Актуальность исследования обусловлена стремительным развитием гражданской авиации, ростом пассажиропотока и повышенными требованиями к обеспечению авиационной безопасности в современных условиях. Аэропорты как важнейшие объекты транспортной инфраструктуры являются потенциальными целями для угроз различного характера, включая террористические акты, кибератаки и несанкционированный доступ к критически важным системам. В этой связи особую значимость приобретает внедрение инновационных технологий, направленных на упреждающее выявление и предотвращение угроз.
Под авиационной безопасностью понимается состояние защищённости авиационной деятельности от актов незаконного вмешательства» [7, с. 42]. Это определение соответствует также Федеральным авиационным правилам, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2014 г. № 580.
Угрозой авиационной безопасности считается любое потенциальное или реальное воздействие, способное нанести ущерб жизни, здоровью пассажиров и персонала, нарушить работу воздушного судна или инфраструктуры аэропорта [2, с. 46].
Инновационные технологии — это новые или значительно усовершенствованные технические и программные решения, внедряемые в целях повышения эффективности функционирования систем, включая обеспечение безопасности [4, с. 61].
Современные угрозы делятся на три ключевые группы, отраженные в Таблице 1.
Таблица 1.
Современные угрозы авиационной безопасности
Наименование |
Сущность |
Физические угрозы |
террористические акты, пронос оружия, несанкционированный доступ в закрытые зоны |
Киберугрозы |
вмешательство в авиационные ИТ-системы, атаки |
Гибридные угрозы |
совмещение физических и цифровых воздействий, в том числе применение беспилотников (БПЛА) для саботажа |
Для предупреждения и нейтрализации указанных угроз используются:
1. Биометрические системы (распознавание лица, радужной оболочки глаза) — позволяют усилить идентификацию пассажиров и сотрудников [1, с. 33].
Пример: система MorphoWave Compact, использующая бесконтактное 3D-сканирование ладони для мгновенной верификации личности пассажира при прохождении контрольно-пропускного пункта.
2. Искусственный интеллект (ИИ) — используется для анализа поведения, распознавания подозрительных действий и автоматического реагирования
на угрозы [6, с. 20].
Например, система BriefCam – это программно-аппаратная платформа видеоаналитики, основанная на технологиях искусственного интеллекта (ИИ) и компьютерного зрения, предназначенная для автоматического анализа видео с камер наблюдения. Система BriefCam активно применяется во многих зарубежных аэропортах, например в аэропортах Бостона, Гонконга, Торонто, а также в городских системах видеонаблюдения (Нью-Йорк, Токио, Сингапур), железнодорожных системах (Франция, Япония), в полиции и службах безопасности (NYPD, Израиль, Великобритания).
3. Антидроновые комплексы — включают радиочастотное подавление, геозонирование, автоматическое обнаружение и перехват БПЛА [3, с. 80].
В этой области отличным примером выступает комплекс «Дозор-1», в состав которого входят радиолокационная станция сантиметрового диапазона и станция подавления команд управления на частоте 2,4 ГГц, что позволяет обнаруживать дроны на удалении до 5 км и блокировать их управление до подхода к критическим зонам аэродрома.
4. Средства киберзащиты — мониторинг цифровых рисков, шифрование данных, мультифакторная аутентификация, защита критически важной информации [4, с. 63].
Пример: платформа SecureFly, реализующая транспортное шифрование канала связи ACARS, контроль целостности ПО бортовых ПК и систему обнаружения аномалий в сетевом трафике в режиме реального времени, что препятствует попыткам подмены телеметрии и несанкционированного доступа к навигационным системам борта.
Актуальные угрозы требуют интеграции инновационных решений в единую систему авиационной безопасности. Современные технологии — биометрия, ИИ, антидроновые комплексы, киберзащита — доказали свою эффективность, однако их результативность напрямую зависит от системного подхода: нормативного обеспечения, технического сопровождения и подготовки персонала.
Список литературы
- Иванов, С. В. Биометрические технологии в обеспечении транспортной безопасности // Вестник транспорта Российской Федерации. — 2019. — № 6. — С. 32–37
- Козлов, А. Н., Михайлов, Д. Ю. Современные угрозы безопасности гражданской авиации и методы их предотвращения // Безопасность и технологии. — 2020. — № 4. — С. 45–51
- Куракин, С. А. Системы противодействия беспилотным летательным аппаратам в аэропортах // Авиация и космонавтика. — 2022. — № 1. — С. 78–83
- Орлов, И. П. Информационная безопасность авиационного транспорта: угрозы и решения // Информационное общество. — 2021. — № 2. — С. 60–66
- Постановление Правительства РФ от 5 июля 2014 г. № 580 «Об утверждении федеральных правил обеспечения авиационной безопасности»
- Фролов, Е. П. Применение искусственного интеллекта в системах обеспечения авиационной безопасности // Авиационные системы и технологии. — 2023. — № 3. — С. 19–25
- Зеленко, Б. Г. Авиационная безопасность: учебное пособие. — М.: Академия гражданской авиации, 2016. — 288 с.