АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ УГРОЗ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИХ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ УГРОЗ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИХ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ

Авторы публикации

Рубрика

Информационные технологии

Просмотры

122

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 23 (224), Июнь ‘25

Поделиться

В статье выполнен научно-теоретический анализ современных угроз авиационной безопасности и рассмотрена роль инновационных технологий в их нейтрализации. Даны определения ключевых понятий «авиационная безопасность», «угроза авиационной безопасности» и «инновационные технологии». Представлена классификация актуальных типов угроз. Для каждого вида угроз приведены примеры инновационных технологий (биометрические системы, интеллектуальная видеоаналитика, продвинутые сканирующие комплексы, многоуровневая киберзащита). Показано, как эти технологии внедряются в практику аэропортов и способствуют снижению рисков. Сделаны выводы о необходимости комплексного системного подхода к интеграции новых решений и развитии нормативной базы.

Актуальность исследования обусловлена стремительным развитием гражданской авиации, ростом пассажиропотока и повышенными требованиями к обеспечению авиационной безопасности в современных условиях. Аэропорты как важнейшие объекты транспортной инфраструктуры являются потенциальными целями для угроз различного характера, включая террористические акты, кибератаки и несанкционированный доступ к критически важным системам. В этой связи особую значимость приобретает внедрение инновационных технологий, направленных на упреждающее выявление и предотвращение угроз.

Под авиационной безопасностью понимается состояние защищённости авиационной деятельности от актов незаконного вмешательства» [7, с. 42]. Это определение соответствует также Федеральным авиационным правилам, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2014 г. № 580.

Угрозой авиационной безопасности считается любое потенциальное или реальное воздействие, способное нанести ущерб жизни, здоровью пассажиров и персонала, нарушить работу воздушного судна или инфраструктуры аэропорта [2, с. 46].

Инновационные технологии — это новые или значительно усовершенствованные технические и программные решения, внедряемые в целях повышения эффективности функционирования систем, включая обеспечение безопасности [4, с. 61].

Современные угрозы делятся на три ключевые группы, отраженные в Таблице 1.

Таблица 1.

Современные угрозы авиационной безопасности

Наименование

Сущность

Физические угрозы 

террористические акты, пронос оружия, несанкционированный доступ в закрытые зоны

Киберугрозы

вмешательство в авиационные ИТ-системы, атаки
на навигационные комплексы, системы контроля и связи

Гибридные угрозы 

совмещение физических и цифровых воздействий, в том числе применение беспилотников (БПЛА) для саботажа

 

Для предупреждения и нейтрализации указанных угроз используются:

 

1. Биометрические системы (распознавание лица, радужной оболочки глаза) — позволяют усилить идентификацию пассажиров и сотрудников [1, с. 33].

 

Пример: система MorphoWave Compact, использующая бесконтактное 3D-сканирование ладони для мгновенной верификации личности пассажира при прохождении контрольно-пропускного пункта.

 

2. Искусственный интеллект (ИИ) — используется для анализа поведения, распознавания подозрительных действий и автоматического реагирования
на угрозы [6, с. 20].

Например, система BriefCam – это программно-аппаратная платформа видеоаналитики, основанная на технологиях искусственного интеллекта (ИИ) и компьютерного зрения, предназначенная для автоматического анализа видео с камер наблюдения.  Система BriefCam активно применяется во многих зарубежных аэропортах, например в аэропортах Бостона, Гонконга, Торонто, а также в городских системах видеонаблюдения (Нью-Йорк, Токио, Сингапур), железнодорожных системах (Франция, Япония), в полиции и службах безопасности (NYPD, Израиль, Великобритания).

3. Антидроновые комплексы — включают радиочастотное подавление, геозонирование, автоматическое обнаружение и перехват БПЛА [3, с. 80].

В этой области отличным примером выступает комплекс «Дозор-1», в состав которого входят радиолокационная станция сантиметрового диапазона и станция подавления команд управления на частоте 2,4 ГГц, что позволяет обнаруживать дроны на удалении до 5 км и блокировать их управление до подхода к критическим зонам аэродрома.  

4. Средства киберзащиты — мониторинг цифровых рисков, шифрование данных, мультифакторная аутентификация, защита критически важной информации [4, с. 63].

Пример: платформа SecureFly, реализующая транспортное шифрование канала связи ACARS, контроль целостности ПО бортовых ПК и систему обнаружения аномалий в сетевом трафике в режиме реального времени, что препятствует попыткам подмены телеметрии и несанкционированного доступа к навигационным системам борта.

Актуальные угрозы требуют интеграции инновационных решений в единую систему авиационной безопасности. Современные технологии — биометрия, ИИ, антидроновые комплексы, киберзащита — доказали свою эффективность, однако их результативность напрямую зависит от системного подхода: нормативного обеспечения, технического сопровождения и подготовки персонала.

Список литературы

  1. Иванов, С. В. Биометрические технологии в обеспечении транспортной безопасности // Вестник транспорта Российской Федерации. — 2019. — № 6. — С. 32–37
  2. Козлов, А. Н., Михайлов, Д. Ю. Современные угрозы безопасности гражданской авиации и методы их предотвращения // Безопасность и технологии. — 2020. — № 4. — С. 45–51
  3. Куракин, С. А. Системы противодействия беспилотным летательным аппаратам в аэропортах // Авиация и космонавтика. — 2022. — № 1. — С. 78–83
  4. Орлов, И. П. Информационная безопасность авиационного транспорта: угрозы и решения // Информационное общество. — 2021. — № 2. — С. 60–66
  5. Постановление Правительства РФ от 5 июля 2014 г. № 580 «Об утверждении федеральных правил обеспечения авиационной безопасности»
  6. Фролов, Е. П. Применение искусственного интеллекта в системах обеспечения авиационной безопасности // Авиационные системы и технологии. — 2023. — № 3. — С. 19–25
  7. Зеленко, Б. Г. Авиационная безопасность: учебное пособие. — М.: Академия гражданской авиации, 2016. — 288 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее