АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МИРА

АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МИРА

Авторы публикации

Рубрика

Образование

Просмотры

45

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 24 (225), Июнь ‘25

Поделиться

В статье рассматриваются особенности и проблемы организации внеурочной деятельности по истории в современных условиях, связанных с влиянием СМИ и социальных сетей на восприятие учащимися исторической информации. Также рассматривается необходимость формирования у школьников навыков критической оценки источников, работы с мемуарной литературой, а также развития умений научного выступления и дискуссии. Был проведен эксперимент с 25 учащимися 10-А класса, направленный на оценку эффективности внеклассных краеведческих мероприятий и проектных технологий в развитии исторического сознания и патриотизма. Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Анализ планов обучения и результаты анкетирования выявили, что основное внимание уделяется стандартным урокам и патриотическому воспитанию, а уровень познавательного интереса и исторического сознания у старшеклассников остается на среднем уровне. Выводы указывают на необходимость системного подхода и активизации внеклассной работы для повышения мотивации и углубления знаний по истории родного края.

В процессе внеурочной деятельности по истории современные педагоги сталкиваются с новыми проблемами, связанными с влиянием СМИ и социальных сетей. Первая проблема заключается в том, что учащиеся часто находят историческую информацию, которая может быть недостоверной или искаженной. Учителю необходимо обучить учеников критически оценивать источники и различать художественный вымысел от научного подхода. Вторая проблема — манипуляция общественным сознанием через СМИ, что затрудняет поиск объективной информации по сложным историческим темам. Учителям нужно постоянно обновлять свои знания и источники, включая оцифрованные архивные документы и новые сборники. 

Важно также обучить старшеклассников работать с мемуарной литературой, подчеркивая необходимость сопоставления различных источников. Кроме того, учителю следует развивать у учеников навыки научного выступления и дискуссии, включая основы научного этикета. Все это требует от педагога значительных усилий и системного подхода. 

В рамках эксперимента были проведены мероприятия, такие как конференция «Цена Победы 1945 года», круглый стол о коллективизации на Ставрополье, а также виртуальные экскурсии по истории региона в годы войны и исследовательские проекты о выдающихся личностях, таких как Артём Микоян и маршал К.К. Рокоссовский [1, с. 95].                                                                             

Эксперимент состоял из трех этапов:  

  1. Констатирующий — изучение документации, беседы с учителями и анкетирование учащихся. 
  2. Формирующий — проведение внеклассных мероприятий и исследовательских проектов. 
  3. Контрольный — анализ результатов, повторное анкетирование и выводы. 

В нашей статье будет освещен только первый этап проведения эксперимента.                                                                                           

На первом этапе эксперимента было проведено изучение рабочей документации, связанной с проектом патриотического воспитания, приуроченным к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне [2, с. 9]. Проект охватывает обучающихся 1-11 классов и направлен на изучение ключевых событий войны, роли Ставропольского края и подвигов местных жителей, а также на воспитание любви к родному краю и патриотических чувств. 

В процессе преддипломной практики были изучены календарно-тематические и поурочные планы учителей истории. Это позволило выявить, какие методы используются для формирования исторического сознания учащихся, какова роль внеклассных мероприятий в учебном процессе и на какие познавательные и воспитательные процессы они ориентированы. Анализ показал, что все учителя акцентируют внимание на формировании патриотизма и углублении знаний по истории, применяя разнообразные методы и приемы.    

Анализ планов показал, что: 

  • Основной формой обучения истории являются стандартные уроки. 
  • Внеклассные краеведческие мероприятия проводятся несколько раз в четверть. 
  • Учителя тщательно подготавливаются к каждому внеклассному мероприятию. 

Для выявления знаний по отечественной и региональной истории, а также уровня познавательного интереса, было проведено анкетирование среди учащихся 10-А класса. Участие в анкетировании приняли все ученики, оно проводилось анонимно и заняло 25 минут. 

Вопросы анкеты: 

  1. Как вы понимаете слово «патриотизм»? 
  2. Как вы понимаете слово «гражданин»? 
  3. Что вызывает у Вас чувство гордости за свою страну? 
  4. Готовы ли Вы при необходимости встать на защиту Родины? 
  5. Что Вы знаете о наших земляках - ставропольцах - героях Великой Отечественной войны? 
  6. Что вы знаете о выдающихся полководцах и создателях военной техники периода войны? 
  7. Что вы знаете о наших земляках-участниках битвы за Кавказ? 

Результаты анкетирования: 

  • На вопрос о патриотизме большинство учащихся отметили его как чувство любви и уважения, но не смогли дать развернутый ответ. 
  • В отношении гражданина большинство определили его как человека, знающего законы страны, не упомянув активную гражданскую позицию. 
  • Большинство гордятся историей страны и победой в Великой Отечественной войне. 
  • Более половины учащихся готовы встать на защиту Родины, однако для остальных это зависит от обстоятельств. 
  • На вопросы о героях войны и полководцах многие не смогли ответить, лишь несколько учеников вспомнили Г.К. Жукова. 

Также было проведено первичное диагностирование по методике Е.В. Ненаховой [3, с. 209] позволяющей оценить уровень познавательного интереса и отношение учащихся к учебе. Результаты показали, что в классе преобладают ученики со средним уровнем познавательного интереса к истории, меньше — с низким и еще меньше — с высоким уровнем.  

Анализ планов обучения истории выявил, что основным форматом являются стандартные уроки, а внеклассные мероприятия проводятся несколько раз в четверть с тщательной подготовкой.  

Результаты анкетирования показали, что учащиеся занимаются учебной деятельностью в основном ради общего развития на уроках, тогда как внеурочная деятельность не оказывает значительного влияния на их познавательный процесс. Уровень сформированности исторического сознания у десятиклассников находится на удовлетворительном уровне, и большинство из них не проявляют активного интереса к истории родного города и края.                                                                             

Список литературы

  1. Шаликашвили, Е.Н.  Освещение тематики Великой Отечественной войны на страницах школьных учебников истории разных лет: сравнительный анализ / Е.Н.  Шаликашвили // Трудные вопросы истории России: методы преподавания и новые подходы в науке. Сборник статей по материалам V краевой научно-практической конференции, 14 октября 2021 г. – Ставрополь, 2021. – С. 92-97
  2. Масюкова,  Н.Г. Учебно-методический комплект «История Ставрополья» как средство      повышения качества образования по региональной истории / Н.Г. Масюкова // Трудные вопросы истории России: методы преподавания и новые подходы в науке. Сборник статей по материалам V краевой научно-практической конференции, 14 октября 2021 г. – Ставрополь, 2021. – С.6-12
  3. Ненахова, Е.В. «Диагностика познавательного интереса у обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы» / Е.В. Ненахова // Педагогическая социология и психология. – 2014. – № 2 – С.208-211
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее