Экспорт представляет собой внешнеэкономическую деятельность, направленную на продажу материальных и нематериальных результатов деятельности, произведенных внутри страны представителям иностранных государств.
Экспорт играет существенную роль в экономике государства, выполняя ряд важных задач. Среди основных можно выделить следующие:
- Стимулирование выпуска продукции, проведения работ и предоставления услуг населению и организациям.
- Ускорение экономического роста и увеличение валового внутреннего продукта (ВВП);
- Обеспечение притока зарубежных инвестиций в страну.
Поэтому государство обеспечивает определенный уровень экспорта, позволяя своим гражданам торговать с иностранными лицами. Права и ограничения, связанные с экспортной деятельностью определены и сформулированы в нескольких законодательных актах (табл. 1.).
Таблица 1.
Регулирование экспортной деятельности в Российской Федерации: права и ограничения
Нормативный правовой акт |
Сфера экономического регулирования |
Статья 10 главы 3 Федерального закона № 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” (с изменениями на 29.12.2022) |
Определяет перечень прав и устанавливает ограничения, относящиеся к осуществлению экспортных операций. |
Федеральное законодательство № 183-ФЗ “Об экспортном контроле” (с изменениями на 26.03.2022), статья 4 главы 1. |
Ограничения экспорта для поддержания экономического баланса страны. |
Закон РФ № 5003-1 “О таможенном тарифе” (с изменениями на 31.07.2023), статья 3 раздела 1. |
Определяет размеры таможенных пошлин. |
Федеральный закон № 289-ФЗ “О таможенном регулировании” (с изменениями на 19.12.2022), статья 23 пункт 3 главы 5. |
Определяет типы ставок пошлин |
Важно поддерживать баланс между экспортом и импортом в экономической системе, избегая значительного превышения одного над другим. Избыток экспорта может привести к укреплению национальной валюты и увеличению цен, снижая конкурентоспособность отечественных товаров на международном рынке. Поэтому государство осуществляет экспортный контроль, ограничивая экспорт, если он может нанести ущерб экономике. Экспортный контроль преследует следующие ключевые цели:
- Защита национальных интересов Российской Федерации.
- Соблюдение международных соглашений, касающихся нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, а также контроль за экспортом продукции военного и двойного применения.
- Содействие интеграции российской экономики в систему мирохозяйственных связей.
- Предотвращение и противодействие международному терроризму.
Кроме того, государство применяет экспортные тарифы ко всем операциям вывоза товаров. Эти тарифы обычно унифицированы и не зависят от конкретного экспортера, типа сделки или других специфических факторов, за исключением отдельных случаев. В России используются следующие виды экспортных пошлин:
- Адвалорные пошлины: исчисляются в процентах от заявленной таможенной стоимости продукции. Как правило, применяются к более ценным товарам, в то время как для однородных партий товаров их использование может быть менее целесообразным (например, при экспорте компьютерной техники, где учет контрактной стоимости является более предпочтительным).
- Специфические пошлины: устанавливаются в виде фиксированной суммы за единицу измерения товара. Чаще всего применяются к массовым грузам, а также к товарам, для которых базой начисления пошлины является вес или объем.
- Комбинированные: сочетают адвалорные и специфические пошлины. Например, на ввоз жареного кофе сорта Арабика действует пошлина 8%, но не менее 0,16 евро/кг.
За последние 15-20 лет наблюдается глобальный перенос экономических процессов в цифровую среду, что коснулось и экспортной деятельности. Часть экспортных процессов была перенесена на цифровые платформы для ускорения и упрощения работы экспортных предприятий.
Согласно определению, представленному Министерством экономического развития Российской Федерации в 2021 году, цифровая платформа представляет собой бизнес-модель, обеспечивающую взаимодействие между потребителями и поставщиками через интернет для обмена товарами, услугами и информацией, включая продукты и услуги, произведенные самой платформой.
Основная задача цифровой платформы быть понятной, функциональной и доступной всем ее участникам.
Предназначение цифровых платформ в упрощении и ускорении различных процессов в той сфере, где они применяются.
На данный момент экономическая деятельность цифровых платформ регулируется косвенно, по законам, регулирующим цифровые технологии в целом (табл. 2).
Таблица 2.
Регулирование цифровых платформ в Российской федерации
Законодательные акты |
Содержание |
национального проекта (программы) "Международная кооперация и экспорт" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) |
Платформа «Мой экспорт» обеспечивает бесшовное взаимодействие между компаниями, государством и другими участниками внешнеэкономической деятельности. |
Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 31.07.2023); |
Определяет порядок распространения информации, устанавливая требования к обработке персональных данных и ответственность за нарушения. |
Федеральном законе "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 10.07.2023) Статья 10.1. |
Запрет на осуществление монополистической деятельности хозяйствующим субъектом, владеющим цифровой платформой |
Существующие экономические законы не содержат норм, регулирующих особенности экспортно-ориентированных платформ, что вынуждает применять общие принципы. Сложившаяся ситуация приводит к тому, что экспортно-импортные операции через цифровые платформы попадают в “серую зону” экономики. В связи с этим возрастают риски несоблюдения валютных требований, налоговых норм и вовлечения в схемы отмывания доходов.
Фактически, экспортная деятельность четко регламентирована, а цифровые платформы, обеспечивающие ее, регулируются общими законами для цифровой сферы, что создает экономическую неопределенность.
Следовательно, необходима разработка специализированных экономических регуляторов, учитывающих особенности экспортных платформ, для повышения прозрачности, безопасности и эффективности международной торговли, а также для усиления контроля за финансовыми потоками в экспортной деятельности.
Список литературы
- Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95629/]: Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 08.08.2024), глава 3 ст. 10. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
- О техническом регулировании [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241/]: Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
- Об информации, информационных технологиях и о защите информации [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/]: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 23.11.2024) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
- Азрилиян А. Н. Экономический словарь: 14500 терминов. - Москва: Институт новой экономики, 2015. - 1152 с.
- Пашук. Е. А. Цифровая трансформация: возможности и риски для финансового сектора / Е. А. Пашук // Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика / Минск. гос. Белорусский ун-т. – Минск, 2023. – С. 260-264
- Digital Transformation Trends - Global Retail Industry 2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sp.ts.fujitsu.com/dmsp/Publications/public/ps-digitaltransformation-dx-report-de.pdf. – Дата доступа: 19.01.2023