Введение
Баскетбол входит в ТОП 10 самых популярных видов спорта. Он насчитывает от 2 до 3 миллиардов поклонников в мире. Более 450 миллионов человек во всем мире играют в баскетбол как профессионально, так и для проведения досуга. Скорость игры завораживает болельщиков и увлекает игроков. За считаные минуты ситуация может измениться кардинальным образом - любой фаворит турнирной таблицы имеет шанс проиграть команде аусайдеров, так как не был достаточно собран и подготовлен.
Баскетбол является высокоинтенсивным видом спорта, включающим в себя большое количество игровых приемов, высокую скорость исполнения технических действий, стремительность тактических взаимодействий, а также большое количество индивидуальных игровых приемов [1, 2]. Основой вышеперечисленных характеристик является высокий уровень физической подготовки игроков, который проявляется каждым членом команды во время соревнований. Физическая подготовка баскетболистов направлена на повышение аэробных возможностей, скорости, ловкости, мышечной силы и мощности.
Одним из направлений подготовки, на который обращают особое внимание, выстраивая тренировку баскетболистов является развитие скоростно-силовых способностей [3, 4]. Именно хорошо развитые скоростно-силовые качества позволяют добиться результативных действий баскетболиста на площадке.
Согласно мнениям экспертов в сфере баскетбола, важным компонентом достижения высокой результативности в соревновательной деятельности считают дифференцированный метод развития скоростно-силовых качеств у спортсменов, который подразумевает под собой развитие посредством распределения нагрузки в зависимости от амплуа баскетболиста.
Работа посвящена исследованию взаимосвязи между развитием скоростно-силовых способностей и игровым амплуа у подростков 14-15 лет, занимающихся в школьной секции баскетбола.
Констатирующий эксперимент.
Эксперимент проводился с целью определения уровня развития скоростно-силовых способностей у баскетболистов разных амплуа в возрасте 14-15 лет. Эксперимент проводился в период апрель-июнь 2025г, на базе МБОУ СШ №5, а также в спортивной школе, где дети занимаются в секции баскетбола, г. Чкаловск. В эксперименте приняли участие 20 человек, по 10 человек в каждом учебном заведении.
Цели эксперимента:
1. Оценить уровень скоростно-силовых способностей у баскетболистов 14-15 лет.
2. Выявить индивидуальные различия в развитии скоростно-силовых качеств среди спортсменов.
3. Определить влияние различных тренировочных методов на развитие скоростно-силовых способностей.
Задачи эксперимента:
1. Провести тестирование скоростно-силовых качеств у контрольной и экспериментальной групп баскетболистов.
2. Сравнить результаты тестирования между подгруппами.
3. Анализировать взаимосвязь между результатами тестов и игровым амплуа для дальнейшей разработки методики дифференцированного развития скоростно-силовых способностей баскетболистов 14-15 лет.
Для оценки скоростно-силовых способностей баскетболистов были проведены следующие тесты:
1. Выпрыгивания с места толчком 2 ногами. Сперва осуществляется замер с места касания стоя, а затем замер касания спортсменов в прыжке на двух ногах. Данная разница и будет являться высотой вертикального прыжка.
2. Спринт 30 метров. Позволяет оценить максимальную скорость спортсмена.
3. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами.
4. Жим штанги с собственным весом.
Сроки проведения:
- Подготовительный этап: апрель 2025г. (разработка методики тестирования, сбор согласий от родителей, подготовка оборудования).
- Основной этап: май 2025г. (проведение тестирования).
- Анализ данных и выводы: июнь 2025г. (обработка результатов, составление рекомендаций и выводов).
Общая продолжительность эксперимента составила 3 месяца.
Результаты констатирующего исследования:
В таблице 1 представлены результаты в первом тесте у экспериментальной и контрольной групп.
Таблица 1.
Показатели прыгучести подростков 14-15 лет до эксперимента (выпрыгивания с места толчком 2 ногами, см)
Игрок, амплуа (эксп.гр) | Результат | Игрок, амплуа (кон.гр) | Результат |
Самсонов Д., форвард | 40,5 | Зинин Р., форвард | 40,5 |
Бутылкин М., форвард | 40,3 | Марычев А., форвард | 40,1 |
Кирилов Р., форвард | 40,8 | Власенко И., форвард | 40,8 |
Салкин Е., форвард | 40,9 | Кукаев Р., форвард | 40,6 |
Захаров М., центровой | 42,5 | Игнатьев И., центровой | 42,5 |
Сидягин К., центровой | 42,3 | Баланин А., центровой | 42,3 |
Лушин Н., центровой | 42,8 | Левшин М., центровой | 42,3 |
Репин М., защитник | 39,8 | Сарычев Д., защитник | 39,1 |
Кудыкин С., защитник | 40,1 | Лапин Р., защитник | 40,3 |
Вахмин А., защитник | 39 | Еремин Б., защитник | 39,5 |
Ср. | 40,9± 1,9 | Ср. | 40,8±1,7 |
В таблице 2 представлены результаты во втором тесте.
Таблица 2.
Показатели скорости подростков 14-15 лет до эксперимента (спринт 30 метров, сек) в экспериментальной и контрольной группах
Игрок, амплуа (эксп.гр) | Результат | Игрок, амплуа (кон.гр) | Результат |
Самсонов Д., форвард | 5,5 | Зинин Р., форвард | 5,3 |
Бутылкин М., форвард | 5,4 | Марычев А., форвард | 5,2 |
Кирилов Р., форвард | 5,7 | Власенко И., форвард | 5,4 |
Салкин Е., форвард | 5,6 | Кукаев Р., форвард | 5,2 |
Захаров М., центровой | 5,8 | Игнатьев И., центровой | 6,0 |
Сидягин К., центровой | 5,8 | Баланин А., центровой | 6,0 |
Лушин Н., центровой | 6,4 | Левшин М., центровой | 6,2 |
Репин М., защитник | 5,4 | Сарычев Д., защитник | 4,6 |
Кудыкин С., защитник | 4,8 | Лапин Р., защитник | 4,9 |
Вахмин А., защитник | 4,6 | Еремин Б., защитник | 5,2 |
Ср. | 5,5±0,9 | Ср. | 5,4±0,8 |
В таблице 3 представлены результаты в третьем тесте.
Таблица 3.
Показатели прыгучести подростков 14-15 лет до эксперимента (прыжок в длину с места толчком 2 ногами, см) в экспериментальной и контрольной группах
Игрок, амплуа (эксп.гр) | Результат | Игрок, амплуа (кон.гр) | Результат |
Самсонов Д., форвард | 177 | Зинин Р., форвард | 178,5 |
Бутылкин М., форвард | 179,2 | Марычев А., форвард | 179 |
Кирилов Р., форвард | 178,6 | Власенко И., форвард | 178 |
Салкин Е., форвард | 180,7 | Кукаев Р., форвард | 179,8 |
Захаров М., центровой | 179,1 | Игнатьев И., центровой | 180,1 |
Сидягин К., центровой | 180,2 | Баланин А., центровой | 180,1 |
Лушин Н., центровой | 180 | Левшин М., центровой | 179,9 |
Репин М., защитник | 176,5 | Сарычев Д., защитник | 177,7 |
Кудыкин С., защитник | 177,7 | Лапин Р., защитник | 177,9 |
Вахмин А., защитник | 177 | Еремин Б., защитник | 178 |
Ср. | 178,6±2,1 | Ср. | 178,9±1,2 |
В таблице 4 представлены результаты в четвёртом тесте.
Таблица 4.
Показатели силы подростков 14-15 лет до эксперимента (жим штанги с собственным весом, кол-во повторений) в экспериментальной и контрольной группах
Игрок, амплуа (эксп.гр) | Результат | Игрок, амплуа (кон.гр) | Результат |
Самсонов Д., форвард | 12 | Зинин Р., форвард | 11 |
Бутылкин М., форвард | 13 | Марычев А., форвард | 11 |
Кирилов Р., форвард | 12 | Власенко И., форвард | 10 |
Салкин Е., форвард | 11 | Кукаев Р., форвард | 12 |
Захаров М., центровой | 13 | Игнатьев И., центровой | 13 |
Сидягин К., центровой | 13 | Баланин А., центровой | 12 |
Лушин Н., центровой | 13 | Левшин М., центровой | 11 |
Репин М., защитник | 11 | Сарычев Д., защитник | 10 |
Кудыкин С., защитник | 11 | Лапин Р., защитник | 10 |
Вахмин А., защитник | 12 | Еремин Б., защитник | 11 |
Ср. | 12,1±2 | Ср. | 11,1±3 |
По итогу анализа данных, полученных в ходе тестирования, можно сделать вывод, что исходные данные результатов тестов достоверно не различались.
Анализ взаимосвязи между результатами тестов и игровым амплуа:
Взаимосвязь между результатами тестов и игровым амплуа баскетболистов напрямую связана с учетом физиологических и функциональных требований, предъявляемых к различным ролям на площадке:
- Центровые: обычно это самые высокие игроки в команде, и их основная задача — борьба под щитом, защита кольца и подборы. Высокий вертикальный прыжок позволяет центровым эффективно блокировать броски соперников и захватывать подборы. Поэтому их результаты в тесте «выпрыгивание с места толчком 2 ногами» и «прыжок в длину с места» могут быть выше, так как они имеют развитые мышцы ног и необходимую координацию.
- Форварды: эта категория игроков, как правило, также обладает хорошими физическими данными, но их задачи более разнообразны, включая как игру под кольцом, так и броски с периметра. Они могут прыгать немного хуже центровых, но быть более быстрыми и физически укомплектованными, так как их физические характеристики могут быть более сбалансированными.
- Защитники: защитники обычно меньше по росту и имеют другие требования к физической подготовке, такие как скорость, ловкость и выносливость. Их игровые задачи связаны с защитой соперников, перехватами и быстрыми контратаками. Это может объяснить более низкие результаты в тесте на выпрыгивание, но более высокие результаты в тестах на скорость. Поэтому их тренировки могут быть ориентированы больше на другие аспекты физической подготовки, нежели на развитие вертикального прыжка.
Выводы:
1. Центровые: для центровых критически важны сила и мощность, особенно в нижней части тела, чтобы эффективно выполнять прыжки для блокировки бросков, подбора и защиты кольца.
Рекомендуемые тренировки: Упражнения на развитие вертикального прыжка (например, приседания, выпрыгивания), силовые тренировки с акцентом на ноги (приседания со штангой, становая тяга) и работа над общей физической силой. Развитие выносливости также важно, но в меньшей степени по сравнению с силой.
2. Форварды: форвард должен сочетать силу и скорость, так как их задачи включают как игру под кольцом, так и дальние броски. Важны также координация и ловкость для маневрирования по площадке.
Рекомендуемые тренировки: Силовые тренировки для ног и верхней части тела, а также упражнения на скорость и ловкость (например, спринты, изменения направления). Упражнения на развитие взрывной силы (плиометрика). Работа над выносливостью.
3. Защитники: защитники должны быть быстрыми и ловкими, с акцентом на скорость, реакцию и выносливость. Их основная задача — быстрое перемещение по площадке, защита соперников и создание контратак.
Рекомендуемые тренировки: Упражнения на скорость, спринты и работа над реакцией. Силовые тренировки могут быть менее интенсивными, но должны включать упражнения для укрепления мышц кора и нижней части тела. Развитие навыков защиты, таких как перехваты и блоки, а также работа над общей выносливостью.
Обобщая все вышесказанное, можно подытожить: каждое амплуа в баскетболе требует специфических физических качеств. Центровые должны сосредоточиться на развитии силы и мощности, форварды — на сочетании силы и скорости, а защитники — на быстроте и ловкости. Успех в игре зависит от правильного баланса этих физических способностей в зависимости от роли игрока на площадке.
Список литературы
- Баскетбол: Пер. с фр. / Л. Легран, М. Ра.-М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2021. – 47 [1] c.: ил.
- Гомельский, А.Я. Баскетбол: секреты мастерства: 1000 баскетбольных упражнений / А.Я. Гомельский - М., 1997 – 78 с.
- Зельдович, Т.А. Подготовка юных баскетболистов / Т.А. Зельдович. – М.: Физкультура и спорт, 1964. – 121 с.
- Пьязин, А. И. Группы упражнений для развития скоростно-силовых качеств // Физкультура и спорт / А. И. Пьязин. – 2020. – №4. – С. 26-27