ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ РАЗВИТИЕМ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИГРОВЫМ АМПЛУА У ПОДРОСТКОВ 14-15 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ БАСКЕТБОЛА

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ РАЗВИТИЕМ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИГРОВЫМ АМПЛУА У ПОДРОСТКОВ 14-15 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ БАСКЕТБОЛА

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Просмотры

74

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 23 (224), Июнь ‘25

Поделиться

В статье показаны результаты исследования взаимосвязи развития скоростно-силовых способностей и игрового амплуа у баскетболистов 14-15 лет, проведено тестирование.

Введение

Баскетбол входит в ТОП 10 самых популярных видов спорта. Он насчитывает от 2 до 3 миллиардов поклонников в мире. Более 450 миллионов человек во всем мире играют в баскетбол как профессионально, так и для проведения досуга. Скорость игры завораживает болельщиков и увлекает игроков. За считаные минуты ситуация может измениться кардинальным образом - любой фаворит турнирной таблицы имеет шанс проиграть команде аусайдеров, так как не был достаточно собран и подготовлен. 

Баскетбол является высокоинтенсивным видом спорта, включающим в себя большое количество игровых приемов, высокую скорость исполнения технических действий, стремительность тактических взаимодействий, а также большое количество индивидуальных игровых приемов [1, 2]. Основой вышеперечисленных характеристик является высокий уровень физической подготовки игроков, который проявляется каждым членом команды во время соревнований. Физическая подготовка баскетболистов направлена на повышение аэробных возможностей, скорости, ловкости, мышечной силы и мощности.

Одним из направлений подготовки, на который обращают особое внимание, выстраивая тренировку баскетболистов является развитие скоростно-силовых способностей [3, 4]. Именно хорошо развитые скоростно-силовые качества позволяют добиться результативных действий баскетболиста на площадке. 

Согласно мнениям экспертов в сфере баскетбола, важным компонентом достижения высокой результативности в соревновательной деятельности считают дифференцированный метод развития скоростно-силовых качеств у спортсменов, который подразумевает под собой развитие посредством распределения нагрузки в зависимости от амплуа баскетболиста. 

Работа посвящена исследованию взаимосвязи между развитием скоростно-силовых способностей и игровым амплуа у подростков 14-15 лет, занимающихся в школьной секции баскетбола.

Констатирующий эксперимент.

Эксперимент проводился с целью определения уровня развития скоростно-силовых способностей у баскетболистов разных амплуа в возрасте 14-15 лет. Эксперимент проводился в период апрель-июнь 2025г, на базе МБОУ СШ №5, а также в спортивной школе, где дети занимаются в секции баскетбола, г. Чкаловск. В эксперименте приняли участие 20 человек, по 10 человек в каждом учебном заведении. 

Цели эксперимента:

1. Оценить уровень скоростно-силовых способностей у баскетболистов 14-15 лет.

2. Выявить индивидуальные различия в развитии скоростно-силовых качеств среди спортсменов.

3. Определить влияние различных тренировочных методов на развитие скоростно-силовых способностей.

Задачи эксперимента:

1. Провести тестирование скоростно-силовых качеств у контрольной и экспериментальной групп баскетболистов.

2. Сравнить результаты тестирования между подгруппами.

3. Анализировать взаимосвязь между результатами тестов и игровым амплуа для дальнейшей разработки методики дифференцированного развития скоростно-силовых способностей баскетболистов 14-15 лет.

Для оценки скоростно-силовых способностей баскетболистов были проведены следующие тесты:

1. Выпрыгивания с места толчком 2 ногами. Сперва осуществляется замер с места касания стоя, а затем замер касания спортсменов в прыжке на двух ногах. Данная разница и будет являться высотой вертикального прыжка. 

2. Спринт 30 метров. Позволяет оценить максимальную скорость спортсмена.

3. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами.

4. Жим штанги с собственным весом.

Сроки проведения:

  • Подготовительный этап: апрель 2025г. (разработка методики тестирования, сбор согласий от родителей, подготовка оборудования).
  • Основной этап: май 2025г. (проведение тестирования).
  • Анализ данных и выводы: июнь 2025г. (обработка результатов, составление рекомендаций и выводов).

Общая продолжительность эксперимента составила 3 месяца.

Результаты констатирующего исследования:

В таблице 1 представлены результаты в первом тесте у экспериментальной и контрольной групп.

Таблица 1.

Показатели прыгучести подростков 14-15 лет до эксперимента (выпрыгивания с места толчком 2 ногами, см)

Игрок, амплуа (эксп.гр) Результат Игрок, амплуа (кон.гр) Результат
Самсонов Д., форвард 40,5 Зинин Р., форвард 40,5
Бутылкин М., форвард 40,3 Марычев А., форвард 40,1
Кирилов Р., форвард 40,8 Власенко И., форвард 40,8
Салкин Е., форвард 40,9 Кукаев Р., форвард 40,6
Захаров М., центровой 42,5 Игнатьев И., центровой 42,5
Сидягин К., центровой 42,3 Баланин А., центровой 42,3
Лушин Н., центровой 42,8 Левшин М., центровой 42,3
Репин М., защитник 39,8 Сарычев Д., защитник 39,1
Кудыкин С., защитник 40,1 Лапин Р., защитник 40,3
Вахмин А., защитник 39 Еремин Б., защитник 39,5
Ср. 40,9± 1,9 Ср. 40,8±1,7

 

В таблице 2 представлены результаты во втором тесте.

Таблица 2.

Показатели скорости подростков 14-15 лет до эксперимента (спринт 30 метров, сек) в экспериментальной и контрольной группах

Игрок, амплуа (эксп.гр) Результат Игрок, амплуа (кон.гр) Результат
Самсонов Д., форвард 5,5 Зинин Р., форвард 5,3
Бутылкин М., форвард 5,4 Марычев А., форвард 5,2
Кирилов Р., форвард 5,7 Власенко И., форвард 5,4
Салкин Е., форвард 5,6 Кукаев Р., форвард 5,2
Захаров М., центровой 5,8 Игнатьев И., центровой 6,0
Сидягин К., центровой 5,8 Баланин А., центровой 6,0
Лушин Н., центровой 6,4 Левшин М., центровой 6,2
Репин М., защитник 5,4 Сарычев Д., защитник 4,6
Кудыкин С., защитник 4,8 Лапин Р., защитник 4,9
Вахмин А., защитник 4,6 Еремин Б., защитник 5,2
Ср. 5,5±0,9 Ср. 5,4±0,8

 

В таблице 3 представлены результаты в третьем тесте.

Таблица 3.

Показатели прыгучести подростков 14-15 лет до эксперимента (прыжок в длину с места толчком 2 ногами, см) в экспериментальной и контрольной группах

Игрок, амплуа (эксп.гр) Результат Игрок, амплуа (кон.гр) Результат
Самсонов Д., форвард 177 Зинин Р., форвард 178,5
Бутылкин М., форвард 179,2 Марычев А., форвард 179
Кирилов Р., форвард 178,6 Власенко И., форвард 178
Салкин Е., форвард 180,7 Кукаев Р., форвард 179,8
Захаров М., центровой 179,1 Игнатьев И., центровой 180,1
Сидягин К., центровой 180,2 Баланин А., центровой 180,1
Лушин Н., центровой 180 Левшин М., центровой 179,9
Репин М., защитник 176,5 Сарычев Д., защитник 177,7
Кудыкин С., защитник 177,7 Лапин Р., защитник 177,9
Вахмин А., защитник 177 Еремин Б., защитник 178
Ср. 178,6±2,1 Ср. 178,9±1,2

 

В таблице 4 представлены результаты в четвёртом тесте.

Таблица 4.

Показатели силы подростков 14-15 лет до эксперимента (жим штанги с собственным весом, кол-во повторений) в экспериментальной и контрольной группах

Игрок, амплуа (эксп.гр) Результат Игрок, амплуа (кон.гр) Результат
Самсонов Д., форвард 12 Зинин Р., форвард 11
Бутылкин М., форвард 13 Марычев А., форвард 11
Кирилов Р., форвард 12 Власенко И., форвард 10  
Салкин Е., форвард 11 Кукаев Р., форвард 12
Захаров М., центровой 13 Игнатьев И., центровой 13
Сидягин К., центровой 13 Баланин А., центровой 12
Лушин Н., центровой 13 Левшин М., центровой 11
Репин М., защитник 11 Сарычев Д., защитник 10
Кудыкин С., защитник 11 Лапин Р., защитник 10
Вахмин А., защитник 12 Еремин Б., защитник 11
Ср. 12,1±2 Ср. 11,1±3

 

По итогу анализа данных, полученных в ходе тестирования, можно сделать вывод, что исходные данные результатов тестов достоверно не различались.

 

Анализ взаимосвязи между результатами тестов и игровым амплуа:

Взаимосвязь между результатами тестов и игровым амплуа баскетболистов напрямую связана с учетом физиологических и функциональных требований, предъявляемых к различным ролям на площадке:

  1. Центровые: обычно это самые высокие игроки в команде, и их основная задача — борьба под щитом, защита кольца и подборы. Высокий вертикальный прыжок позволяет центровым эффективно блокировать броски соперников и захватывать подборы. Поэтому их результаты в тесте «выпрыгивание с места толчком 2 ногами» и «прыжок в длину с места» могут быть выше, так как они имеют развитые мышцы ног и необходимую координацию.
  2. Форварды: эта категория игроков, как правило, также обладает хорошими физическими данными, но их задачи более разнообразны, включая как игру под кольцом, так и броски с периметра. Они могут прыгать немного хуже центровых, но быть более быстрыми и физически укомплектованными, так как их физические характеристики могут быть более сбалансированными.
  3. Защитники: защитники обычно меньше по росту и имеют другие требования к физической подготовке, такие как скорость, ловкость и выносливость. Их игровые задачи связаны с защитой соперников, перехватами и быстрыми контратаками. Это может объяснить более низкие результаты в тесте на выпрыгивание, но более высокие результаты в тестах на скорость. Поэтому их тренировки могут быть ориентированы больше на другие аспекты физической подготовки, нежели на развитие вертикального прыжка.

Выводы:

1. Центровые: для центровых критически важны сила и мощность, особенно в нижней части тела, чтобы эффективно выполнять прыжки для блокировки бросков, подбора и защиты кольца.

Рекомендуемые тренировки: Упражнения на развитие вертикального прыжка (например, приседания, выпрыгивания), силовые тренировки с акцентом на ноги (приседания со штангой, становая тяга) и работа над общей физической силой. Развитие выносливости также важно, но в меньшей степени по сравнению с силой.

2. Форварды: форвард должен сочетать силу и скорость, так как их задачи включают как игру под кольцом, так и дальние броски. Важны также координация и ловкость для маневрирования по площадке.

Рекомендуемые тренировки: Силовые тренировки для ног и верхней части тела, а также упражнения на скорость и ловкость (например, спринты, изменения направления). Упражнения на развитие взрывной силы (плиометрика). Работа над выносливостью.

3. Защитники: защитники должны быть быстрыми и ловкими, с акцентом на скорость, реакцию и выносливость. Их основная задача — быстрое перемещение по площадке, защита соперников и создание контратак.

 

Рекомендуемые тренировки: Упражнения на скорость, спринты и работа над реакцией. Силовые тренировки могут быть менее интенсивными, но должны включать упражнения для укрепления мышц кора и нижней части тела. Развитие навыков защиты, таких как перехваты и блоки, а также работа над общей выносливостью.

 

Обобщая все вышесказанное, можно подытожить: каждое амплуа в баскетболе требует специфических физических качеств. Центровые должны сосредоточиться на развитии силы и мощности, форварды — на сочетании силы и скорости, а защитники — на быстроте и ловкости. Успех в игре зависит от правильного баланса этих физических способностей в зависимости от роли игрока на площадке.

Список литературы

  1. Баскетбол: Пер. с фр. / Л. Легран, М. Ра.-М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2021. – 47 [1] c.: ил.
  2. Гомельский, А.Я. Баскетбол: секреты мастерства: 1000 баскетбольных упражнений / А.Я. Гомельский - М., 1997 – 78 с.
  3. Зельдович, Т.А. Подготовка юных баскетболистов / Т.А. Зельдович. – М.: Физкультура и спорт, 1964. – 121 с.
  4. Пьязин, А. И. Группы упражнений для развития скоростно-силовых качеств // Физкультура и спорт / А. И. Пьязин. – 2020. – №4. – С. 26-27
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее