Введение
В современных условиях интенсивного внедрения цифровых технологий и автоматизации всё более востребованными становятся знания о нейросетях. Нейросети применяются при оптимизации проектирования, анализе данных и управлении сложными системами, что отражает тренды Индустрии 4.0 и готовит почву для будущих технологических укладов [1]. В связи с этим университеты и техникумы включают дисциплины по ИИ и нейросетям в инженерные программы. Однако изучение этого материала для студентов представляет значительную сложность. Как отмечается в одном из исследований, преподавание нейросетей требует «особого подхода и методики», при котором методика обучения должна быть комплексной и включать как теоретические, так и практические аспекты [1]. Подобная интеграция теории и практики, а также взаимодействие студентов с практикующими экспертами позволяют сформировать у будущих инженеров необходимые компетенции в области ИИ.
Актуальность
Актуальность темы определяется современными требованиями инженерных специальностей. Модернизация высшего образования открывает новые перспективы для внедрения ИИ в подготовку инженеров, особенно для наукоемких и высокотехнологичных отраслей [1]. Использование нейросетевых технологий в учебных программах соответствует требованиям развития навыков, критически важных для Индустрии 4.0 и перспектив Индустрии 5.0 [1]. При этом методика преподавания НС должна отвечать актуальным задачам – по мнению Каспарова, только комплексные методики обучения позволяют вузам «формировать новое поколение специалистов в области нейросетей, готовых к высокоэффективной работе в современном информационном мире» [1]. Таким образом, обеспечение качественного обучения нейросетям является важным условием подготовки инженерных кадров, способных работать с передовыми ИИ-технологиями.
Анализ методических и дидактических основ преподавания нейросетей в инженерной подготовке
Для эффективного освоения темы нейросетей необходим комплексный методологический подход. Прежде всего, важно сочетать теоретическую базу и практические навыки. Лекции должны давать студентам понимание основ архитектур искусственных нейронных сетей, алгоритмов их обучения и необходимых математических основ. Затем практические занятия и лабораторные работы позволяют закрепить эти знания на конкретных примерах (например, проектируя простейшие нейросети и проверяя их на реальных данных). Как подчеркивается в отечественной литературе, методика преподавания НС должна «включать как теоретические, так и практические аспекты» и обеспечивать постоянное взаимодействие студентов с ведущими специалистами [1]. Проектная деятельность (решение инженерной задачи с помощью ИИ-инструментов) и исследовательские практикумы в этой связи играют особую роль, так как позволяют интегрировать учебные знания в реальные инженерные проблемы.
Со стороны дидактики нейросети обладают особыми свойствами, которые следует учитывать при обучении. Ключевые дидактические свойства современных нейросетей включают способность к самообучению, нелинейность, контекстность, адаптивность, интерактивность, высокую производительность и другие [3]. Так, адаптивность и интерактивность нейросетей позволяют создавать системы обучения, подстраивающиеся под уровень знаний каждого студента. Высокая производительность НС дает возможность быстро проводить сложные вычисления и эксперименты, а способность к самообучению позволяет студентам встраивать элементы самообразования и исследований в учебный процесс[5]. Использование этих свойств в преподавании помогает сделать обучение более гибким и ориентированным на ученика. На основе перечисленных свойств Сысоев обосновывает методические функции нейросетей – внешние проявления, которые можно использовать при обучении [3]. К ним относятся, например, организация интерактивного опыта, автоматизированная оценка результатов студентов и индивидуализация обучения.
Особое внимание следует уделять использованию инструментов ИИ непосредственно в образовательном процессе. Так, генеративные нейросети могут выступать как своеобразные тьюторы или ассистенты обучения. Согласно исследованию Соболевой и соавторов, использование сервисов нейросетей в учебных заданиях способствует повышению качества подготовки студентов благодаря следующим дидактическим возможностям: представление информации в различных формах (текст, изображения, графики), автоматизация вычислений, анализ больших массивов данных, поддержка принятия решений и др. [2]. В практической части этой работы студенты экспериментально использовали нейросети для генерации иллюстраций и моделей, поиска оригинальных идей и обработки информации, что продемонстрировало положительное влияние на образовательный процесс. Таким образом, внедрение НС-инструментов в учебный процесс позволяет сделать обучение более современным и эффективным, расширяя методы представления и усвоения знаний.
Вместе с тем при внедрении ИИ-технологий в образование необходимо учитывать и возникающие трудности. Авторы указывают на ряд проблем: постоянное обновление функционала сервисов нейросетей требует оперативного обновления учебных материалов, англоязычный интерфейс многих инструментов создаёт дополнительные барьеры, а также существуют вопросы соблюдения авторских прав и этики при генерации контента [2]. Кроме того, исследования Лопановой и Савиной показывают: несмотря на пользу нейросетей, их применение может вызвать «поверхностное обучение» и утрату у студентов важных навыков аналитического мышления и самостоятельной работы [4]. Это указывает на необходимость разумного баланса – использование ИИ как вспомогательного средства и одновременное развитие у студентов критического мышления и базовых навыков.
Заключение
Современное инженерное образование должно активно интегрировать в учебный процесс методы и инструменты искусственного интеллекта, в частности нейросетевые технологии. Исследования показывают, что для успешного обучения НС необходим комплексный подход: сочетание прочной теоретической базы с разнообразной практикой и проектной деятельностью [1]. Дидактические свойства нейросетей – адаптивность, интерактивность, возможность быстро обрабатывать большие данные [3] – предоставляют преподавателю новые возможности для организации занятий. Одновременно внедрение ИИ в обучение требует учета выявленных трудностей, связанных с освоением инструментов и сохранением у студентов аналитических компетенций. В целом, формирование у будущих инженеров навыков работы с нейросетями должно стать приоритетом современных образовательных программ, что позволит подготовить специалистов, способных эффективно работать в цифровом высокотехнологичном обществе [1].
Список литературы
- Каспаров И. В. Проблемы и перспективы изучения дисциплины «Системы искусственного интеллекта» на примере филиала СамГУПС в г. Нижнем Новгороде // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 2(67). С. 486–491
- Соболева Е. В., Горев П. М., Шилова З. В., Шадрина Н. Н. Применение генеративных нейросетей в обучении цифровых инженеров для повышения качества их подготовки // Перспективы науки и образования. 2024. № 5(71). С. 662–679
- Сысоев П. В. Дидактические свойства и методические функции нейросетей // Перспективы науки и образования. 2024. № 6(72). С. 672–690
- Лопанова Е. В., Савина Н. В. К проблеме использования нейросетей в учебной деятельности студентов // Пространство педагогических исследований. 2024. № 1(1). С. 23–40
- Исследование Ultimate Education и НИУ ВШЭ «Мировые тренды образования в российском контексте – 2025». – URL: https://www.hse.ru/edu_trends2025 (дата обращения: 07.06.2025