В процессе внеурочной деятельности по истории современные педагоги сталкиваются с новыми проблемами, связанными с влиянием СМИ и социальных сетей. Первая проблема заключается в том, что учащиеся часто находят историческую информацию, которая может быть недостоверной или искаженной. Учителю необходимо обучить учеников критически оценивать источники и различать художественный вымысел от научного подхода. Вторая проблема — манипуляция общественным сознанием через СМИ, что затрудняет поиск объективной информации по сложным историческим темам. Учителям нужно постоянно обновлять свои знания и источники, включая оцифрованные архивные документы и новые сборники.
Важно также обучить старшеклассников работать с мемуарной литературой, подчеркивая необходимость сопоставления различных источников. Кроме того, учителю следует развивать у учеников навыки научного выступления и дискуссии, включая основы научного этикета. Все это требует от педагога значительных усилий и системного подхода.
В рамках эксперимента были проведены мероприятия, такие как конференция «Цена Победы 1945 года», круглый стол о коллективизации на Ставрополье, а также виртуальные экскурсии по истории региона в годы войны и исследовательские проекты о выдающихся личностях, таких как Артём Микоян и маршал К.К. Рокоссовский [1, с. 95].
Эксперимент состоял из трех этапов:
- Констатирующий — изучение документации, беседы с учителями и анкетирование учащихся.
- Формирующий — проведение внеклассных мероприятий и исследовательских проектов.
- Контрольный — анализ результатов, повторное анкетирование и выводы.
В нашей статье будет освещен только первый этап проведения эксперимента.
На первом этапе эксперимента было проведено изучение рабочей документации, связанной с проектом патриотического воспитания, приуроченным к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне [2, с. 9]. Проект охватывает обучающихся 1-11 классов и направлен на изучение ключевых событий войны, роли Ставропольского края и подвигов местных жителей, а также на воспитание любви к родному краю и патриотических чувств.
В процессе преддипломной практики были изучены календарно-тематические и поурочные планы учителей истории. Это позволило выявить, какие методы используются для формирования исторического сознания учащихся, какова роль внеклассных мероприятий в учебном процессе и на какие познавательные и воспитательные процессы они ориентированы. Анализ показал, что все учителя акцентируют внимание на формировании патриотизма и углублении знаний по истории, применяя разнообразные методы и приемы.
Анализ планов показал, что:
- Основной формой обучения истории являются стандартные уроки.
- Внеклассные краеведческие мероприятия проводятся несколько раз в четверть.
- Учителя тщательно подготавливаются к каждому внеклассному мероприятию.
Для выявления знаний по отечественной и региональной истории, а также уровня познавательного интереса, было проведено анкетирование среди учащихся 10-А класса. Участие в анкетировании приняли все ученики, оно проводилось анонимно и заняло 25 минут.
Вопросы анкеты:
- Как вы понимаете слово «патриотизм»?
- Как вы понимаете слово «гражданин»?
- Что вызывает у Вас чувство гордости за свою страну?
- Готовы ли Вы при необходимости встать на защиту Родины?
- Что Вы знаете о наших земляках - ставропольцах - героях Великой Отечественной войны?
- Что вы знаете о выдающихся полководцах и создателях военной техники периода войны?
- Что вы знаете о наших земляках-участниках битвы за Кавказ?
Результаты анкетирования:
- На вопрос о патриотизме большинство учащихся отметили его как чувство любви и уважения, но не смогли дать развернутый ответ.
- В отношении гражданина большинство определили его как человека, знающего законы страны, не упомянув активную гражданскую позицию.
- Большинство гордятся историей страны и победой в Великой Отечественной войне.
- Более половины учащихся готовы встать на защиту Родины, однако для остальных это зависит от обстоятельств.
- На вопросы о героях войны и полководцах многие не смогли ответить, лишь несколько учеников вспомнили Г.К. Жукова.
Также было проведено первичное диагностирование по методике Е.В. Ненаховой [3, с. 209] позволяющей оценить уровень познавательного интереса и отношение учащихся к учебе. Результаты показали, что в классе преобладают ученики со средним уровнем познавательного интереса к истории, меньше — с низким и еще меньше — с высоким уровнем.
Анализ планов обучения истории выявил, что основным форматом являются стандартные уроки, а внеклассные мероприятия проводятся несколько раз в четверть с тщательной подготовкой.
Результаты анкетирования показали, что учащиеся занимаются учебной деятельностью в основном ради общего развития на уроках, тогда как внеурочная деятельность не оказывает значительного влияния на их познавательный процесс. Уровень сформированности исторического сознания у десятиклассников находится на удовлетворительном уровне, и большинство из них не проявляют активного интереса к истории родного города и края.
Список литературы
- Шаликашвили, Е.Н. Освещение тематики Великой Отечественной войны на страницах школьных учебников истории разных лет: сравнительный анализ / Е.Н. Шаликашвили // Трудные вопросы истории России: методы преподавания и новые подходы в науке. Сборник статей по материалам V краевой научно-практической конференции, 14 октября 2021 г. – Ставрополь, 2021. – С. 92-97
- Масюкова, Н.Г. Учебно-методический комплект «История Ставрополья» как средство повышения качества образования по региональной истории / Н.Г. Масюкова // Трудные вопросы истории России: методы преподавания и новые подходы в науке. Сборник статей по материалам V краевой научно-практической конференции, 14 октября 2021 г. – Ставрополь, 2021. – С.6-12
- Ненахова, Е.В. «Диагностика познавательного интереса у обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы» / Е.В. Ненахова // Педагогическая социология и психология. – 2014. – № 2 – С.208-211