Психологическое благополучие военнослужащих является важным показателем эффективности адаптации к условиям военной службы и выполнению ими задач по предназначению. Современные исследования в области военной психологии подчеркивают значимость профилактики эмоционального выгорания, тревожности и депрессии среди молодых военнослужащих. В условиях армейской изоляции, жесткой дисциплины и ограниченного доступа к привычным источникам поддержки необходимы альтернативные методы поддержания положительного психоэмоционального состояния [3].
Одним из таких методов может выступать целенаправленное медиавоздействие. Видеоконтент, ориентированный на ценности взаимопомощи, служебной значимости и личностного роста, способен выполнять компенсаторную и поддерживающую функцию. Однако влияние видеоконтента на субъективное ощущение благополучия военнослужащих остается недостаточно изученным [1].
Цель – определить влияние специально созданного видеоконтента на уровень психологического благополучия военнослужащих срочной службы.
Задачи:
- Определить исходный уровень психологического благополучия военнослужащих.
- Разработать и внедрить цикл медиавоздействия на психологическое благополучие военнослужащих.
- Сравнить показатели психологического благополучия до и после медиавоздействия с учетом контрольной группы.
Для достижения поставленных целей и задач был использован комплекс методов, поименованных ниже.
Эксперимент проводился на базе одной из воинских частей 72 гвардейского объединенного учебного центра подготовки прапорщиков и младших специалистов.
Экспериментальная и контрольная группы (по 30 человек каждая) проходили диагностику психологического благополучия с помощью шкалы К. Рифф (адаптация Н. Н. Лепешинского) [2; 5]. Участники экспериментальной группы еженедельно в течение месяца смотрели тематический видеоконтент (по одному сеансу длительностью 10–15 минут). Для оценки изменений использовали статистический Т – критерий Вилкоксона для связных выборок [4].
В экспериментальной группе (n = 30) до начала вмешательства средний общий индекс психологического благополучия составил 7,5 стенов, который характеризует уровень «умеренного благополучия». На рисунке 1 мы видим, что распределение респондентов до просмотра специально созданного видеоеконтента было следующим: 17 % показали низкие значения (1–3 стена), 13 % – средние (4–7 стенов) и 70 % – высокие (8–10 стенов).
Рисунок 1. Распределение индекса психологического благополучия
до начала вмешательства (в процентах)
После пяти сеансов просмотра специально созданного видеоконтента средний общий индекс психологического благополучия повысился до 8,4 стенов. Доля участников с низким уровнем психологического благополучия полностью исчезла, средний уровень возрос до 27 %, а высокие оценки теперь демонстрировали 73 % респондентов (см. рис. 2). Это означает, что подавляющее большинство испытуемых перешло в категорию «полного психологического благополучия».
Рисунок 2. Сравнение индекса психологического благополучия
до и после вмешательства (в процентах)
Значения по субшкалам шкалы психологического благополучия до и после воздействия на военнослужащих специально созданным видеоконтентом показаны на рисунке 3.
Рисунок 3. Значения по субшкалам шкалы психологического благополучия до и после воздействия (в стенах)
По шести субшкалам изменения распределились следующим образом:
1. Позитивные отношения: среднее значение возросло с 6,3 до 7,5 стенов (+1,2). Существенное улучшение свидетельствует о росте доверия, эмпатии и готовности к глубоким эмоциональным контактам. Вероятно, видеоматериалы с демонстрацией примеров взаимопомощи и поддержки способствовали укреплению межличностных связей.
2. Автономия: прибавка составила 0,6 стена (с 8,0 до 8,6). Испытуемые усилили свою способность к самостоятельности и внутренней опоре на собственные ценности, возможно благодаря сюжетам, подчеркивающим личную ответственность и принятие решений в сложных ситуациях.
3. Управление средой: изменение небольшое – с 7,5 до 7,3 стен (-0,2). Наблюдается незначительное снижение ощущения контроля над внешними обстоятельствами, возможно, отражающее повышенную осознанность ограничений армейской среды после видеовоздействия.
4. Личностный рост: значение выросло с 7,0 до 7,9 стена (+0,9). Военнослужащие стали более открыты к новым опытам и развили стремление к самосовершенствованию, что могло быть вызвано мотивационными элементами в видеоконтенте.
5. Цели в жизни: прирост незначительный, с 6,5 до 6,6 стен. Это указывает на отсутствие существенной динамики в отношении сформированности жизненных целей. Этот аспект психологического благополучия, вероятно, требует более долгосрочного и направленного воздействия.
6. Самопринятие: средний показатель увеличился с 6,9 до 7,5 стен (+0,6). Испытуемые стали более позитивно оценивать свои сильные и слабые стороны, возможно, благодаря видеороликам, стимулирующим принятие себя и своей роли в коллективе.
Статистическая проверка изменений с помощью Т – критерия Вилкоксона показала, что для экспериментальной группы общий рост показателей является достоверным (Tэмп = 35 < Tкр = 120 при p ≤ 0,01).
В контрольной группе, не получавшей видеовоздействия, средний общий индекс психологического благополучия изменился незначительно – с 7,0 до 7,2 стен (Tэмп = 175,5 > Tкр при p > 0,05). По субшкалам «автономия» и «личностный рост» отмечалось небольшое повышение (до 0,3–0,4 стен), что, вероятно, отражает естественную динамику адаптации к службе и эффект повторного прохождения теста. Остальные шкалы практически не изменились.
Существенный прирост практически по всем ключевым компонентам психологического благополучия экспериментальной группы подтверждает, что видеоконтент может выступать эффективным средством психопрофилактики. Особенно ярко это проявилось в «позитивных отношениях» – социальной составляющей, где видеоролики, демонстрирующие примеры поддержки и взаимодействия, дали заметный результат.
Наименьший эффект наблюдался в «управлении средой» и «целях в жизни», что указывает на то, что видеоматериалы больше влияют на эмоционально-личностную сферу, чем на организационные навыки и долгосрочное планирование. Для усиления этих аспектов можно разрабатывать отдельные циклы видео, фокусированные на конкретных стратегиях управления ресурсами и формировании жизненных целей.
Стабильность показателей контрольной группы подчеркивает, что отмеченные изменения в экспериментальной выборке связаны именно с просмотром видеоконтента, а не с внешними или временными факторами.
Результаты позволяют рекомендовать регулярные просмотры специально созданных видео как в групповой, так и в индивидуальной работе психологов и офицеров органов идеологической работы. Для закрепления эффекта оптимальным выглядит график из пяти сеансов в течение одного месяца и периодическая повторная диагностика.
Таким образом, исследование демонстрирует, что видеоконтент, учитывающий психологические механизмы воздействия на эмоциональное и когнитивное состояние, является мощным инструментом для повышения психологического благополучия военнослужащих срочной военной службы.
Список литературы
- Вархотов Т.А. Стратегия исследования кинофильма: методологический аспект / Т. А. Вархотов // Язык средств массовой информации: учеб. пособие для вузов / под ред. М. Н. Володиной. – М., 2008. – С. 557-566
- Лепешинский Н.Н. Адаптация опросника «Шкала психологического благополучия» К. Рифф // Психологический журнал, 2007, №3
- Рагулина М.В. Феномен эмоционального благополучия личности: содержание, диагностика, консультирование: монография / М. В. Рагулина. – Хабаровск: Тихоокеан. гос. ун-т, 2017. – 116 с.
- Расчет Т-критерия Вилксона [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.psychol-ok.ru/statistics/wilcoxon – (дата обращения: 18.04.2025)
- Ryff C.D. Psychological Well-Being / C.D. Ryff // Encyclopedia of Gerontology: Age, Aging, and the Aged / ed. J. E. Birren. – 2nd ed. – San Diego, 1996. – P. 125-127