учебно-методическое пособие / Г. Г. Вельская, А. Л. Абаев. — Москва: Дашков и К, 2023. — 124 с.
- Конанова, Е. И. Инклюзивный туризм: технология и организация туристского продукта: учебное пособие / Е. И. Конанова. — Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2019. — 128 с.
- Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: монография / А. Ю. Шеманов, Н. Т. Попова, В. А. Суковатая [и др.]; под редакцией С. В. Алехина. — Москва: МГППУ, 2013. — 334 с.
- Юдина, Е.В. Технологические инновации в туризме: как они изменяют отрасль / Е. В. Юдина, Н. В. Шпильман, Т. В. Козаев // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. — 2024. — № 1. — С. 49-56