Одним из интересных аспектов детской культуры является создание собственных секретных языков. XXI век привнес новые формы детских коммуникаций, основанные на интеграции элементов популярных медиа, фильмов, книг и компьютерных игр, то есть заимствование из известных вымышленных языков. Анализируя этот феномен, мы можем лучше понять механизмы создания новых тайных языков, соответствующих условиям цифровизации повседневной жизни детей. В этом видится актуальность изучения детских речевых коммуникаций. Ввиду этого целью работы является определение места и роли вымышленных языков в процессе создания тайных языков детскими сообществами в XXI веке.
Для исследовательского анализа использованы результаты электронной анкеты, которую прошли 60 человек в возрасте от 11 до 50 лет. В разных районах Удмуртской Республики, а также гг. Ижевск и Можга методом беседы в 2023-2025 гг. был собран полевой материал, который дал более обширное представление о детских тайных языках. Респондентами стали женщины и мужчины в возрасте от 16 до 25 лет, с разным профессиональным статусом.
В исследовательской литературе и интернет-сайтах мы можем встретить утверждение, что вымышленные и тайные языки представляют собой одно и то же явление. Но так ли это? Тайные языки – это сознательно или традиционно кодируемая знаковая система, наличие которой в той или иной социальной группе – обязательное условие ее социального престижа, способ идентификации ее членов, некий социальный барьер между данной группой и обществом или другими группами [4, с. 107]. Важнейшей характеристикой подобных явлений является их добровольность и стихийность. Секретные языки создаются за счет разных методов словообразования, чем обуславливается бесчисленное множество их видов.
Все тайные языки, бытующие в детском сообществе, можно классифицировать по нескольким принципам. Первый принцип – по способу словообразования: языки с основой и утком; язык с заменой букв; жестовые языки; язык с заменой окончания в слове; язык, где используются цифры вместо слов. Вместе с тем, можно выделить вторую классификацию по принципу использования: устные и письменные языки.
Вымышленные языки представляют собой объект художественного творчества автора [3, с. 15]. Они помогают читателю лучше понять особенности придуманного мира, его природные и социальные реалии, а также духовную культуру [2, с. 168]. Артланги можно разделить на два типа: фантастические языки (созданные непосредственно авторами произведений, фильмов, игр и т.п) и авторские языки (созданные отдельными авторами за пределами литературных произведений, но, в то же время, не предназначенные для коммуникации в реальном мире) [1, с. 87-88].
Результаты анкетирования и беседы показали, что одними из наиболее известных вымышленных языков являются артланги, созданные Дж. Р.Р. Толкином для романа-эпопеи «Властелин колец» и повести «Хоббит», а также язык из серии игр «The Sims» - симлиш. Следующий по популярности – язык миньонов – персонажей из мультфильма «Гадкий Я». Один из респондентов вспомнил о мультфильме «Атлантида: Затерянный мир» от компании Disney, для которого был разработан язык жителей Атлантиды – Атлантийский (ПМА. 2023, сообщение Шиховой Е.А., 2000 г.р., место рожд.: г. Можга, высшее обр., учитель начальной школы, ныне проживает в г. Казань).
Исходя из приведенных выше определений, мы выделили главные различия:
1. Основное назначение тайных языков состоит в сокрытии тайны от посторонних лиц. Напротив, цель вымышленных языков – добавить реализма, выразительности и глубины в придуманные миры.
2. Тайные языки создаются узкой группой людей. В свою очередь над созданием вымышленных языков может работать большая команда профессионалов, в том числе сценаристы и режиссеры.
3. Секретные языки детей, чаще всего, являются модификацией родного языка, с упрощением правил или добавлением новых элементов. Авторы вымышленных языков создают их буквально с нуля, начиная с разработки нового алфавита и заканчивая уникальными грамматическими правилами и лексикой.
Таким образом, мы приходим к выводу, что данные понятия нельзя объединять в одно, т.к. они имеют существенные различия.
По словам Алексея Шихова, в современных детских коллективах для создания тайного языка можно использовать вымышленные языки как основу (ПМА 2023, сообщение Шихова А.А., 2008 г.р., место рожд.: г. Можга, учится в колледже, ныне проживает в г. Можга). Благодаря Интернету ребёнок получает доступ к всевозможным артлангам, представляющими богатую основу для творческих экспериментов и развития воображения. На основании данных, полученных в ходе беседы, можно выделить несколько вариантов, как использовать вымышленные языки при создании секретного языка.
Во-первых, как считает Ульяна Боталова, «можно использовать понравившийся искусственный язык и при этом ничего не менять» (ПМА.2023, сообщение Боталовой У.В., . 2008 г.р., место рожд.: г. Ижевск, учится в школе, ныне проживает в г. Ижевск). Во-вторых, дети могут адаптировать выбранный язык под повседневную жизнь, используя отдельные слова или фразы: «когда встречались с сестрой, говорили «су-су», что на симлише означало приветствие» (ПМА.2023, сообщение Шиховой Е.А.). В-третьих, дети могут сочетать элементы разных вымышленных языков, создавая новый гибридный язык: «у нас были некоторые слова из мультфильма про миньонов, а другие я уже не помню откуда, т.к. не я выбирала» (ПМА.2023, сообщение Тютиной А.А., 2008 г.р., место рожд.: пос. Балезино, учится в школе, ныне проживает в пос. Балезино).
Таким образом, доступ к популярным вымышленным языкам позволяет детям создавать индивидуальные, неповторимые формы общения, одновременно повышая уровень творческой активности и коммуникативных способностей.
Список литературы
- Квитковский С.В. Вымышленные языки. Сравнение их поверхностных и глубинных структур // Языки и литература в поликультурном пространстве. – 2022. – № 8. – С. 87-91
- Кликушина Т. Г., Мутулова О. А. Роль, значение и классификация искусственных языков, используемых для создания вымышленных миров // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. – 2021. – №1. – С. 167-172
- Никитин А.К. Вымышленные языки в литературе и жизни // Новая наука: проблемы и перспективы. – 2025. – №3. – С. 14-17
- Приёмышева М. Н. Опыт структурной классификации тайных языков (на материале тайных языков России XIX века) // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2008. – №72. – С. 105-112