В современной школе одной из главных задач является создание необходимых и полноценных условий для развития исследовательских умений и навыков обучающихся, формирование их активной позиции, умение ориентироваться в информационном пространстве. Это особенно актуально для обучающихся основной и средней школы, поскольку с позиции отечественных педагогов-психологов (Выготского Л.С., Гальперина Л.Я., Давыдова В.В., Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б. и других) учебная деятельность в данный период является ведущей в развитии исследовательских умений. Мы живём во время реформирования России, неотъемлемой частью которого является модернизация образования. Утверждаются качественно новые принципы организации жизнедеятельности людей, ведётся работа по определению путей устойчивого развития общества, а значит, важной является проблема формирования личности, которая способна обеспечить это развитие и успешно адаптироваться в быстро меняющихся социально-экономических условиях общества [2, c.43]. Кроме этого, современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения знаний, умений и навыков - на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познавательный характер.
Процесс гуманизации обучения и воспитания, связанный с усилением внимания к личности ребёнка, с подходом к нему как к высшей ценности общества, отражает тот социальный заказ, который на пороге третьего тысячелетия общество предъявляет образовательным системам разного уровня. Сейчас многие развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих образовательных систем так, чтобы в центре внимания педагогов находилась деятельность обучающихся. Важен не конечный результат (знания устаревают, подвергаются изменениям), а сам процесс приобретения знаний, формирования личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Необходимо научить обучающихся самостоятельно учиться и добывать знания, научить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить[3, c.67]. При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить достаточно сложно. Поэтому нам нужно более подробно рассмотреть данную проблему. Исследования свидетельствуют о том, что одним из перспективных методов формирования исследовательской компетенции и исследовательской культуры обучающихся является метод проектов.
Е.С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «…метод, предполагающий определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов» [4].
Так как метод проектов нацелен на развитие исследовательской культуры учащихся, то девизом проектной деятельности выбрана древнекитайская мудрость: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь…».
Метод проектов – это такая педагогическая технология, которая ориентируется на получение новых знаний через самообразование и рефлексию, а это важнейшее составляющею формирования исследовательской культуры.
Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение работы самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Таким образом, метод проектов имеет свою историю развития в педагогической науке и практике в нашей стране. [1]
Проектный метод не имеет предметных ограничений. Существовании некоторых среди учащихся, можно решить использованием названной технологии при изучении предмета. Учебно-исследовательская деятельность помогает подросткам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать возникшие проблемы.
Несомненно, проективная методика позволяет осуществить ведущую педагогическую идею - обучать учеников таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить оптимальные пути их решения.
Список литературы
- Андреев В.И. Законы творческого саморазвития личности /В.И.Андреев/ Образование и саморазвитие. 2014. №5(31). С. 10-16.
- Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики. Подредакцией А. А. Ивина. 2004.
- Петрова. Н. В. Психолого-педагогическая сущность исследовательской культуры личности / Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология – [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-suschnost-issledovatelskoy-kultur y-lichnosti
- Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языкив школе. 2000. № 2—3.\