Межрегиональный учебный центр ГУФСИН России по Красноярскому краю находится на окраине г. Красноярска, был образован 20 февраля 1995 года и в этом году празднует свое 30-летие.
Учебный центр осуществляет свою деятельность в рамках дополнительного профессионального образования и реализует осуществление специального первоначального обучения лиц, впервые принятых на службу в уголовно-исполнительную систему (далее УИС) на должности рядового, младшего и среднего начальствующего состава; повышение квалификации и переподготовка сотрудников учреждений УИС, комплектование кадров командно-преподавательского состава.
Образовательный процесс обеспечивается 26-ю единицами преподавательского состава, в который входят сотрудники среднего и старшего начальствующего состава, имеющим высшее образование и стаж работы в УИС от 15 лет. Средний возраст преподавателей составляет 40 лет.
Коллектив численно не большой, работоспособный, активный, с большим научным и творческим потенциалом. Межличностные и служебные конфликты практически не происходят. Ежегодно в коллективе сотрудников психологом учебного центра проводится изучение социально-психологического климата, путем анонимного анкетирования, где есть возможность выразить свое мнение свободно и без страха репрессий.
Психологическим климатом коллектива является качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. По мнению В.М. Шепеля, психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей [4].
Характеристиками позитивного психологического микроклимата внутри группы служат: - высокий уровень требовательности к себе и взаимное доверие участников; - атмосфера дружелюбия в сочетании с конструктивной критикой; - открытость самовыражения всех членов при обсуждении любых групповых вопросов; - удовлетворённость принадлежностью к коллективу, ощущение своей значимости для группы; - активное взаимоподдержание и осведомлённость каждого о внутренних процессах. При неблагоприятном психологическом климате наблюдается: - обострение конкуренции между членами; - уклонение от разрешения конфликтов, что ведёт к: - возникновению неприязни и подозрительности, - усилению негативной самооценки и отношения друг ко другу, - чувству неполноценности из-за отсутствия признания, - внутреннему противоречию между искренностью и стремлением соответствовать общепринятым нормам. Взаимодействие участников, определяющее социально-психологический климат, напрямую влияет на способность разрешения конфликтов. От реакции членов группы в кризисных ситуациях зависит благополучие коллектива и его работоспособность: - конструктивное преодоление разногласий укрепляет позитивный микроклимат; - нежелание идти на компромисс порождает негативные последствия, такие как: - отчуждение, - конфликтные ситуации, - снижение самооценки и уверенности в себе [3]. Таким образом, качество межличностных отношений и умение эффективно справляться с противоречиями формируют основу для успешной групповой динамики.
Психологом центра решено провести исследование, направленное на изучение влияния эмоционального интеллекта на психологический климат в коллективе. Актуальность исследования обусловлена состоянием современного общества. Тема является актуальна для преподавателей образовательных организаций, так как их работа заключается в непосредственном постоянном контакте со слушателями и коллегами. В настоящее время в России эмоциональный интеллект сотрудников организаций исследован недостаточно полно, а его влиянии на психологический климат изучено недостаточно. Эмоциональный интеллект признаётся во всем мире всё большим числом исследователей. Важность, и необходимость развития составляющих эмоционального интеллекта как факторов, способствующих личностному и профессиональному росту индивида и влияющих на его успешность в жизни, также неоспоримы. Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению [2].
В современной жизни каждый человек выполняет разнообразные социальные функции, которые предопределяются непрерывным взаимодействием с множеством людей – как в быту, так и на профессиональном поприще. Особую роль играют умения гибко приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам и адекватно реагировать на окружающие процессы, что требует глубокого самопознания эмоционального спектра как собственного, так и других людей. Эта способность включается в концепцию "эмоциональной компетентности". Индивиды с высоким уровнем такой компетенции демонстрируют устойчивость к социальным вызовам: они спокойны, дружелюбны, сохраняют позитивное настроение и не подвержены страхам или тревожностям. Они отличаются надежностью в отношениях с людьми и обязательностью по отношению к взятым на себя обязанностям, придерживаясь при этом нравственных принципов. В общении эти личности проявляют искреннюю заботу и доброжелательность. Их внутренний мир наполнен эмоциональными событиями в гармоничных рамках, обеспечивая согласованность с собственным "Я", окружающими людьми и обществом в целом.
Говоря о составляющей эмоционального интеллекта, стоит отметить следующие элементы деятельности учреждения, которые зависят от развития эмоционального интеллекта:
1. Руководство. Руководители априори должны иметь наиболее развитый эмоциональный интеллект или стремиться к его развитию, потому что они постоянно находятся в непосредственном контакте со своими подчиненными. Эмоциональный интеллект здесь выступает как управленческий инструмент. Согласно исследованию Д.Гоулмана уровень эмоционального интеллекта определяет 85% успеха [1].
2. Умение принимать решения. Это одно из самых важных организационных навыков здесь умение контролировать свои эмоции, не давать им брать верх над собой и правильно понимать эмоции других очень важно.
3. Управление конфликтами в организации. В организации всегда работают разные категории людей (профессия, возраст, образование, социальный уровень и т.д.), которые соответственно по-разному проявляют себя в тех или иных ситуациях, на почве чего могут возникать конфликты. Эмоциональный интеллект позволит спокойнее относиться к конфликтным ситуациям и разрешать их, не теряя самообладания и учитывая мнения противоположных сторон.
4. Удержание рабочей силы. Здесь помимо базовых составляющих системы мотивации (заработная плата, карьерный рост и т.д.) учитывается именно отношение к работе, отношения внутри коллектива, интерес к работе.
Сначала был выявлен уровень межличностного эмоционального интеллекта сотрудников, в который входят изучение следующих качест личности: межличностный эмоциональный интеллект (способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими), внутриличностный эмоциональный интеллект (способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими), эмпатия (способность к пониманию своих и чужих эмоций) и управление эмоциями (своими и чужими).
На основе анализа данных проведенного исследования выявлено: значительное число сотрудников учебного центра обладает средним и высоким уровнем эмпатии – способностью глубокого осознания чужого психоэмоционального состояния через внешние признаки, успешно регулируют негативные чувства внутри коллектива, проявляя повышенную внимательность к переживаниям коллег. Они уверенно отстаивают своё мнение и при этом демонстрируют открытость к аргументации со стороны других.
Далее был проведен анализ уровня внутриличностного эмоционального интеллекта.
В ходе исследования было установлено, что большая часть данной выборки сотрудников имеют очень высокий уровень внутриличностного эмоционального интеллекта, т.е. сотрудники способны осознавать свои эмоции, контролировать свои эмоции и их проявления. Они умеют распознавать и понимать причины своих эмоций. Средний уровень у 16,4% сотрудников, а низкий уровень - 9,8%. Таким сотрудникам трудно контролировать свои эмоции, зачастую они не понимают, почему возникает та или иная эмоция, не могут управлять своим настроением.
Таким образом, большинство исследуемых понимают и могут контролировать не только свои эмоции, но и могут управлять эмоциями других людей. Но в данной выборке есть и те сотрудники учебного центра которые нуждаются в помощи при распознании даже своих эмоций. Они не могут словесно описать свои эмоции, скорее всего потому, что не могут понять, что за эмоция у них возникла и почему.
Исходя из установленных связей, можно сделать вывод - чем выше уровень межличностного интеллекта, тем выше уровень общего эмоционального интеллекта, при этом высокий уровень внутриличностного эмоционального интеллекта у сотрудников будет сказываться на благоприятном психологическом климате в коллективе. В свою очередь, чем ниже межличностный эмоциональный интеллект сотрудника, тем выше уровень внутриличностного эмоционального интеллекта, а высокий уровень общего эмоционального интеллекта и мотивации будут связаны с низким уровнем психологического климата коллектива.
Проведя анализ общего эмоционального интеллекта выборки испытуемых, психолог пришла к выводу, что многие сотрудники МУЦ имеют высокий уровень данного параметра, но есть сотрудники и с низким уровнем. Такие сотрудники не способны принять решение на основе отражения и осмысления эмоций, которые являются дифференцированной оценкой событий, имеющих личностный смысл.
Эмпирические исследования выявили такую особенность эмоционального интеллекта, как направленность личности на свой внутренний мир, на свои чувства и эмоции, т.е. сотрудники больше сосредоточены на осознание и признание своих эмоций и умению управлять ими, чем на эмоциональные проявления окружающих.
Большинство респондентов определили психологический климат коллектива как благоприятный, т.е. в данном коллективе сформированы положительные коллективистские отношения, общественное мнение и активное ядро коллектива; но не исключаются конфликтные ситуации.
Подводя итог проведенному исследованию, можно констатировать следующее:
- Высокий уровень эмоционального интеллекта сотрудников учебно-методического центра оказывает положительное влияние на формирование благоприятного психологического климата в коллективе. Сотрудники, обладающие такими качествами, легче справляются с конфликтными ситуациями, поддерживают эффективную коммуникацию и способствуют формированию сплоченного коллектива.
- Несмотря на преимущественно положительный настрой сотрудников относительно своего окружения, выявлены отдельные случаи недостаточного понимания личных эмоций и проблем с управлением собственными чувствами. Эти недостатки требуют внимания руководства и разработки специальных тренингов и консультаций, направленных на повышение эмоциональной компетентности сотрудников.
- Полученные данные подтверждают гипотезу о прямой связи высокого уровня эмоционального интеллекта с успешным выполнением должностных обязанностей и созданием комфортной рабочей среды. Следовательно, целесообразно внедрение программ, ориентированных на развитие эмоционального интеллекта как одного из ключевых инструментов успешного функционирования сотрудников образовательных структур и учреждений уголовно-исполнительной системы.
Дальнейшая перспектива исследований предполагает углубление анализа взаимосвязей различных компонентов эмоционального интеллекта и разработку эффективных методик оценки и коррекции эмоциональных компетенций работников.
Список литературы
- Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 126 с.
- Дэвид Р. Карузо, Питер Саловей. Эмоционально умный менеджер: Как развить и использовать четыре ключевых эмоциональных навыка лидерства. Джосси-Басс, Сан-Франциско.: Издательство Nova Science. 2004 год. - 272 с.
- Корчагина С.А. Особенности управления социально-психологическим климатом в педагогическом коллективе // Журнал педагогического направления. — 2022. — №1(20)/2025
- Шепель В.М. Человеко-ведение: учебник / Владимир Михайлович Шепель. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 687 с.