ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ ДЛЯ РАБОТНИКОВ ПЛАТФОРМЕННОЙ ЗАНЯТОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ ДЛЯ РАБОТНИКОВ ПЛАТФОРМЕННОЙ ЗАНЯТОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

82

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 23 (224), Июнь ‘25

Поделиться

В данной статье рассматриваются правовые аспекты социальных гарантий для работников платформенной экономики в России. Платформенная занятость, характеризующаяся гибкостью и использованием цифровых технологий, при стремительном развитии, требует нового подхода к регулированию трудовых отношений и социальной защиты работников платформ. В условиях недостаточной правовой определенности и отсутствия четких норм, защищающих права данных работников, возникает необходимость в пересмотре существующего законодательства. Представленная статья анализирует текущее состояние правового регулирования работников платформенной экономики и выявляет её ключевые проблемы.

Возникновение платформенной экономики в нашей стране стало драйвером экономического и инновационного развития страны. Оно оказало положительное влияние на жизнь граждан и общества в целом.

 

Платформенная экономика начала формироваться в начале 2000-х годов с появлением первых онлайн-рынков и сервисов, которые связывали потребителей и поставщиков услуг. Платформенная экономика – совокупность имущественных отношений, складывающихся в результате взаимодействия неограниченного круга лиц посредством цифровых платформ для осуществления предпринимательской деятельности или в иных целя [6, с. 3]. Одним примеров является маркетплейс Ozon, запущенный в 1998 году, который возник как интернет-магазин по продаже книг и видеокассет. Увеличение возможностей интернета и мобильных технологий привело росту платформ, таких как Яндекс, которые предлагают пользователям не только товары, но и услуги, включая доставку и аренду. Платформы создают контакт между людьми: кто-то может предложить свою услугу (например, такси или аренда жилья), а кто-то другой, соответственно, ее купить. Данный вид услуг является удобным, так как используя платформы, можно быстро и просто находить нужное и доступное, сравнивать цены и оставлять отзывы. В свою очередь, компании собирают информацию о пользователях, что помогает им улучшать свои предложения и делать сервис более удобным. Всё вышеперечисленное в совокупности создало основу для еще более удобного и усовершенственного дальнейшего развития платформенной экономики. Рост платформенной занятости демонстрирует высокие показатели вовлеченности людей. По данным Международной организации труда (МОТ), за последнее десятилетие число платформ цифрового труда, сконцентрированных в нескольких странах, увеличилось в пять раз [1, с. 47].  В платформенную занятость по разным подсчетам вовлечены от 7 млн до 10 млн граждан. 3,5 млн из них получают доход с помощью цифровых платформ на постоянной основе, а 1,7 млн считают такой способ получения заработка основным. А по данным Strategy Partners онлайн-платформы превратились в главный источник выполнения работ и исполнения заказов для 86% участников российских платформ [3, с. 2, 3]. Платформенная экономика появилась как ответ на изменяющиеся желания и возможности людей в простоте, гибкости и доступности услуг. С развитием технологий она продолжает развиваться, появляются новые возможности для занятости, а из этого появляются потребности людей, занятых в этой сфере, в правовом регулировании данного аспекта экономики. Экономика, развивающаяся на цифровых технологиях и онлайн-сервисах, серьезно изменила требования к регулированию трудовых отношений. Платформенная занятость – это гибкий формат включения в рынок труда, предполагающий использование онлайн-платформы (цифровой платформы) в качестве посредника между поставщиками услуг (исполнителями работ) и потребителями (клиентами). Такое определение дает Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала ВШЭ в докладе "Платформенная занятость: определение и регулирование" [4, с. 15].

 

Работники, начинающие работать через такие платформы, как Uber, Яндекс.Такси, Airbnb и другие, сталкиваются с пока еще новыми для всех трудностями, связанными с несовершенством трудового законодательства, отсутствием достаточного, для системной работы, прецедентов и созданных на их основе нормативных актов, регулирующих их права и обязанности как работников. Работники платформенной экономики — это люди, которые оказывают услуги через онлайн-платформы. Это представители таких профессий как: водители такси, курьеры, домовладельцы, и многие другие. Они, зачастую, работают на непостоянной основе, выбирая свои часы, что с одной стороны удобно, но с другой вызывает и естественные риски, а также множество вопросов в области социальных гарантий для таких работников.

 

При этом важно отметить, что понятия платформенно занятые и самозанятые – не тождественные. Самозанятые могут быть исполнителями на платформе. Законопроект № 275599-8 "О занятости населения в Российской Федерации" также разграничивает понятие "самозанятость" и "платформенная занятость". Самозанятость понимают, как деятельность гражданина по личному производству товаров, выполнению работ или оказанию услуг, направленная на систематическое получение дохода. Платформенная занятость определяется как деятельность граждан (платформенных занятых) по личному выполнению работ или оказанию услуг на основе заключаемых договоров, организуемая с использованием информационных систем. Цифровые платформы занятости обеспечивают взаимодействие платформенных занятых, заказчиков и операторов цифровых платформ занятости посредством Интернета [6, с. 4]. При этом нужно понимать, что, в отличии от самозанятых, работники платформенной занятости, в силу несовершенства законодательной базы, практически не имеют социальных гарантий и плохо защищены.

 

Как указано в гл.1 ст.3 проекта Федерального закона «О платформенной экономике»: правовое регулирование отношений между лицами, осуществляющими использование цифровых платформ, основываются на принципах: автономии воли, в том числе свободы в заключении гражданско-правовых договоров посредством цифровых платформ; добросовестности; имущественной самостоятельности и т.д. Правовое регулирование платформенной экономики в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и федеральных конституционных законах, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [6, с. 3].

 

Но пока это только проект закона. Конкретного нормативного акта так и не принято до сегодняшнего дня.

 

Что касается социальных гарантий - они включают в себя меры, обеспечивающие защиту прав и интересов работников, включая доступ к медицинскому обслуживанию, пенсионным накоплениям, оплачиваемым отпускам и другим льготам. Социальные гарантии работникам образуют базу социальной политики в сфере труда, которая может рассматриваться в двух аспектах: с позиции государства, стремящегося установить единые принципы взаимоотношений между работниками и работодателями, сгладить последствия зависимости работника от работодателя; с точки зрения работодателя, создающего у себя условия труда, привлекательные для работников.

 

Проанализировав все выше сказанное, мы видим, что в контексте платформенной занятости все эти гарантии часто оказываются недостаточно развитыми или вовсе отсутствуют. К ним относятся: минимальная заработная плата; медицинское страхование; пенсионные накопления; защита от увольнения; право на отдых и отпуск. В виду того, что, многие работники рассматриваются как независимые подрядчики, а не как сотрудники — это означает, что у них нет доступа к таким традиционным благам, как отпускные, больничные или пенсии. Также, работники могут столкнуться с нестабильным доходом из-за колебаний спроса на услуги, что затрудняет планирование личных финансов. А большинство платформ вовсе не предлагают медицинское страхование, оставляя работников в уязвимом положении в случае болезни или травмы. В условиях платформенной экономики требуется пересмотр существующих норм. Законы о самозанятых также не предоставляют достаточных гарантий, а работники часто оказываются в неопределенном правовом статусе. «По данным Росстата, в первом квартале 2023 года число занятых на онлайн-платформах в России составило 5,16 млн человек. Это 7% от общего числа работающих граждан. Причем для 96% тех, кто трудится на платформах, это основная работа. Платформенная занятость пока никак не регулируется» [2]. Что приводит к нарушениям в области трудового законодательства и рискам.

 

Примером может являться ситуация в такой, всем известной, платформе как Яндекс Такси. Для того что бы начать работать достаточно скинуть фото, документы на машину и заявку. Ни каких сведений о заключении договора, ни каких социальных гарантий. При этом, для многих людей, это единственный основной источник дохода.

 

Частые трудности, с которыми встречаются сотрудники платформенной экономики, включают недостаток защиты и правовую неопределенность, отсутствие трудовых договоров и невозможность вступления в профсоюзы. А анализ существующих социальных гарантий показывает, что работники платформ нуждаются в медицинской страховке, пенсионных накоплениях и во многих других формах социальной защиты.

 

Сравнительный анализ международного опыта показывает, что ряд стран уже внедрил эффективные меры по обеспечению социальных гарантий для работников платформенной экономики. В Канаде также активно обсуждаются инициативы по предоставлению работникам платформ статуса «работника», что обеспечит им доступ к социальным гарантиям. А также, в Калифорнии, в 2019 году был принят закон AB5, который должен обеспечить работникам, которых ошибочно классифицируют как подрядчиков, а не как сотрудников, базовые права и защиту, включая минимальную заработную плату, компенсацию за травмы на работе, страхование по безработице, оплачиваемый больничный и семейный отпуск.  В Европейском Союзе также ведется работа над директивами, направленными на защиту работников платформенной экономики. В рамках этих инициатив рассматривается возможность введения минимальной заработной платы и доступа к социальным гарантиям [5].

 

Проанализировав ряд проблем и рассмотрев международный опыт мне хотелось бы предложить несколько рекомендаций по улучшению правового регулирования в нашей стране:

 

1. Создание нового статуса «работника платформы»: Это даст возможность определить права и обязанности работников платформенной экономики и упростит юридическое определение их статуса.

2. Введение обязательных социальных гарантий. На законодательном уровне предусмотреть минимальные условия труда и социальные гарантии для работников платформ, в том числе доступ к медицинским услугам, пенсионным накоплениям и оплачиваемым отпускам.

3. Разработка механизмов контроля и ответственности в области соблюдения трудовых прав. Как вариант, создание государственного органа, который будет вести контроль за соблюдением трудового законодательства в сфере платформенной экономики.

4. Информирование работников об их правах через различные каналы — от социальных сетей до госпабликов.

5. Создание профсоюзов работников платформ для защиты своих интересов.

 

В заключении хотелось бы сказать, что на сегодняшний день платформенная экономика представляет собой значительный вызов для традиционного правового регулирования трудовых отношений особенно в области платформенной занятости. Создание эффективной правовой базы для защиты прав работников платформ является необходимым условием для обеспечения социальной справедливости и стабильности в данной сфере. Правовые аспекты работников платформенной занятости требуют комплексного подхода и адаптации законодательства к новым условиям труда, учитывающего интересы всех сторон — работников, платформ и общества в целом, чтобы создать справедливую и безопасную среду для работы в условиях цифровой экономики. Необходимость создания правовой базы для обеспечения прав работников становится особенно актуальной в условиях экономической нестабильности. Успешные практики из других стран могут служить ориентиром для разработки новых норм в российском законодательстве, что позволит улучшить условия труда и повысить уровень социальной защиты работников платформенной занятости.

 

Сейчас единого подхода к регулированию платформенной занятости нет ни в России, ни в мире. Отсутствие законодательного регулирование объясняется относительно новым явлением в виде цифровых платформ и отсутствием единого понимания, как регулировать отношения, которые складываются между платформами и занятыми на них. Бизнес отстаивает интересы получения прибыли, при этом некоторые из них квалифицируют такие отношения как предпринимательские и не видят места социальным гарантиям, предоставляемым трудовым законодательством. Занятые на платформах требуют соблюдения трудовых прав, а профсоюзные организации убеждены, что единственная возможная форма такого регулирования – оформление отношений по ТК РФ. При этом предложенные изменения в части занятости на цифровых платформах тоже вызывают вопросы у экспертов. Игроки рынка и регулятор продолжают искать компромиссы, которые будут устраивать всех участников взаимодействий через цифровые платформы.

Список литературы

  1. Доклад Международной организации труда "Перспективы занятости и социальной защиты в мире. Роль платформ цифрового труда в трансформации сферы труда". – М.: МОТ 2021 URL: https://www.garant.ru/files/6/6/1631366/doklad-mezhdunarodnoy-organizacii-truda-perspektivy-zanyatosti-i-socialnoy-zaschity-v-mire-rol-platform-cifrovogo-truda-v-transformacii-sfery-truda.pdf (дата обращения 09.06.2025)
  2. Доклад руководителя партийной фракции в Госдуме Сергея Миронова на пресс-конференции СРЗП по вопросам законодательного регулирования деятельности маркетплейсов и платформенной занятости URL: https://spravedlivo.ru/13603110?ysclid=m5tjk7uvnm417245557 (дата обращения 09.06.2025)
  3. Исследование Strategy Partners "Самозанятость. Предпринимательство и стабильное партнерство с платформами" URL: https://www.garant.ru/files/6/6/1631366/samozanyatost_predprinimatelstvo_i_stabilnoe_partnerstvo_s_platformami.pdf (дата обращения 09.06.2025)
  4. Платформенная занятость: определение и регулирование / О.В. Синявская, [и др.]. - М.: НИУ ВШЭ, 2021. URL: https://ncmu.hse.ru/data/2021/05/26/1438190156 (дата обращения 09.06.2025)
  5. CullenLaw AB 5/AB 2257: California’s Worker Classification Law AB 5 The Basics and the Latest Updated October 11, 2024 URL: // https://cullenlaw.com/analysis/ab5 (дата обращения 09.06.2025)
  6. Проект федерального закона N 275599-8 «О занятости населения в Российской Федерации» (принят в первом чтении 15.03.2023) (не действует) URL: https://base.garant.ru/76854157 (дата обращения 09.06.2025)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее