МЕХАНИЗМ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ

МЕХАНИЗМ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Уголовное право

Просмотры

95

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 24 (225), Июнь ‘25

Поделиться

В данной статье рассматривается механизм совершения общественно опасного деяния. Рассматриваются несколько видов преступного поведения, а также взаимодействие с окружающей средой человека, совершающего преступление. Взаимосвязь между индивидуальными характеристиками личности и преступлениями является чрезвычайно важной темой исследования.  Это связано с тем, что в каждом конкретном случае преступления причины его совершения демонстрируют более явную связь с личностью преступника, чем это наблюдается на общем уровне. В данной статье предпринята попытка систематизировать знания о механизмах преступного поведения, выделив основные этапы и факторы, влияющие на его формирование.

Механизм преступного поведения можно определить, как последовательность психических и поведенческих процессов, приводящих к совершению преступления. Он включает в себя следующие основные этапы:

  1. Формирование мотивации – возникновение потребности или желания, которое может быть реализовано преступным путем.
  2. Принятие решения – выбор преступного способа удовлетворения потребности.
  3. Планирование и подготовка – разработка плана действий, выбор средств и условий для совершения преступления.
  4. Реализация преступления – непосредственное совершение противоправного деяния.
  5. Пост криминальное поведение – действия, направленные на сокрытие преступления или избежание ответственности.

Факторы, влияющие на механизм преступного поведения:

Механизм преступного поведения формируется под влиянием множества факторов, которые можно разделить на три основные группы:

  1. Биологические факторы – генетическая предрасположенность, особенности нервной системы, гормональный фон.
  2. Психологические факторы – личностные особенности, уровень самоконтроля, склонность к агрессии, когнитивные искажения.
  3. Социальные факторы – условия воспитания, социальное окружение, экономическое положение, культурные нормы.

Любое общественно опасное деяние, предварительно имеет умысел и мотив. Но для совершения преступления, этого недостаточно. Прежде всего необходима мотивация, из мотивации возникает цель, как предчувствуемый желаемый результат деяния. Мотивация формируется из потребностей и желаний человека его чувств и эмоций. Мотивация влияет на принятие решения, человек сопоставляет собственные возможности и возможные обстоятельства. Перед принятием решения у человека возникает установка, определяющая его поведение позволяющего достичь желаемый результат либо преступным путём, или законным. Составляет желаемое деяние с общественными нормами морали, мнением социальной группы, близких лиц.

Учитываются объективные факторы, например: средства контроля, количество охраны, пропускной режим. Преступник принимает во внимания статистика выявления преступлений, а также профилактика преступлений. Все возможные выгоды и риски, при совершении преступления.

На следующем этапе принятия решения, возникшие желания соотносятся с установленными в обществе нормами поведения, мнениями, взглядами и возможными последствиями. В определённый момент перестройки возник лозунг «Всё, что не запрещено законом, разрешено».  Он практически игнорирует роль моральных норм, религиозных, эстетических, экономических правил поведения как сдерживающих факторов и наряду с законом социальных регуляторов поведения. Именно они в совокупности подлежат учёту при принятии каждого решения. Осознание противоречия принимаемого решения закону, а тем более уголовному, - это уже «последняя линия защиты», переступи через которую человек вступает в сферу действия уголовного закона. При колебании в принятии решения о совершении преступлении, принимается во внимание осведомлённости о том, что такого рода преступления обычно раскрываются и виновные привлекаются к строгой уголовной ответственности.

Индивидуально-психологические факторы включают в себя особенности личности, которые повышают вероятность совершения преступных действий. К ним относятся, прежде всего, специфические характеристики эмоционально-волевой сферы, такие как повышенная агрессивность, импульсивность, низкий уровень самоконтроля, что соответствует концепции Г. Айзенка о связи между экстраверсией, нейротизмом и преступным поведением. Ключевую роль здесь играют когнитивные искажения и дефекты нравственного сознания, проявляющиеся в неспособности к эмпатии, склонности к рационализации противоправных действий, что также находит отражение в теории нейтрализации Сайкса и Матзы.

Социально-средовые факторы представляют собой, пожалуй, наиболее изученную и значимую группу детерминант преступного поведения. Согласно теории социальной дезорганизации Шоу и Маккея, преступность особенно высока в районах с разрушенными социальными связями, где ослаблен контроль за поведением индивидов. Теория дифференциальной ассоциации Э. Сатерленда объясняет преступное поведение как результат усвоения криминальных норм и ценностей в процессе социализации, особенно в неблагополучных семьях и криминальных субкультурах.

В случае становления на путь совершения преступления, им будут избраны те средства достижения цели, которые по мнению преступника являются наиболее подходящими, для достижения поставленной цели. Например: не обладающий большой физической силой субъект или инвалид с травмированной конечностью не станет совершать разбойное нападение, при котором необходимо подавить сопротивление жертвы и своевременно покинуть место совершения уголовно наказуемого деяния.

Экономические факторы, такие как бедность, безработица, социальное неравенство, рассматриваются в рамках теории аномии Р. Мертона, который показал, что, когда законные пути достижения социально одобряемых целей блокируются, индивиды могут обращаться к незаконным средствам. При этом современные исследования подчеркивают, что не столько абсолютный уровень материального благосостояния, сколько относительная депривация и восприятие несправедливости в распределении благ являются мощными криминогенными факторами.

Теория социального научения А. Бандуры показывает, как через механизмы подражания и подкрепления усваиваются модели агрессивного и противоправного поведения. При этом важно учитывать, что влияние факторов меняется на разных этапах жизненного пути – если в детстве и подростковом возрасте наиболее значимы семейные и школьные факторы, то в зрелом возрасте на первый план выходят профессиональная среда и собственные ценностные ориентации личности.

Современные исследования все больше внимания уделяют защитным факторам, которые могут нейтрализовать действие криминогенных детерминант. К ним относятся, например, сильная эмоциональная привязанность к законопослушным родственникам (что соответствует теории социального контроля Т. Хирши), наличие просоциальных моделей поведения в ближайшем окружении, доступ. Понимание взаимодействия криминогенных и антикриминогенных факторов имеет принципиальное значение для разработки эффективных программ профилактики преступности, которые должны быть направлены не только на устранение негативных влияний, но и на укрепление защитных механизмов в личности и социальной среде.

Таким образом, комплексное изучение факторов, влияющих на формирование преступного поведения, позволяет не только глубже понять природу преступности, но и разрабатывать более эффективные стратегии ее предупреждения, учитывающие сложное взаимодействие различных уровней детерминации. Проведенный анализ факторов, детерминирующих преступное поведение, позволяет сделать вывод о чрезвычайной сложности и многогранности этого социально-психологического феномена.

Как показало исследование, формирование противоправных моделей поведения представляет собой результат динамического взаимодействия трех основных групп факторов: индивидуально-психологических особенностей личности, социально-средовых условий и конкретных ситуационных обстоятельств.

Институциональные факторы представляют собой не менее важную группу социальных детерминант преступного поведения. Кризис социальных институтов – семьи, образования, системы социальной поддержки – создает условия для формирования девиантных моделей поведения. Концепция социального контроля (Т. Хирши) выделяет четыре элемента, сдерживающих преступное поведение: привязанность (к просоциальным индивидам и группам), вовлеченность (в законопослушную деятельность), убеждения (в важности соблюдения норм) и обязательства (перед обществом).

Ослабление любого из этих элементов повышает вероятность преступного поведения. Особую роль играет институт семьи – исследования (Дж. Маккорд) показывают, что такие факторы, как неполная семья, жестокое обращение с детьми, отсутствие родительского надзора, являются мощными предикторами будущего преступного поведения. В то же время современные подходы к качественному образованию и легальным возможностям самореализации.

Культурные и субкультурные факторы представляют собой особый пласт социальных детерминант, связанный с усвоением норм и ценностей, оправдывающих или даже поощряющих преступное поведение. Теория дифференциальной ассоциации (Э. Сатерленд) показывает, как через процесс социализации в определенных группах индивид усваивает установки, благоприятствующие нарушению закона. Концепция делинквентных субкультур (А. Коэн) раскрывает механизмы формирования альтернативных систем ценностей, в которых традиционные моральные запреты заменяются иными нормативными ориентирами. В современных условиях особое значение приобретает влияние медиакультуры и виртуальных сообществ, которые могут становиться каналами трансляции криминальных идеологий и практик. При этом, как отмечает Д. Андерсон в концепции «уличного кодекса», в маргинальных сообществах часто формируется параллельная нормативная система, регулирующая поведение и предписывающая определенные модели агрессивного самоутверждения.

В ряде случаев механизм преступного поведения носит «свёрнутый характер»: акта задержки нет, и человек сразу действует в соответствии с возникшей у него установкой.

Заключение

Механизм преступного поведения представляет собой сложный процесс, формирующийся под влиянием биологических, психологических и социальных факторов. Понимание этих механизмов позволяет разрабатывать более эффективные стратегии профилактики и борьбы с преступностью. Важным направлением дальнейших исследований является изучение взаимодействия различных факторов и их влияния на формирование.

Список литературы

  1. Айзенк Г. Преступление и личность / Г. Айзенк. – М.: Эксмо, 2021. – С. 73
  2. Сатерленд Э. Принципы криминологии / Э. Сатерленд. – М.: Юрайт, 2022. – С. 291
  3. Ремезова А. А. Механизм индивидуального преступного поведения / А. А. Ремезова, Е. С. Намятова // Эволюция государственно-правовых систем. 2022. С. 39-40
  4. Мещерякова Т. В. Индивидуальное преступное поведение: понятие и механизм / Т. В. Мещерякова // Science Time. 2016. №2 (26). С. 405-406
  5. Психологический механизм преступного поведения / Я. С. Спасеная, К. С. Красникова, К. В. Мартынова, Д. А. Чупикова // Большая студенческая конференция. 2023. С. 195
  6. Цыкора А. В. Механизм преступного поведения в уголовном праве и криминологии / А. В. Цыкора // Закон и право. 2021. №9. С. 111-112
  7. Сатерленд Э. Принципы криминологии / Э. Сатерленд. – М.: Юрайт, 2022. – С. 184
  8. Шестаков Д. А. Криминология: Преступность как свойство общества / Д. А. Шестаков. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2018. – С. 217
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее