О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ВИКТИМНОСТИ ЖЕРТВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ В ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ВИКТИМНОСТИ ЖЕРТВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ В ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

4

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 37 (39), ноябрь ‘21

Дата публикации 10.11.2021

Поделиться

В статье рассмотрены исследования о виктимности жертв преступлений в социальных сетях, которая представляет интерес для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений. Психологическая информация о личности жертвы актуальная для следствия и науки. Высказана важность снижения появления признаков виктимности среди населения РФ.

Не только личность преступника и его намерение совершить преступное деяние является определяющим для возникновения преступной ситуации. Немаловажную роль здесь играет личность потерпевшего и его поведение до, во время совершения преступного деяния и после преступного посягательства. Речь идет о виктимности, то есть повышенная способность человека в силу ряда духовных, физических, социальных качеств, при определенных объективных обстоятельствах становиться «мишенью» для преступных посягательств [1].

Поведение и личность потерпевшего могут играть существенную роль в мотивации преступного поведения и создании ситуации, в которой такое поведение становится возможным. Виктимность - это способность лица по разным основаниям становиться жертвой преступлений. Основным источником такой способности могут являться: состояние опьянения или усталости; физические особенности: нарушение опорно-двигательных функций, дефекты органов чувств; психические отклонения. Определенные действия и поведение в целом могут также быть основой для виктимности.

Проблема виктимности жертвы интернет-преступности также важна для изучения, как и при совершении традиционных видов преступлений.

Как уже отмечалось ранее, интернет-преступность неоднородна, поэтому связанная с ней напрямую виктимность потерпевшего, варьируется в зависимости от подвида преступного деяния, совершенного с помощью всемирной паутины.

Можно выделить следующие виды жертв интернет-преступлений:

- физические лица;

- коммерческие организации;

- органы государственной власти;

- предприятия связи и интернет-провайдеры;

- банковские организации;

- иностранные физические и юридические лица.

В целях выявления условий преступлений в социальных сетях на территории г. Ростова-на-Дону было проведено исследование путем анкетирования 73 граждан Российской Федерации. По результатам исследования, 98,6 % из опрошенных граждан пользуются услугами Интернет-банкинга, а 94,4 % респондентов имеют учетные записи (далее – аккаунты) в социальных сетях «Вконтакте» и «Instagram». В то же время 67,6 % респондентов пользуются одним и тем же паролем в двух и более социальных сетях; 57,7 % – используют пароль, состоящий только из букв и цифр, что, однако, оценивается экспертом в сфере информационной безопасности Оганесяном А. как ненадежный пароль. 

Помимо этого, 56,3 % респондентов не имеют представления о таком методе получения конфиденциальной информации, как фишинг; 60,6 % – не знают ничего о социальной инженерии (манипулятивный метод общения в целях получения конфиденциальной информации); при этом только 26,8 % опрошенных считают себя внушаемыми людьми, остальные 73,2 % опрошенных убеждены в обратном. 46,5 % респондентов не проверяют адресную строку при вводе пароля, что говорит о крайне высокой доле вероятности стать жертвой будь то массовой или персонифицированной фишинг-атаки. 42,3 % респондентов не озабочены безопасностью своих аккаунтов, полагаясь на антивирусные программы, в многом бессильные перед названным видом атак.

Свойства Интернета таковы, что жертва преступником часто не выбирается специально. Некоторые программы взлома запрограммированы искать незащищенные компьютерные системы имеющие доступ к сети Интернет, и делают они это не персонифицировано. Злоумышленник может не знать ни места расположения компьютера в географическом плане, ни тем более имя его владельца. А благодаря анонимности жертвы преступлений не располагают данными о личности преступника[2].

Основными виктимогенными факторами для интернет-пользователей, по моему мнению, выступают небрежность и технологическая неграмотность. Небрежность со стороны пользователя в вопросах защиты своей собственной информации, несомненно, провоцирует и стимулирует не только совершение одного конкретного преступного деяния, но и является фактором роста общего количества преступлений совершаемых через Интернет. Но зачастую потерпевший просто не обладает нужными навыками, необходимыми для обеспечения компьютерной системы необходимыми средствами защиты. Значительная часть жертв просто не может обнаружить факт совершенного в отношении нее интернет-преступления, им либо не хватает для этого соответствующих навыков, либо преступник не оставляет за собой следов, что является одной из причин высокой латентности данной группы преступлений. Нежелание жертв сообщать о фактах совершения преступления также не способствует снижению уровня интернет- преступности, а наоборот провоцирует злоумышленников, чувствующих свою безнаказанность, на совершение новых противоправных действий[3].

Одно из самых популярных интернет-преступлений — это, конечно же, мошенничество[4]. Виктимологические риски интернет-мошенничества рассмотрел в своей статье Комаров А.А. Проведя сравнительное исследование на основе статистических данных собственного эмпирического исследования, он пришел к выводу, что в целевой группе россиян в возрасте от 30 до 40 лет сосредоточены две необходимые виктимогенные посылки - высокий уровень благосостояния и необходимый уровень технической грамотности. Автор также отмечает значимость таких социальных процессов как уровень административных и иных правонарушений, аморальных явлений, наркомании, пьянства, дезадаптации взрослых и детей является виктимогенным фактором, так как доступ к высоко технологическим средствам в современных условиях получили все социально-неблагополучные слои населения нашей страны. Указанные группы могут выступать в роли активных субъектов преступной деятельности, так и жертв интернет-мошенничества. В данном случае имеет место быть так называемая инверсия ролей, когда жертва преступления превращается в преступника и таким образом следствие становится причиной совершения преступления.

Комаров А.А. также отмечает, что группа наиболее подверженная виктимологическому риску в современной России, это молодые слои населения, в силу их большей приверженности к современных высоким технологиям[5].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: для криминологической характеристики интернет-преступности важна не только личность самого преступника, но и его жертвы. Причем поведение последней зачастую лишь усугубляет ситуацию. Поэтому, по моему мнению, для эффективной борьбы с интернет-преступностью нужно не только выявлять самих преступников, но и активно работать с населением, разъясняя базовые принципы защиты своих компьютеров от преступных посягательств, а также объяснить, что преступление в киберпространстве не менее серьезно и опасно чем противоправное деяние, совершенное в реальном мире.

Список литературы

  1. Головин А.Ю. Криминалистическая характеристика лиц, совершающих преступления в сфере компьютерной информации // Электрон. дан. - 2018. - URL: http://www.crime-research.org/library/Golovin.htm (дата обращения: 15.08.2021 г.)
  2. John Suler. The Psychology of Cyberspace [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - 2021. - URL: http://users.rider.edu/~suler/ psycyber/psycyber. (дата обращения 22.09.2021).
  3. Кан Ю.Н. Правовые механизмы и технологии противодействия преступности в сфере информационных технологий // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 104-107.
  4. Гузеева, О. Квалификация мошенничества в российском сегменте сети интернет // Законность. - 2019. - № - С. 22.
  5. Комаров А.А. Проблемы виктимности в сфере интернет-преступности // Социально-экономические явления и процессы. -2017. -№5. -С.199-203.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее