Введение
В данный момент наблюдается рост новых технологий для улучшения качества жизни. Одной из таких технологий являются smart-часы, по-другому умные часы. Устройство носит не только функцию простых механических или электронных часов, но и множество возможностей для отслеживания своего физического состояния [2].
Умные часы впервые выпустили в 1972 году под маркой Pulsar. Тогда люди и не думали, что в будущем браслет на руке сможет следить за качеством сна и даже уровнем стресса. В наше время это не новость, smart-часы имеют много возможностей: мониторинг частоты сердечных сокращений, измерение физической активности, отслеживание сна, установка будильника, возможность осуществлять бесконтактную оплату, наличие встроенного браузера, прослушивание музыки и др [1].
Умные часы имеют спрос среди людей разных категорий, таких как офисные работники, спортсмены и студенты. Такой браслет на руке справляется с большим спектром задач: отслеживание физических нагрузок, оценка уровня физических активностей, мотивация студентов к занятию спортом.
Цель исследования – оценить потенциал применения умных часов в процессе физического воспитания и обучения студентов для повышения показателей их физической подготовленности.
Задачи исследования:
- Проанализировать опыт применения умных часов в области физического воспитания студентов;
- Выявить основные преимущества использования смарт-часов;
- Изучить результаты исследования на эффективность применения часов в процессе физических испытаний студентов;
- Представить выводы о применении смарт-часов в процессе обучения студентов уфимского университета науки и технологий.
Актуальность и практическая значимость
В наше время технологии играют важную роль во многих сферах жизни, включая образование и физические занятия. Использование часов при занятиях физической культурой является актуальным, так как они предоставляют уникальные возможности для мониторинга физической активности, анализа состояния здоровья и повышения мотивации студентов [1, 3]. Актуальность темы можно характеризовать несколькими факторами, такими как рост популярности переносных гаджетов, а также потребность в улучшении физического состояния человека. Повышение мотивации, развитие навыков саморегуляции отражают практическую значимость использования смарт-часов [4].
Материалы и методы:
Основными методами научного исследования были следующие: анализ публикаций по теме исследования, анкетирование студентов и преподавателей по вопросу эффективности и удобства применения смарт часов, сравнение результатов после занятий физической культурой двух групп, одна из которых пользовалась смарт часами в процессе.
Исследование проводилось на базе Уфимского университета науки и технологий. В качестве респондентов были студенты университета с разных факультетов в количестве 91 человека. В качестве испытуемых были задействованы студенты в количестве 10 человек.
Результаты исследования
Результаты анкетирования показали, что применение умных часов помогает поднять мотивацию к спорту студентов Уфимского университета.
Рисунок 1. Результаты анкетирования
Были выделены преимущества использования часов, такие как контроль при занятиях физической нагрузкой и доступность результатов. Обучающиеся проявляли большой интерес к занятиям физической культурой, в отличие от других студентов, так как была возможность отслеживания своего состояния конкретно во время тренировок.
В исследовании были задействованы 10 человек, которых поделили на 2 группы. Первая группа выполняла упражнения без умных часов. Был дан ряд упражнений, включающий в себя разминку, основную часть и заминку. Длительность тренировки составляла 1 час 20 минут. Вторая группа занималась с использованием смарт часов. Тренировка проводилась в таких же условиях, что и первая группа. За студентами велся тщательный контроль, включающий в себя пункты, такие как заинтересованность в выполнении упражнений, мотивация к занятиям, качество выполнения, а также общее самочувствие участников исследования после тренировки.
Таблица 1.
Результаты исследования
Группа |
№ |
Заинтересованность |
Мотивация |
Качество выполнения упражнений |
Общее самочувствие после тренировки |
1 |
1 |
удовлетворительно |
удовлетворительно |
хорошо |
хорошо |
2 |
удовлетворительно |
удовлетворительно |
удовлетворительно |
удовлетворительно |
|
3 |
хорошо |
удовлетворительно |
хорошо |
удовлетворительно |
|
4 |
удовлетворительно |
удовлетворительно |
хорошо |
удовлетворительно |
|
5 |
удовлетворительно |
удовлетворительно |
удовлетворительно |
удовлетворительно |
|
2 |
1 |
хорошо |
отлично |
хорошо |
отлично |
2 |
отлично |
отлично |
отлично |
отлично |
|
3 |
отлично |
отлично |
отлично |
отлично |
|
4 |
отлично |
отлично |
отлично |
отлично |
|
5 |
отлично |
отлично |
отлично |
отлично |
По результатам исследования можно сделать вывод, студенты, использовавшие смарт часы были более вовлечены в процесс и заинтересованы в качественном выполнении всех упражнений. Также было замечено, что студенты со смарт часами контролировали свое состояние и были более замотивированы в получении результата от тренировки в отличие от второй группы. Использование смарт часов оказывает положительное воздействие на людей во время тренировок.
Также стоит выделить, что участники с умным устройством на руке отслеживали свой пульс, уровень кислорода, уровень стресса, а также подсчитывали калории. Важно отметить, что часы способны отслеживать траекторию движения, интенсивность тренировок, сон и даже женский цикл. Имеются разные варианты эффективных тренировок, с которыми вам помогут справится умные часы, а именно ходьба, плавание, бег на улице, бег на беговой дорожке, тренажер, бег в помещении, езда на велосипеде и многое другое.
Заключение
Использование умных часов может помочь сильно облегчить проблему низкой мотивации к занятиям спорта населения. Часы предоставляют большой спектр функций, которые помогают людям следить за своим прогрессом, ставить цели и достигать их, получать поддержку и быть замотивированными во время всего процесса. Внедрение умных часов – это важный шаг к усовершенствованию образовательной системы, адаптации программы обучения под индивидуальные потребности и запросы студентов.
Список литературы
- Булганина С.В., Прохорова М. П., Белоусова К.В. Исследование спроса на смарт-часы // Наука Красноярья. 2020. Т. 9. №3-2. С. 15-20
- Зулкарнеева А. Я. Исследование потребительских свойств высокотехнологических носимых устройств на примере смарт-часов // Интеграция наук. 2018. №4 (19). С. 114-116
- Мазурчик С. В. Применение новых образовательных технологий на уроках физической культуры // Технологии образования. 2021. №3 (13). С. 65-67
- Наговицын. Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе / Р.С. Наговицын // Фундаментальные исследования. – 2011. – №8. – С. 293-298