Исторические парки «Россия – моя история» – это уникальные мультимедийные комплексы, созданные в разных регионах Российской Федерации с целью популяризации отечественной истории, формирования у граждан исторического мышления, патриотического сознания и активной гражданской позиции. Проект реализуется с 2015 года при поддержке Президента России, Министерства просвещения и Патриаршего совета по культуре. Сегодня исторические парки действуют в более чем 20 городах России, включая Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ставрополь, Казань, Воронеж, Ростов-на-Дону и другие.
Основной идеей проекта является распространение знаний об истории России среди населения, воспитания активной гражданской позиции и становлении граждан, которые ассоциируют себя с Россией и ее ценностями в позитивном ключе.[7]
Основной категорией населения, на которого ориентируются исторические парки, являются школьники среднего и старшего звена. Для них парки предоставляют не только мультимедийное пространство, но и большинстве случаев экскурсионное сопровождение, которое помогает учащимся максимально погрузиться в атмосферу того или иного исторического периода.[7]
Главная задача парков «Россия – моя история» – сделать изучение истории России доступным, наглядным, эмоционально вовлекающим и технологичным. Проект ориентирован в первую очередь на молодёжь – школьников, студентов, молодых специалистов, – однако его аудитория значительно шире: от школьников до пенсионеров.
Основные цели деятельности исторических парков:
- формирование у граждан чувства сопричастности к судьбе своей страны;
- популяризация исторического знания в интерактивной и визуальной форме;
- развитие патриотизма и гражданской идентичности;
- просветительская и воспитательная работа с молодёжью;
- противодействие искажению исторических фактов и фальсификации истории.
Исторические парки «Россия – моя история» используют новейшие цифровые технологии: 3D-графику, анимацию, сенсорные панели, интерактивные карты, голограммы, видеоинсталляции и звуковое сопровождение. Экспозиции делятся на тематические блоки – от Древней Руси до XXI века. Каждый зал сопровождается мультимедийным контентом, позволяющим посетителям самостоятельно изучать материал в интерактивной форме. [5, c. 36]
Постоянно действующие и специальные выставки сопровождаются экскурсиями, лекциями, историческими викторинами, интерактивными уроками и образовательными квестами. Школьники могут посетить музейные занятия по истории, литературе, обществознанию, а также тематические мероприятия ко Дню Победы, Дню России, Дню народного единства и другим значимым датам. [1, c. 83]
Один из ярких примеров – МВК «Россия – моя история» в г. Ставрополе. Он стал важнейшей частью региональной культурно-образовательной инфраструктуры. Помимо основной экспозиции, здесь активно реализуются музейно-педагогические проекты для школ края, проводятся занятия для учителей истории, мастер-классы, круглые столы по вопросам воспитания и образования. [7]
В условиях, когда вопросы сохранения исторической памяти и укрепления гражданской идентичности становятся всё более значимыми, проект «Россия – моя история» играет ключевую роль в реализации государственной стратегии патриотического воспитания и формирования духовно-нравственных ориентиров граждан России.
Комплексная структура парка сочетает в себе федеральный мультимедийный контент, охватывающий ключевые этапы отечественной истории – от древности до XXI века, – с уникальными региональными разработками, отражающими исторические особенности Ставропольского края. Тематические экскурсии, основанные на этом контенте, адаптированы под различные возрастные категории посетителей, особенно школьников в возрасте от 7 до 18 лет, что соответствует задачам преемственности в патриотическом воспитании. Благодаря возможностям мультимедийного сопровождения, такие занятия обеспечивают высокий уровень визуального и эмоционального восприятия материала, стимулируют интерес к познанию прошлого, формируют личностное отношение к историческим событиям.
Говоря о тематических экскурсиях в них, может делаться акцент как на региональную историю, так и на отдельное историческое событие. В подтверждение, можем обратить внимание на тематическую экскурсию «Сокровища Ставрополья», которая вместе с федеральным контентом рассказывает об истории региона начиная с каменного века, вплоть до революции 1917-го года. Данная экскурсия разработана на основе федерального контента. Чтобы дать более точную историческую картину были добавлены отдельные цифровые экраны и тач-столы, на которые выведена история региона. Она подразделяется на несколько разделов: те, что непосредственно рассказывают об отдельных аспектах развития региона в тот или иной исторический период и специальные вкладки, которые показывают выдающихся личностей, которые внесли вклад в развитие региона. Дополнением этой тематической экскурсии являются и интерактивные проекции, которые выводятся на пол выставочного зала. Эта тематическая экскурсия является прекрасным примером адаптации федерального контента и показывает, как можно связать историю своего региона в контексте развития российского государства.
Если говорить об отдельно взятых исторических событиях, то здесь можно остановить свое внимание на тематической экскурсии «Восстание декабристов 1825 г.». Несмотря на то, что само событие происходит в начале XIX-го века, экскурсия дает экскурсантам более глубокий анализ этого события и причины, которые послужили этому, уходящие в более ранние периоды существования русского государства. Эта экскурсия проводится в экспозиции Романовых на базе федерального контента. Здесь, перед экскурсоводом стоит задача с помощью постоянной экспозиции сделать смысловые отрезки, которые не просто будут рассказаны участникам, но и визуально подкреплены интерактивами и экранами, на которых выведено изображение. [8]
Самостоятельные выставки, по которым проводятся экскурсии – это «Ставрополь Освобожденный». Данная выставка была открыта в январе 2023 г. Ее основной темой стал период оккупации города Ставрополя в годы Великой отечественной войны. Специально для этой выставки был разработан новый аудиовизуальный контент, который включал в себя создание отдельного интерактива с обмундированием советского солдата в годы войны. Особенностью данного проекта стала публичная демонстрация архивных видеороликов города Ставрополя и Кавказских минеральных вод. С методической точки зрения, экскурсионный маршрут на данной выставке выстраивается на основе картографического материала (см. Приложение 1, с. 39).
Если говорить о методических наработках для детей в возрасте от 7 до 14 лет, то здесь в историческом парке отдельный упор делается на квест-игры. Они помогают школьникам сформировать представление о ходе российской истории, в игровом формате знакомят их с историческими терминами и понятиями. [10, c. 268]
Для более эффективной работы с детьми, в квест-играх используется инвентарь, который дополняет мультимедийное пространство. Это может быть, как отдельно взятый предмет: книги, распечатанные шифры, предметы старины (писало, церы), так и отдельно созданный цифровой контент, который направляет посетителей комплекса, помогает им знакомиться с экспозиционным пространством.
Помимо этого, на базе комплекса «Россия – моя история» в г. Ставрополе реализуется и городские проекты, направленные на патриотическое воспитание и знакомство жителей города с его историей.
Одним из них стал проект иммерсивных экскурсий «Ставрополь: имена и судьбы». В этом проекте гостям комплекса предлагалось с помощью полного погружения в атмосферу города Ставрополя познакомиться с историческими личностями города. С помощью личных историй и эмоционального воздействия предполагается, что исторические факты сильнее отложатся в памяти посетителей. Для реализации данного проекта было заключено сотрудничество с детским театром «Зрима», который предоставил реквизит и актеров, которые сыграли роли исторических личностей. [9]
Этот проект главным образом знакомит посетителей с региональной историей и помогает познакомиться с проявлением чувства патриотизма. Сама выставка рассказывает про годы оккупации Ставропольского края. Отдельной особенностью выставки является использование архивной видеосъемки, кадры из которой впервые были продемонстрированы в комплексе г. Ставрополя. Отдельно стоит отметить использования интерактивных карт, которые дают пространственное представление для посетителей о показанных событиях.
Первый квест, «Улики из прошлого» направлен на учащихся 4-6 классов. Здесь из приемов музейной педагогики в основе лежит прием исторического расследования, при котором детям предлагается с помощью тематических станций раскрыть загаданного персонажа. Для этого участникам нужно не только поработать с музейным видеоконтентом, интерактивными панелями, но и соотнести реальные предметы с той или иной частью выставочного пространства. Для этого им выдаются настоящие предметы, такие, например, как церы, на которых писали в древности или пятирублевая купюра, изображение с которой нужно найти в экспозиционном зале.
Еще одна квест-игра «Культпоход по-кавказски» использует те же приемы, но направлена уже на более старшую аудиторию в возрасте от 14 до 18 лет. Здесь также для наглядности и дополнения мультимедийного пространства используется дополнительный инвентарь. Данный квест направлен не только на знакомство с отдельными историческими фактами, но и попытка понять специфику народов Северного Кавказа, осмысления их культурного наследия в контексте истории России. Для дополнительного погружения в среду, экспозиционное пространство полностью меняет свой контент и для этой квест игры, создан отдельный иллюстративный материал.
Проведённый анализ методологической базы исторического парка «Россия – моя история» в г. Ставрополе позволяет утверждать, что данный культурно-образовательный комплекс представляет собой важный элемент современной патриотической, воспитательной и просветительской инфраструктуры региона. Его деятельность направлена на формирование у граждан, особенно у подрастающего поколения, интереса к отечественной истории, гордости за культурное и историческое наследие своей страны, а также развитие активной гражданской позиции.
Исторический парк функционирует в соответствии с основными принципами музейной педагогики и патриотического воспитания, успешно реализуя задачи, обозначенные в федеральных стратегических документах, включая Концепцию государственной политики в сфере патриотического воспитания граждан Российской Федерации и федеральную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2023–2027 годы». Методологическая основа работы парка включает в себя использование современных цифровых технологий, интерактивных форм обучения и образовательных практик, опирающихся на эмоциональное и смысловое вовлечение обучающихся.
Таким образом, деятельность исторического парка строится на целостной методологической основе, включающей использование цифровых технологий, реализацию музейно-педагогических сценариев, создание оригинального контента и взаимодействие с внешними партнёрами – образовательными учреждениями, научными организациями, театральными коллективами. Это обеспечивает устойчивость и вариативность воспитательной работы, а также позволяет парку выступать как важный ресурс в реализации стратегических задач гражданского и патриотического воспитания в регионе.[4, c. 89]
Список литературы
- Колпакова, А. П., Петрова, А. П. Роль мультимедийного исторического парка «Россия – Моя история» в развитии патриотического воспитания студентов // Проблемы совр. пед. образования. 2020. № 68-2
- Корнева, Л. В. Экспозиция как инструмент сохранения соц. памяти и культур. опыта // Вестн. МГУКИ. 2010. № 4
- Кочемасова, Л. А., Жулева, М. И. Исторический парк «Россия – Моя история» в педагогике патриотического воспитания обучающихся // Гуманитарные науки. 2023. № 2 (62)
- Краевая научно-практическая конференция педагогов прошла в историческом парке Ставрополя. [Электронный ресурс]. 2024. URL: https://stavropol.myhistorypark.ru/for-visitors/news/kraevaya-nauchno-prakticheskaya-konferencziya-pedagogov-proshla-v-istoricheskom-parke-stavropolya.html (дата обращения 25.02.25)
- Методические рекомендации по использованию ресурсов экспозиции исторического парка «Россия – Моя история» на уроках истории и во внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях. – Москва, 2016. – URL: https://mosmetod.ru (дата обращения: 28.02.2025)
- Познакомиться с "Декабристами" помогла новая тематическая экскурсия [Электронный ресурс] URL: https://stavropol.myhistorypark.ru/for-visitors/news/poznakomitsya-s-dekabristami-pomogla-novaya-tematicheskaya-ekskursiya.html# (дата обращения 25.02.25)
- Премьера иммерсивного спектакля-экскурсии «Ставрополь: имена и судьбы» прошла в историческом комплексе Ставрополя. [Электронный ресурс] 27.10.2024. – Режим доступа: https://stavropol.myhistorypark.ru/for-visitors/news/premera-immersivnogo-spektaklya-ekskursii-%C2%ABstavropol-imena-i-sudbyi%C2%BB-proshla-v-istoricheskom-komplekse-stavropolya.html (дата обращения 30.11.25)
- Фугелова, Т. А., Шанина, М. А. Формирование истор. сознания у младших школьников посредством музея // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2020. № 38
- Виктор Б. Б. История России в мультимедийном формате // Наука и техника в Якутии. 2019. №1 (36)