Современный этап развития общества характеризуется активным внедрением информационных технологий в различные сферы жизнедеятельности, в том числе в правоохранительные органы, которые играют ключевую роль в обеспечении национальной безопасности. Применение современных информационно-телекоммуникационных систем и возможность оперативной обработки больших объёмов данных значительно повышают результативность работы полиции, следственных органов и прокуратуры.
Президент России В.В. Путин неоднократно подчеркивал стратегическую важность цифровой трансформации для обеспечения национальной безопасности и повышения эффективности государственного управления. В своем Послании Федеральному Собранию в 2020 году глава государства отметил, что «цифровизация всей системы государственного управления, повышение ее прозрачности – это и мощный фактор противодействия коррупции», что имеет прямое отношение к деятельности правоохранительных органов [5].
На территории Российской Федерации накоплен значительный опыт внедрения информационно-телекоммуникационных систем в деятельность правоохранительных органов. Примером является система «Безопасный город», которая объединяет различные средства мониторинга городской среды, включая камеры видеонаблюдения, средства экстренной связи, специализированные датчики и аналитические инструменты, позволяющие оперативно выявлять и реагировать на происшествия.
Процесс автоматизации учёта и регистрации преступлений достиг высоких успехов благодаря переходу на электронные формы документооборота и внедрению автоматизированных систем контроля исполнения, что позволило существенно снизить временные затраты на обработку информации и повысить достоверность статистических данных.
Развитие биометрических систем идентификации представляет собой одно из наиболее перспективных направлений. В некоторых регионах активно функционируют системы распознавания лиц, интегрированные с городскими системами видеонаблюдения, что способствует оперативному выявлению разыскиваемых лиц.
Изучение зарубежного опыта свидетельствует о широком внедрении современных информационных и коммуникационных технологий в деятельность правоохранительных органов высокоразвитых стран. В частности, в Соединенных Штатах Америки используется система COMPSTAT (Computer Statistics), которая обеспечивает организацию и обработку криминологических данных, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности управления полицейскими подразделениями.
Большой интерес вызывает база данных OneDOJ, которая находится на вооружении всех звеньев правоохранительной системы Соединенных Штатов Америки, отечественных аналогов которой не существует. Электронный доступ ко всем уголовным делам страны вызывает большой интерес для расследования любых серийных преступлений, для установления сообщников или места нахождения лица, объявленного в розыск, и тому подобное [4, с. 67].
В Великобритании успешно функционирует Национальная база данных ДНК (NDNAD), содержащая генетические профили преступников и следы с мест преступлений. Эта база данных является эффективным инструментом раскрытия преступлений и установления личности преступников. Национальная база данных ДНК уголовной разведки Великобритании создана в 1995 году. Ежемесячно она растет на 30 000 образцов, поступающих с мест совершения преступлений, взятые полицейскими у подозреваемых, арестованных и лиц, которые содержались под стражей в полицейском участке [4, с. 67].
Интересен опыт Сингапура по созданию интегрированной системы общественной безопасности, объединяющей различные технологии мониторинга и аналитики. Эта система включает сеть «умных» камер с функциями распознавания лиц и анализа поведения, датчики различного назначения и средства оперативного реагирования [2, с. 179].
В деятельности правоохранительных органов используются все основные виды информационных технологий, в том числе, предназначенных:
- для обработки данных в процессе решения хорошо структурированных задач, выполняемых персоналом с невысоким уровнем квалификации;
- для информационной поддержки процессов формирования управленческой отчетности;
- для автоматизации коммуникаций между сотрудниками, осуществляемых внутри организации, и взаимодействия с внешней средой;
- для информационной поддержки процессов выработки и принятия управленческих решений;
- для решения сложных задач в рамках деятельности экспертных систем, основанных на использовании искусственного интеллекта [3, с. 59].
Разработка технологий автоматизации ключевых функций органов охраны правопорядка, охватывающая учет преступлений, составление криминалистических отчетов, организацию информационного обслуживания, анализ данных и межведомственное взаимодействие, характеризуется значительными достигнутыми успехами в сфере информатизации.
В рамках цифровой реформы правоохранительных структур акцент сделан на повышение скорости реагирования на правонарушения и преступления, улучшение анализа данных и оптимизацию документооборота, что, в свою очередь, способствует получению аналитической информации, необходимой для обоснованного принятия оперативных решений. Однако этот процесс сопровождается рядом существенных проблем, требующих комплексного и системного подхода к их решению.
Наиболее заметной проблемой остается фрагментация информационного пространства в правоохранительных органах, когда отдельные ведомства и подразделения в рамках одного учреждения создают обособленные системы, оказавшиеся несовместимыми между собой; такая ситуация приводит к избыточности данных, затрудняет обмен информацией и снижает общую эффективность межведомственного взаимодействия.
Большинство имеющихся современных информационных систем, использующихся при решении правоохранительных задач, характеризуются отсутствием унифицированного программного обеспечения и наличием существенных функциональных ограничений, не позволяющих использовать современные информационные технологии для выполнения качественного анализа информации [1, с. 145].
Современные вызовы, стоящие перед правоохранительной системой в целом, требуют выработки рациональных решений в сфере информатизации. В первую очередь, необходимо отметить неоднородность распределения технического оснащения: центральные структуры и подразделения крупных городов активно применяют новейшие технологии, в то время как территориальные отделения малых населённых пунктов сталкиваются с недостатком обеспечения их деятельности информационно-телекоммуникационными системами и ограниченностью каналов связи.
Кроме того, процесс обновления программно-аппаратных комплексов сопряжён с определенными трудностями. Устаревшие системы, внедрённые более десяти лет назад, не соответствуют современным требованиям по производительности, масштабируемости и безопасности. Модернизация таких систем требует значительных финансовых и организационных затрат.
Проблему усугубляет отсутствие согласованности в действиях различных ведомств. Создание единой технической политики и стандартов представляется очевидной необходимостью, поскольку отсутствие единого подхода к ресурсам снижает их эффективность.
Дополнительно, неподготовленность кадров в области информационных технологий усугубляет сложившуюся ситуацию. Сотрудники правоохранительных органов зачастую не обладают достаточными знаниями для эффективного использования новых информационных средств, а особенности внутренней организационной структуры препятствуют привлечению внешних специалистов, что, в свою очередь, затрудняет процесс цифровизации.
Создание единого информационного пространства для правоохранительных органов предполагает интеграцию разнообразных баз данных и информационных систем с применением унифицированных стандартов и протоколов обмена информацией. Таким образом, основным этапом реализации данного процесса станет формирование национальной платформы для взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов, что обеспечит реализацию принципа единого ввода данных с их многократным использованием.
Современные технологии искусственного интеллекта и обработки больших данных открывают перед правоохранительными органами новые перспективы, так как данные технологии способны выявлять скрытые взаимосвязи между отдельными событиями и участниками, а также осуществлять автоматизированный анализ видеозаписей и распознавание лиц.
Среди приоритетных направлений работы особое внимание уделяется развитию предиктивной аналитики, которая на основе анализа ранее собранных данных и выявленных закономерностей позволяет оценить вероятность совершения преступлений в определённые временные и пространственные интервалы. Такой подход способствует более эффективному распределению ресурсов и сил правоохранительных структур.
Внедрение сервисно-ориентированной архитектуры создает условия для взаимодействия информационных систем через стандартизированные интерфейсы, что, в свою очередь, обеспечивает необходимую гибкость и адаптивность информационной инфраструктуры правоохранительных органов.
Современные тенденции в сфере информационных технологий обуславливают необходимость комплексного обновления систем, применяемых в правоохранительных органах. К числу ключевых средств повышения эффективности видеонаблюдения и автоматизации процессов обнаружения подозрительного поведения относятся технологии компьютерного зрения и алгоритмы распознавания образов, которые также способствуют идентификации разыскиваемых лиц.
Интеграция мобильных устройств с информационными системами значительно ускоряет работу сотрудников правоохранительных органов, обеспечивая оперативное получение информации непосредственно в момент происшествия.
Увеличение киберугроз делает обеспечение безопасности информационно-телекоммуникационных систем правоохранительных органов одним из приоритетных направлений. Внедрение современных защитных решений, таких, как системы обнаружения и предотвращения вторжений, механизмы контроля доступа и средства криптографической защиты, становится обязательным условием для защиты данных.
Одновременно с этим развивается система активного контроля безопасности, ориентированная на выявление нарушений в функционировании информационных систем и оперативное реагирование на потенциальные угрозы. В связи с этим возрастает значимость подготовки персонала в области информационной безопасности, а также развитие культуры осторожного обращения с современными технологиями.
Подводя итог, отметим, что системный подход к совершенствованию информационно-телекоммуникационных систем, реализуемых в правоохранительных органах, охватывает технические, организационные и правовые аспекты. Формирование интегрированной цифровой экосистемы, способствующей оптимизации оперативной деятельности правоохранительных органов, становится стратегической задачей, требующей комплексного подхода.
Список литературы
- Дусева Н. Ю. Информационные системы в правоохранительной деятельности: проблемы и пути решения / Н. Ю. Дусева, М. Кандера // Научно-технический прогресс: информация, технологии, механизм. – 2023. – С. 145-152
- Путин заявил о необходимости цифровой трансформации России [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/ 10172635? ysclid=m8ykzzjjg2285393085, свободный. (Дата обращения: 11.04.2025)
- Латыпов А. И. Зарубежный опыт применения информационных технологий в правоохранительной деятельности / А. И. Латыпов // StudNet. – 2021. – №4. – С. 67-69
- Коробкова, Е. А. Потенциал информационно-телекоммуникационных технологий и систем в правоохранительной деятельности органов внутренних дел / Е. А. Коробкова // Молодежная инициатива: Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 мая 2024 года. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2024. – С. 59-62
- Канокова Л. Ю. Зарубежный опыт развития технологии распознавания лиц в обеспечении общественной безопасности / Л. Ю. Канокова // Право и управление. – 2023. – №1. – С. 178-182