ЭМПИРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ПЕСНИ

ЭМПИРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ПЕСНИ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

66

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 24 (225), Июнь ‘25

Поделиться

Статья посвящена исследованию влияния музыки на деятельность мозга и анализу ее значимости в процессе изучения иностранных языков. В работе представлены результаты множества исследований, выполненных учеными из различных стран, подтверждающих положительное воздействие занятий музыкой на развитие фонологических навыков и языковых способностей, что оказывает значительное влияние на улучшение чтения и восприятия речи. Особый акцент сделан на использовании песен и музыкальных композиций в образовательном процессе. Отмечается, что регулярные прослушивания и исполнение песен на иностранном языке являются эффективным способом расширения вокабуляра, закрепления грамматических конструкций и улучшения произносительных навыков. В статье рассмотрены примеры из различных культурных традиций, иллюстрирующие, как интеграция музыки в обучение способствует более глубокому пониманию культуры и менталитета носителей языка, облегчая освоение иностранного языка. Подводя итог, статья подчеркивает значимость интеграции музыкальных элементов в программы изучения иностранных языков, делая акцент на важности учета междисциплинарного подхода в педагогике и необходимости дальнейших исследований в данной области.

Музыка и язык имеют несколько общих черт и взаимосвязей. Во-первых, оба являются формами коммуникации и могут передавать эмоции, настроения и информацию. Музыка использует ритм, высоту звука и тембр для создания определенных чувств и образов, тогда как язык использует слова, грамматику и интонацию для передачи смысла. Во-вторых, музыка и язык часто взаимодействуют друг с другом. Например, многие песни содержат тексты, которые помогают слушателю понять ее мотив и глубокий смысл. В других случаях музыка часто используется для усиления эмоционального воздействия текста. В-третьих, музыка и язык могут быть использованы для выражения культурных особенностей и идентичности.

Например, народные песни могут отражать историю и традиции конкретного народа, а музыкальные жанры могут развиваться и изменяться в зависимости от социальных и культурных условий.

Таким образом, музыка и язык имеют тесную связь и взаимно дополняют друг друга, помогая людям общаться, выражать свои чувства и понимать окружающий мир.

Исследование, описанное в статье 2015 года и проведенное группой психологов развития из Германии, изучало взаимосвязь между развитием музыкальных навыков и языковыми навыками. Была выдвинута теория, что музыка обладает силой объединять людей, выражать глубокие чувства и несет в себе богатый культурный заряд, и в этом смысле музыка очень похожа на язык, ведь даже правила композиции во многом схожи с правилами грамматики и письма.

Во время практической части исследования участники исследования разделили дошкольников на две группы, одна из которых ежедневно получала уроки музыки в школе. На более позднем этапе были измерены фонологические способности детей. То есть способность творчески использовать язык и управлять им необычными способами. Например, дети с лучшей фонологической осведомленностью могут распознавать, когда слова рифмуются, успешно распознавать отдельные звуки в словах и объединять отдельные звуки в слова. Было показано, что ранняя фонологическая осведомленность является важным предиктором улучшения способностей к чтению в более позднем возрасте. Результаты исследования показали, что дети, которые получали уроки музыки каждый день, имели более высокую фонологическую осведомленность, чем те, кто этого не делал. Таким образом, языковые навыки идут рука об руку с музыкой.

Почти в каждой человеческой культуре есть музыкальные произведения, и в основном они написаны на языке оригинала. Многие песни написаны на сотнях или даже тысячах языков. Однако есть некоторые языки, которые отождествляются с музыкой гораздо более отчетливо. Многие любители музыки стремятся изучать определенные языки, чтобы углубить свои исследования любимых музыкальных стилей. [3]

Исследование показало, что ранняя фонологическая осведомленность, которая развивается благодаря музыке, является важным предиктором улучшения способностей к чтению в более позднем возрасте. Поэтому обучение музыке или обучение под музыку может помочь в развитии языковых навыков.

Музыка предоставляет и провоцирует реакцию, которая является универсальной, заложенной в нашем эволюционном развитии, и приводит к значительным изменениям в эмоциях и движении. Указанные выше анатомические ассоциации предполагают, что музыку следует рассматривать как один из способов стимулирования мозга. Музыка предлагает неинвазивный метод, который привлек много внимания, но мало изучался эмпирически. Целительная ценность музыки частично объясняется её культурной ролью в облегчении социального обучения и эмоционального благополучия. Однако ряд исследований показал, что ритмическое вовлечение моторной функции может активно способствовать восстановлению движений у пациентов с инсультом, болезнью Паркинсона, детским церебральным параличом и черепно-мозговыми травмами. Исследования людей с нарушениями памяти, такими как болезнь Альцгеймера, показывают, что нейронные следы памяти, сформированные через музыку, глубоко укоренились и более устойчивы к нейродегенеративным влияниям. Результаты отдельных испытаний показывают, что музыкотерапия принимается людьми с депрессией и связана с улучшением расстройств настроения. Кроме того, потенциальные применения музыкотерапии у пациентов с нейропсихиатрическими расстройствами, включая расстройства аутистического спектра, хотя и интуитивные, привели к психотерапевтическим практикам, направленным на прямое пробуждение эмоций. [4]

Эндрю Э. Бадсон, доктор медицины, автор, член редакционно-консультативного совета «Harvard Health Publishing» опубликовал статью с данными о пользе музыке для мозга. Из нее следует, что музыка действительно способна оказывать влияние на самочувствие, обучение, когнитивные функции, качество жизни и даже счастье. Недавнее исследование, проведённое AARP, показало некоторые интересные выводы о воздействии музыки на когнитивную и эмоциональную составляющую благополучия: участники, которые слушают музыку, продемонстрировали более высокие показатели психологического благополучия и немного снизили уровни тревоги и депрессии по сравнению с населением в целом.

Из числа опрошенных участников, которые в настоящее время посещают живые музыкальные мероприятия, 69% оценили состояние своего мозга как «отличное» или «очень хорошее» по сравнению с 58% среди тех, кто посещал такие мероприятия ранее, и 52% среди тех, кому не довелось посетить концерты.

Среди респондентов, которые сообщили, что в детстве они часто подвергались воздействию музыки, 68% оценили свою способность к освоению нового материала как «хорошее» или даже «отличное», тогда как только 50% среди лиц, не подверженных воздействию музыки в детстве, оценили свою обучаемость на таком уровне. Активное участие в музыкальных мероприятиях, в частности среди людей старше 50 лет, ассоциировано с более высокими уровнями счастья и когнитивного функционирования.

Взрослые респонденты, которые не имели раннего музыкального опыта, но сейчас активно занимаются музыкой, демонстрируют показатели психологического самочувствия выше средних значений.
Однако стоит отметить, что исследование обладает некоторыми ограничениями. Прежде всего, в нём участвовало 3185 взрослых граждан США в возрасте от 18 лет и старше, что составляет небольшую долю населения страны, насчитывающего около 328 миллионов человек. Во-вторых, опрос представлял собой анкетирование, в котором участники делились своими впечатлениями, но отсутствовали объективные методы оценки состояния мозга, такие как МРТ или тесты на когнитивные способности.

Кроме того, даже если оценки оказались точными, полученные данные указывают лишь на корреляционные связи. Они не подтверждают, например, что раннее музыкальное воспитание в детстве обязательно улучшает способность к обучению новым навыкам. Вполне возможно, что дети, выросшие в более обеспеченных семьях, чаще сталкивались с воздействием музыки и получили лучшее образование, что впоследствии помогло им легче осваивать новую информацию в дальнейшем. [1]

Хотя исследование AARP показало, что те, кто активно слушал музыку, показали самые сильные преимущества для мозга, даже те, кто в основном слушал фоновую музыку, показали преимущества. Музыка может поднять настроение, соответственно, если настроение упадочное – необходимо включить задорную песню. Быстрая музыка может дать энергию. Если же совместить музыку с аэробной и социальной активностью, можно получить от нее максимальную пользу для здоровья.

В 2018 году группой итальянских ученых была выдвинута гипотеза о том, что существует связь между музыкальными способностями и умением изучать иностранные языки. Было показано, что навыки изучения иностранных языков основываются на ритме, пении и восприятии музыки, а музыкальная подготовка способствует развитию фонетических навыков, необходимых для изучения иностранных языков. Также существуют исследования роли музыки в специфических расстройствах обучения, особенно при дислексии. У пациентов с нарушениями обучения помимо хорошо известных недостатков пространственного зрения наблюдается нарушение восприятия ритма. Музыкальное обучение у таких детей может помочь им достичь лучших результатов в тестах на правописание и фонематическое сегментирование.

Студентам предлагалось пройти два разных эксперимента с использованием ряда тестов для анализа навыков чтения на родном языке, понимания текста, вычислений, внимания и саморегуляции (по мнению родителей и учителей). Результаты показали, что студенты с низкими достижениями плохо справлялись с тестами на понимание прочитанного на родном языке и имели проблемы с контролем внимания. Авторы предположили, что студенты с трудностями в изучении иностранных языков подвержены риску развития синдрома дефицита внимания, но не расстройств обучения. Нейрофизиологические аспекты, связанные с восприятием музыки, стали предметом многочисленных исследований за последние годы. [5]

Исследования подмечают корреляцию между лингвистическими и музыкальными компонентами. Согласно этим исследованиям, музыку можно рассматривать как эквивалент языка, который также состоит из дискретных элементов и конкретных правил. На самом деле было показано, что язык и музыка используют некоторые общие нейронные пути, опровергая теорию о существовании двух независимых областей: правой для музыки и левой для языка.

Целью исследования являлась оценка того, существует ли корреляция между навыками изучения иностранных языков и музыкальными способностями через анализ академических достижений в области изучения иностранных языков и музыки.

После проведения исследования и запроса сотрудничества различных школ была выбрана школа для выполнения проекта, которая соответствовала требованиям по количеству студентов, изучаемым иностранным языкам (французский и английский) и наличию специальных курсов с шестью часами занятий музыкой в неделю. Были записаны все ученики средней школы (итальянской средней школы) для участия в проекте. Критерии исключения включали наличие инвалидности, связанной с обучением, или прямое влияние на способности к обучению (30 детей), а также возможность вмешательства другого языка (того же или иного, чем изученные в школе). Было исключено 53 двуязычных ребенка, чьи родители говорили на разных родных языках или эмигрировали, чтобы избежать необъективности результатов внешними факторами. В исследование были включены оставшиеся 502 ученика в возрасте от 10 до 14 лет. В исследовании участвовали 12 учителей. Что касается методологии школьной программы, школа и учителя следуют общепринятым принципам учебной программы среднего уровня.

Был сделан вывод о том, что навыки изучения иностранных языков тесно связаны с музыкальными способностями. Фактически, была продемонстрирована значительная статистическая корреляция между баллами, полученными учеником по музыке по сравнению с английским и французским языками как в традиционных, так и в специальных курсах. Более того, сравнение между двумя группами (традиционные и специальные курсы) показало, что согласие более выражено в специальных курсах: ученики с музыкальными способностями или подвергающиеся воздействию специфического музыкального воздействия демонстрируют лучшие успехи в изучении иностранных языков. Эти результаты интересны с точки зрения множества аспектов: они отражают потенциальное воздействие нейрофизиологических теорий, связывающих музыку и процессы обработки языка.

В 2021-2023 годах был проведен ряд исследований, посвященных влиянию музыки и технологий на процесс изучения иностранного языка (на примере английского языка). Исследования были направлены на изучение взаимосвязи между музыкой и образовательными технологиями и их потенциального воздействия на результаты обучения. В исследовании были взяты за основу три параметра: академические достижения (AA), творческое мышление (CT) и самооценка (SE) у учащихся, изучающих английский язык как иностранный (EFL). Эти параметры были выбраны для изучения влияния технологии-обогащенного обучения через музыку (TELLTM) на образовательный процесс. Исследования показывают, что использование TELLTM приводит к значительному улучшению всех трех параметров у учащихся, что подтверждает эффективность подхода к обучению.

Влияние технологии-обогащенного обучения через музыку (TELLTM) на академические достижения (AA) студентов может быть проанализировано с точки зрения различных факторов.

Во-первых, TELLTM способствует улучшению усвоения учебного материала благодаря использованию мультимодальных подходов к обучению, включая аудио и визуальные компоненты. Это делает материал более доступным и интересным для студентов, что ведет к лучшему пониманию и запоминанию информации. [2]

Во-вторых, использование музыки в процессе обучения может способствовать развитию когнитивных навыков студентов, таких как память, внимание и концентрация. Музыка стимулирует мозговую активность и помогает студентам сосредоточиться на задании, что также положительно сказывается на их академических успехах.

В-третьих, TELLTM может повышать мотивацию студентов к учебе, делая процесс обучения более увлекательным и интерактивным. Студенты, обучающиеся с помощью музыки, могут чувствовать себя более вовлеченными в процесс обучения, что также способствует улучшению их академической успеваемости.

В технологии-обогащенном обучении через музыку (TELLTM) используются разнообразные методы обучения, направленные на максимальное использование потенциала музыки для улучшения образовательных результатов.

Исследования продемонстрировали, что технология-обогащенное обучение через музыку (TELLTM) оказывает значительное положительное влияние на академические достижения (AA), творческое мышление (CT) и самооценку (SE). Учащиеся, обучающиеся с использованием музыкального подхода, демонстрируют улучшение всех трех показателей по сравнению со студентами, обучающимися традиционными методами. Результаты исследований подчеркивают важность интеграции музыки в процесс обучения языкам и предоставляют ценную информацию для учителей, разработчиков учебных программ и политиков о том, как включить музыкальные элементы в учебные программы для повышения эффективности обучения.

Помимо полученных данных из исследований выше, другим экспериментом было выявлено, что музыка оказывает значительное влияние на концентрацию внимания у детей с нарушениями внимания. Статистика показывает, что музыка может улучшить уровень концентрации и общее настроение у таких детей. Комплексные исследования в области неврологии подтверждают важность музыки для мозга человека, особенно для детей с нарушениями внимания.

Музыка способна активизировать различные области мозга, ответственные за концентрацию и понимание. Она также может помочь детям справиться с эмоциями и улучшить их способность выражать свои чувства. Музыка может служить средством развития способности понимать связи между восприятием музыки и распознаванием эмоций. В результате она может стать эффективным инструментом для улучшения мозговой деятельности и общего состояния детей с нарушениями внимания.

Музыка также способствует улучшению социальных навыков, поскольку дети могут совместно участвовать в музыкальных проектах, что укрепляет их коммуникационные и кооперативные способности.

Важно отметить, что внедрение музыки в повседневную жизнь детей с нарушениями внимания требует тщательного подхода. Индивидуальные потребности каждого ребенка должны учитываться при выборе типа музыки и частоты её использования. Также необходимо учитывать контекст, в котором музыка будет применяться, чтобы создать наиболее благоприятные условия для достижения наилучших результатов. Музыкальная деятельность может происходить где угодно и когда угодно, что может улучшить их способность концентрироваться и проявлять творческий подход даже во время повседневных дел.

Таким образом, интеграция музыки в среду обучения детей с нарушениями внимания является эффективным средством, которое совершенствует процессы обучения и помогает им развивать моторику, понимание и общение. Акцент на связи музыки с учебным процессом способствовал созданию творческой, вдохновляющей среды, которая поддерживает общее развитие ребенка. Сочетание физической активности и музыкальных занятий улучшает способность к концентрации и пространственному пониманию.

В Кфар-Сабе был реализован проект интеграции музыки в учебный процесс, где музыка использовалась в различных учебных курсах, включая математику и иврит, что делало обучение более интересным и разнообразным. Ежедневные музыкальные мастер-классы способствовали развитию музыкальных способностей и улучшали эмоциональное состояние детей, что помогало им лучше концентрироваться и усваивать материал.

Проект в Кфар-Сабе также предусматривал добавление музыкальных произведений в стандартные уроки, что делало обучение более экспериментальным и захватывающим. Создание музыкальных проектов, направленных на самовыражение и решение внутренних проблем, помогло детям использовать музыку как инструмент творчества. Музыка стала неотъемлемой частью учебного процесса, способствуя не только эффективному обучению, но и художественному, социальному и эмоциональному развитию детей. [6]

Вывод исследования следующий: интеграция музыки в учебный процесс делает обучение более интересным и разнообразным, улучшая эмоциональное состояние и способствуя творческому самовыражению. Музыка становится неотъемлемой частью учебного процесса, способствуя эффективному обучению и развитию социальных, эмоциональных и творческих навыков.

Песни являются мощным инструментом для улучшения процесса изучения иностранных языков, предоставляя разнообразные преимущества для студентов. Они помогают улучшить произношение, увеличить словарный запас, улучшить память, повысить мотивацию, развить навыки слушания и усилить культурную осведомленность. Включение музыки в образовательный процесс также помогает снизить уровень тревожности и повысить уверенность студентов в своих языковых навыках.

Список литературы

  1. Budson A. E. Why Is Music Good for the Brain? [Электронный ресурс] Сайт: Harvard Health Blog. URL: https://www.health.harvard.edu/blog/why-is-music-good-for-the-brain-2020100721062 (дата обращения: 28.04.2025)
  2. Chen M., Mohammadi M., Izadpanah S. Language Learning Through Music on the Academic Achievement, Creative Thinking, and Self-Esteem of the English as a Foreign Language (EFL) Learners [Электронный ресурс]. Сайт: sciencedirect.com URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0001691824001951 (дата обращения 26.04.2025)
  3. Degé, F. Associations Between Musical Abilities and Precursors of Reading in Preschool-Aged Children. Early Childhood Research Quarterly. – 2015. – P. 10-18
  4. Mari G. Scorpecci A., Reali L. Music identification skills of children with specific language impairment. 2016. – 203 p.
  5. Picciotti P. Correlation between musical aptitude and learning foreign languages: an epidemiological study in secondary school Italian students. 2018. – P. 51-55
  6. השפעת המוזיקה על ריכוז הילדים עם הפרעות קשב [Электронный ресурс]. Сайт: mthafakot.com URL: השפעת המוזיקה על ריכוז הילדים עם הפרעות קשב https://mthafakot.com (дата обращения 08.05.2025)