введение
Современный ритм жизни и особенности учебного процесса в высших учебных заведениях зачастую способствуют снижению физической активности студентов, особенно тех, кто обучается в неспортивных вузах. Недостаток двигательной активности негативно сказывается на общем состоянии здоровья [1, c. 15], что выражается в снижении выносливости, ухудшении осанки и повышенной утомляемости. В этой связи актуальной задачей является поиск доступных и эффективных методов повышения уровня физической активности студентов.
Скандинавская ходьба представляет собой относительно новый для России [3, c. 31], но уже достаточно популярный в Европе и Северной Америке вид двигательной активности, который сочетает в себе элементы ходьбы и работы с палками, вовлекающими в процесс движения верхнюю часть тела. Методика тренировок предполагает использование различных техник, отличающихся степенью нагрузки и вовлечения мышц [4, c. 12], что делает этот вид физической активности универсальным и доступным для широкого круга людей.
Цель данной работы – изучить влияние различных техник скандинавской ходьбы на физическое развитие студентов неспортивных вузов и выявить их эффективность в сравнении с традиционными формами физической активности.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В исследовании приняли участие 10 студентов в возрасте 18–22 лет, обучающихся в неспортивном вузе и не имеющих значительного опыта занятий спортом. Добровольцы были разделены на две группы: экспериментальную (5 человек), которая на протяжении 2 недель занималась скандинавской ходьбой, и контрольную (5 человек), ведущую обычный малоподвижный образ жизни.
Занятия проводились три раза в неделю по 40 минут. Для экспериментальной группы использовалась классическая техника скандинавской ходьбы. Перед началом и после завершения исследования у всех участников измерялись базовые показатели физической подготовки: выносливость (тест на 6-минутную ходьбу), сила (измерение силы кистевого динамометра) и координация (статический тест на удержание равновесия).
Статистическая обработка данных проводилась с использованием методов описательной статистики. Измерения проводились в соответствии с требованиями Международной системы единиц (СИ).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
После двухнедельного тренировочного периода у участников экспериментальной группы были зафиксированы положительные изменения в физических показателях. На рисунке 1 представлена динамика изменений физических показателей в экспериментальной и контрольной группах.
Рисунок 1. Динамика изменений физических показателей у студентов
Как видно, у студентов, занимавшихся скандинавской ходьбой, наблюдаются значительные улучшения в выносливости, силе и координации по сравнению с контрольной группой. Средний результат теста на 6-минутную ходьбу улучшился на 12%, что свидетельствует о возросшей выносливости. Показатели силы кисти увеличились в среднем на 8%, а улучшение координации, измеренное с помощью теста на удержание равновесия, составило 15%.
В контрольной группе значительных изменений выявлено не было, что подтверждает эффективность регулярных занятий скандинавской ходьбой для развития физических качеств. Полученные данные согласуются с результатами аналогичных исследований [5, c. 43], проведенных в европейских университетах, что подтверждает универсальность данного метода физической активности.
Дополнительно было отмечено, что большинство участников экспериментальной группы выразили заинтересованность в продолжении занятий после окончания исследования, что указывает на высокую мотивационную составляющую данного вида активности. Детализированные показатели изменений приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Изменение физических показателей участников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Скандинавская ходьба является доступным и эффективным средством повышения физической активности среди студентов неспортивных вузов. Результаты исследования показали, что регулярные занятия данным видом физической активности способствуют улучшению показателей выносливости, силы и координации.
Положительные изменения, зафиксированные у участников экспериментальной группы, подтверждают эффективность скандинавской ходьбы как метода укрепления физического здоровья студентов. Кроме того, высокая мотивация участников к продолжению занятий [4, c. 34] свидетельствует о привлекательности данного вида физической активности для молодежи.
Полученные результаты могут быть использованы при разработке программ физической подготовки студентов неспортивных вузов, а также в профилактических и реабилитационных целях.
Список литературы
- Базарова И.В., Петрова Н.С. Влияние физической активности на здоровье студентов // Вестник спортивной науки. – 2020. – №3. – С. 45-50
- Иванов К.А., Смирнов Д.В. Скандинавская ходьба как метод коррекции физического состояния молодежи // Современные исследования в области физической культуры. – 2019. – Т. 12. – №1. – С. 98-103
- Карпов О.П. Методика скандинавской ходьбы. – Москва: Спорт, 2018. – 240 с.
- Крысюк, О.Б., Северная ходьба как оздоровительная технология (первый российский опыт) / О.Б. Крысюк, А. В. Волкова // Адаптивная физическая культура. – 2013. – №3 (55). – С. 47-49
- Смирнова Л.П., Орлова Е.Н. Развитие координационных способностей у студентов с применением скандинавской ходьбы // Физическая культура и здоровье. – 2021. – №2. – С. 67-73