В российском правовом поле отсутствует законодательно закрепленное определение "конституционных гарантий прав человека и гражданина", однако данная категория активно разрабатывается в доктрине конституционного права. Т. Т. Озиев трактует конституционные гарантии как "совокупность социальных, экономических, политических, правовых приемов, механизмов и методов, позволяющих реализовывать и обеспечивать на практике закрепленные в Конституции права и свободы человека и гражданина" [1, с. 58]. Е. Е. Никитина подчеркивает, что под этими гарантиями подразумевается обязанность государства формировать правовые и фактические условия для эффективного осуществления прав и свобод [2, с. 175]. М. В. Баглай определяет гарантии как правовые средства, обеспечивающие реализацию конкретного права; по своей сути, это обязанности государства применительно к конституционным правам [3, с. 305]. Согласно позиции М. Б. Смоленского и М. В. Мархгейма, гарантии представляют собой комплекс условий, средств и факторов, позитивно воздействующих на реализацию и защиту прав [4, с. 226]. Автор настоящей статьи полагает, что конституционные гарантии – это, прежде всего, защитный механизм, включающий четкие нормы, регулирующие деятельность государственных органов, а также инструменты, позволяющие человеку самостоятельно отстаивать свои права.
Ключевые различия между статусами "мигрант" и "беженец" заключаются в следующем:
- Мигрант – лицо, добровольно или вынужденно проживающее на территории государства, гражданином которого оно не является. Его правовой статус определяется Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 № 115-ФЗ.
- Беженец – иностранец или апатрид, покинувший страну гражданства (постоянного проживания) вследствие преследований или обоснованных опасений стать их жертвой по признакам расы, национальности, религии, гражданства, принадлежности к социальной группе или политических убеждений, не могущий или не желающий воспользоваться защитой своей страны. Основным регулятором его статуса выступает Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 "О беженцах".
Существенное отличие также заключается в уровне защиты правового статуса беженца: помимо национального закона, он гарантирован на международном уровне Конвенцией о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.).
На основе представленных доктринальных подходов можно выделить следующие конституционные гарантии защиты прав мигрантов и беженцев в РФ:
1. Равенство прав и запрет дискриминации (ст. 19 Конституции РФ): Гарантируется равенство всех перед законом и судом независимо от национальности, расы и иных обстоятельств, что в полной мере распространяется на мигрантов и беженцев.
2. Право на труд (ст. 37 Конституции РФ): Труд свободен, каждый вправе распоряжаться своими способностями. Данное право распространяется на иностранных граждан, хотя и с учетом установленных законодательных ограничений.
3. Право на образование (ст. 43 Конституции РФ): Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, школьного общего и среднего образования, а также профессионального обучения по программам подготовки. Иностранные граждане и апатриды обладают этим правом наравне с россиянами.
4. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ), право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ): Мигранты имеют право на доступ к медицинской помощи и социальным услугам на установленных законом основаниях. Как отмечают Я. С. Гостев, Н. Д. Бегунов, С. Ф. Долгов, "медицинская помощь предоставляется иностранным гражданам наравне с россиянами" [5, с. 3]. К иным видам социальной поддержки иностранцев в РФ они относят:
- Помощь пожилым и инвалидам;
- Социальные выплаты на погребение;
- Социальную помощь детям мигрантов – потомкам ранее проживавших граждан, пособия по беременности и родам;
- Ежемесячные пособия детям военнослужащих, единовременные – беременным женам военнослужащих.
5. Специальный закон о статусе беженцев: Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 13.06.2023) "О беженцах" [6] устанавливает процедуру получения статуса и механизмы защиты прав беженцев.
6. Международные обязательства РФ: Особую роль играют международные договоры, участницей которых является Россия, в частности, Конвенция о статусе беженцев 1951 года [7], вносящая существенный вклад в защиту прав этой категории лиц.
Несмотря на обширный перечень конституционных гарантий, мигранты и беженцы часто сталкиваются с проблемами их практической реализации, сообщая о трудностях доступа к правовым и социальным услугам.
Анализ реализации отдельных конституционных прав мигрантов и беженцев и сопутствующих проблем:
1. Право на жизнь и личную неприкосновенность (ст. 20, 22 Конституции РФ): Гарантирует защиту от произвольного лишения жизни и вмешательства в частную жизнь. Однако фиксируются случаи жестокого обращения с мигрантами со стороны частных лиц на почве национальной неприязни. Примером служит инцидент с гражданками Кыргызстана, подвергшимися в период с 23 марта по 22 апреля 2024 года побоям и оскорблениям (без причинения тяжкого вреда здоровью) [8]. Недостаточность расследования подобных инцидентов и рост предвзятого отношения отчасти связаны с увеличением числа преступлений, совершаемых мигрантами. Как сообщается в Газете "Следственный комитет России" №17 (143) от 17 сентября 2024: "В текущем году иностранцами совершено 23 847 криминальных деяний. При этом число тяжких преступлений, совершенных приезжими, возросло на 12% (с 4 390 до 4 935). Значительно возросло количество криминальных проявлений со стороны трудовых мигрантов – почти на 70%. Одной из набирающих силу тенденций стало демонстративное негативное отношение мигрантов к коренному населению, особенно к участникам СВО и сотрудникам правоохранительных органов" [9]. Подобная статистика усугубляет предвзятость по отношению к добросовестным мигрантам и беженцам.
2. Право на труд (ст. 37 Конституции РФ): Мигранты и беженцы испытывают значительные трудности при трудоустройстве из-за растущих ограничений, вводимых как на федеральном, так и на региональном уровнях. Ярким примером является Указ губернатора Нижегородской области Глеба Никитина (март 2025 г.), запретивший привлекать иностранцев к трудовой деятельности в 16 отраслях, включая курьерские услуги, общепит, здравоохранение, образование, культуру и спорт [10].
3. Право на образование (ст. 43 Конституции РФ): Хотя формально доступ к образованию гарантирован, иностранные абитуриенты пользуются определенными льготами:
- Скидки на обучение (например, 30% в НГУ для студентов из СНГ);
- Гранты и стипендии (программы типа "Россия для всех");
- Упрощенные процедуры поступления (спецкурсы, как в РГГУ).
Однако, как показывают исследования НИУ ВШЭ [11], иностранные студенты сталкиваются с трудностями адаптации, обусловленными культурными и ментальными различиями, хотя эти проблемы обычно не связаны с прямым нарушением конституционных гарантий.
4. Право на свободу совести и вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ): Гарантирует свободу выбора и исповедания религии. Основной проблемой остаются проявления религиозной нетерпимости и дискриминации. Религиовед Д. Пахомов (сопредседатель МА "Христианство и Ислам") указывает на дискриминацию мусульман в Москве: запреты на строительство мечетей, подозрительное отношение правоохранительных органов к мигрантам-мусульманам, что создает межконфессиональную напряженность [12].
5. Право на защиту семьи, материнства и детства (ст. 38 Конституции РФ): Обеспечивается семейным законодательством и социальными выплатами. Ключевой проблемой для мигрантов и беженцев является сложность процедур воссоединения семей. Как отмечает Нилс Муйжниекс, эта проблема актуальна не только для России, но и для других стран, позиционирующих себя как открытые: обсуждение вопроса воссоединения наталкивается на политические сложности и враждебную риторику даже в традиционно гостеприимных государствах [13].
6. Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ): Гарантирует поддержку в установленных законом случаях. Мигранты сталкиваются с ограниченным доступом к социальному обеспечению из-за неинформированности, языкового барьера, различий в правовом статусе (часто помощь доступна только постоянно проживающим) [14] и бюрократических препон. Порядок медицинского обслуживания регулируется ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ" [15], но его объем зависит от правового и трудового статуса. Отсутствие полиса ОМС часто блокирует прием детей мигрантов в школы и детсады. Остаются неурегулированными вопросы пенсионного и социального страхования временно пребывающих/проживающих иностранцев: их взносы идут только на страховую часть пенсии.
Приведенные примеры иллюстрируют лишь часть проблем, препятствующих реализации прав мигрантов и беженцев. Анализ конституционных гарантий подтверждает, что защита прав этих уязвимых групп – важнейший элемент правового государства. Основополагающие принципы закреплены в Конституции РФ, федеральном законодательстве, Всеобщей декларации прав человека и иных международных актах. Однако на практике их осуществление сталкивается с серьезными вызовами: дискриминацией, ограниченным доступом к услугам и правовой помощи, сложностью миграционных процессов, вызванных экономическим неравенством, климатическими изменениями, конфликтами и политической нестабильностью.
Таким образом, для эффективной защиты прав мигрантов и беженцев недостаточно наличия законодательных норм; требуется их действенное воплощение. Только комплексная стратегия, учитывающая правовые, социальные и культурные факторы, способна обеспечить достойные условия жизни для этих групп, способствуя их интеграции и укрепляя социальную стабильность.
Список литературы
- Озиев Т. Т. Конституционное право: учеб. пособие. М.: Юнити-Дана, 2022. 288 с.
- Постников А. Е., Мазаев В. Д., Никитина Е. Е. Конституционное право России: учебник. М.: Проспект, 2008. 750 с.
- Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. М.: Норма, 2025. 704 с.
- Смоленский М. Б., Мархгейм М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. Ростов н/д: Феникс, 2007. 439 с.
- Гостев, Я. С. Социальное обеспечение иностранцев в Российской Федерации / Я. С. Гостев, Н. Д. Багауов, С. Ф. Долгов // E-Scio. 2019. № 3(30). С. 140-144
- Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 13.06.2023) «О беженцах». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4340/ (дата обращения: 23.04.2025)
- Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=4&nd=203003508&collection=1 (дата обращения: 23.04.2025)
- Газета MSK1.ru [Электронный ресурс]. URL: https://msk1.ru/text/politics/2024/04/23/73489970/ (дата обращения: 23.04.2025)
- Газета «Следственный комитет России» №17 (143) 17 сентября 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://pressa.sledcom.ru/Gazeta/-17-143-17-sentyabrya-2024/item/1915216/ (дата обращения: 23.04.2025)
- Газета.ru [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2025/04/21/25605932.shtml (дата обращения: 23.04.2025)
- Проблемы иностранных студентов. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/news/1163613/107184017.html (дата обращения: 23.04.2025)
- Дмитрий Пахомов: мусульмане дискриминированы в Москве [Электронный ресурс]. URL: https://muslim.ru/articles/278/30331/ (дата обращения: 23.04.2025)
- Положить конец ограничениям на воссоединение семей: польза для беженцев, польза для принимающих обществ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.coe.int/ru/web/commissioner/-/ending-restrictions-on-family-reunification-good-for-refugees-good-for-host- societies (дата обращения: 23.04.2025)
- Старцева С.В., Французова М.С., Русанова Д.Ю. Проблемы социального обеспечения мигрантов в РФ [Электронный ресурс]. URL:http://intjournal.ru/wp-content/uploads/2019/01/Startseva4.pdf (дата обращения: 23.04.2025)
- Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. От 29.10.2024) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.2010. №49. ст. 6422