МОДЕЛЬ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕРФЕКЦИОНИЗМОМ У ВЗРОСЛЫХ КЛИЕНТОВ

МОДЕЛЬ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕРФЕКЦИОНИЗМОМ У ВЗРОСЛЫХ КЛИЕНТОВ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

67

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 22 (223), Июнь ‘25

Поделиться

Статья посвящена разработке и апробации модели групповой психотерапевтической работы с перфекционизмом у взрослых клиентов. Представлена авторская программа, направленная на снижение выраженности деструктивных перфекционистских установок, повышение гибкости мышления, развитие самопринятия. Программа включает шесть этапов, охватывающих когнитивно-поведенческие, эмоционально-ориентированные и межличностные компоненты терапии. Эмпирическое исследование, проведённое с участием взрослых испытуемых (N=40), позволило оценить эффективность предложенного подхода: сравнительный анализ данных до и после прохождения групповой работы показал статистически значимое снижение уровня дезадаптивного перфекционизма, тревожности и самокритики, а также рост показателей принятия себя и субъективного благополучия. Полученные результаты подтверждают практическую значимость модели и её потенциал для использования в психологической практике.

Перфекционизм является одной из актуальных тем современной психологии, привлекающей внимание как исследователей, так и практикующих специалистов. В последние годы наблюдается рост числа эмпирических работ, посвящённых изучению природы перфекционизма, его типологии, связи с личностными особенностями, психоэмоциональным состоянием и адаптацией индивида. Особый интерес вызывает деструктивный (дезадаптивный) перфекционизм, ассоциированный с высоким уровнем тревожности, самокритичностью, сниженной самооценкой и эмоциональным выгоранием.

Несмотря на активное научное обсуждение проблемы, в практике психологического консультирования и психотерапии по-прежнему ощущается дефицит целостных программ, направленных на коррекцию перфекционистских установок. Особенно мало разработок, имеющих структурированную методологическую основу и подтверждённую эмпирическими данными эффективность. Данная статья призвана восполнить этот пробел, предложив модель групповой психотерапевтической работы с перфекционизмом у взрослых клиентов, а также представить результаты её апробации в рамках психологического исследования.

Разрабатывая программу групповой психотерапевтической работы с перфекционизмом у взрослых клиентов, автор опиралась на интегративный подход, включающий положения когнитивно-поведенческой терапии (А. Бек, Д. Бёрнс), гуманистической психологии (К. Роджерс, К. Нефф), элементов эмоционально-фокусированной терапии и техник групповой динамики. Цель программы - снижение выраженности деструктивного перфекционизма, формирование более адаптивного отношения к себе, к ошибкам и достижениям, развитие навыков самоподдержки и эмоциональной регуляции.

Программа включает шесть этапов, каждый из которых решает специфические терапевтические задачи и логически связан с предыдущими и последующими.

Этап 1. Установление контакта и формирование безопасного пространства

Цель этапа - создание доверительной атмосферы, формулирование ожиданий участников, формирование групповых норм и границ. Участники знакомятся, обсуждают общие цели, договариваются о правилах взаимодействия (конфиденциальность, уважение, активное участие).

Методы психотерапевтической работы: упражнения на знакомство, круг общения, обсуждение ожиданий, психообразование о форматах работы.

Этап 2. Повышение осознанности и самонаблюдения

Цель этапа: актуализация личного опыта перфекционизма, осознание его проявлений и влияния на повседневную жизнь. Участники выявляют свои перфекционистские установки, внутренние требования, последствия стремления к идеалу.

Методы психотерапевтической работы: самонаблюдение, работа с дневником перфекциониста, обсуждение типичных ситуаций, арт- и метафорические техники.

Этап 3. Работа с иррациональными убеждениями и когнитивными искажениями

Цель этапа: осмысление и трансформация перфекционистских убеждений, таких как «ошибка — это провал», «я должен быть лучшим», «меня будут принимать только за достижения».

Методы психотерапевтической работы: когнитивная реструктуризация, таблицы автоматических мыслей, работа с внутренним критиком, техники дисфункционального диалога.

Этап 4. Эмоциональная проработка и принятие себя

Цель этапа - проработка чувств вины, стыда, страха неодобрения, формирование самосострадания и внутреннего принятия. На этом этапе уделяется внимание развитию навыков эмоциональной регуляции и самоподдержки.

Методы психотерапевтической работы: письма самому себе, медитации осознанного самосострадания (по К. Нефф), упражнение «внутренний ребёнок», работа с телесными реакциями.

Этап 5. Формирование новых моделей поведения

Цель этапа - переход от деструктивных стратегий к гибкому поведению, снижение гиперконтроля, развитие навыков приоритизации и реалистичной оценки. Участники пробуют применять новые модели поведения в реальной жизни.

Методы психотерапевтической работы: поведенческие эксперименты, планирование действий, тренинг навыков самоподдержки, ролевые игры, «шаг за шагом».

Этап 6. Завершение и интеграция

Цель этапа - подведение итогов, закрепление изменений, формирование образа «нового Я» и стратегий поддержания достигнутого результата. Участники делятся инсайтами, дают обратную связь друг другу и получают символическое завершение группы.

Методы психотерапевтической работы: круг благодарности, рефлексия личного пути, письмо себе в будущее, обсуждение ресурсов и поддержки вне группы.

Далее в таблице 1 представлена программа групповой психотерапии, рассчитанная на 10 встреч.

 

Таблица 1.

Программа групповой психотерапевтической работы с перфекционизмом у взрослых клиентов

Тема встречи

Цели и задачи

Методы и методики

1

Знакомство и формирование безопасного пространства

Установление контакта, создание атмосферы доверия, обсуждение целей, правил и структуры группы, первичная диагностика

Упражнение «Имя и ожидание»

Упражнение «Общее и различное»

Метафора «Я в группе»

Обсуждение групповых правил

Психообразование о целях и структуре

Упражнение «Договор о безопасности»

Финальный круг обратной связи

2

Что такое перфекционизм? Введение в тему

Психообразование о перфекционизме, его функциях и типах. Идентификация личных перфекционистских установок и их последствий

Мини-лекция о перфекционизме (адаптивный и деструктивный)

Упражнение «Как это у меня?» (идентификация своих проявлений перфекционизма)

Работа с метафорическими картами «Мой перфекционизм»

Дискуссия в малых группах

Домашнее задание: «Дневник перфекциониста»

3

Как перфекционизм проявляется в моей жизни

Работа с примерами из жизни участников, осознание влияния перфекционизма на поведение, эмоции и самооценку

Групповая дискуссия «Где в моей жизни живёт перфекционизм»

Упражнение «Мой день глазами перфекциониста»

Работа в парах: разбор конкретных ситуаций

Техника «Колесо жизни» (оценка баланса сфер и влияния перфекционизма)

Рефлексия: какие последствия имеет перфекционизм в повседневности

4

Внутренний критик и автоматические мысли

Выявление внутреннего критика, деструктивных убеждений и когнитивных искажений. Начало работы с реструктурированием мыслей

Мини-лекция «Внутренний критик и автоматические мысли»

Упражнение «Диалог с внутренним критиком»

Таблица автоматических мыслей

Работа с установками: «доказательства за» и «против»

Рефлексия: как критик влияет на поведение и самооценку

5

Ошибки, неудачи и страх оценки

Исследование страха ошибки, провала, общественной оценки. Практики принятия ошибок как части жизни

Упражнение «Мои ошибки и их последствия»

Групповая дискуссия «Страх неудачи и оценки»

Ролевая игра «Я ошибся — и что дальше?»

Техника «Разрешение на ошибку»

Практика принятия: визуализация поддержки в ситуации провала

6

Чувства вины и стыда: эмоции перфекционизма

Проработка подавленных чувств, связанных с несоответствием идеалу. Формирование навыков эмоционального выражения и самоподдержки

Мини-лекция о вине и стыде при перфекционизме

Упражнение «Когда я чувствую вину (стыд)…»

Арт-техника «Мои чувства к себе»

Работа с образом «внутреннего ребёнка»

Практика «Сострадательное письмо себе»

7

Осознанность и самосострадание

Развитие способности к самосостраданию, работа с упражнениями осознанности, укрепление внутреннего ресурса

Медитация на самосострадание (по К. Нефф)

Упражнение «Как я забочусь о себе?»

Работа с метафорическими картами «Мой ресурс»

Групповая рефлексия: что мешает проявлять заботу к себе

Домашнее задание: дневник самоподдержки

8

Новые стратегии и гибкие стандарты

Формирование реалистичных ожиданий к себе и другим, освоение гибких форм мышления и поведения

Упражнение «Гибкие и жёсткие стандарты»

Техника «Реалистичная цель»

Работа в парах: поиск альтернативных стратегий

Упражнение «Сценарий успеха без идеала»

Групповая рефлексия: что меняется в мышлении и поведении

9

Я без перфекционизма: альтернативный образ себя

Исследование новой идентичности, освобождённой от деструктивного перфекционизма. Творческое задание «Я, принимающий себя»

Упражнение «Я без перфекционизма» (творческое задание)

Работа с образом новой идентичности

Техника «Ресурсные роли»

Коллаж или рисунок «Мой новый Я»

Групповое обсуждение: как поддерживать изменения

10

Завершение. Интеграция изменений и планы на будущее

Подведение итогов, рефлексия изменений, фиксация личных достижений, выработка стратегий дальнейшей поддержки себя

Упражнение «Я тогда, и я теперь»

Техника «Письмо себе в будущее»

Групповая обратная связь (ритуал завершения)

Коллаж или список «Что я беру с собой»

Финальный круг: эмоции, выводы, благодарности

 

Рассмотрим результаты проведенного исследования по представленной выше программе. В исследовании приняли участие 40 человек, программа реализовывалась в течение 10 недель. Была проведена диагностика испытуемых до и после прохождения программы.

Рисунок 1 содержит данные методики «Многомерная шкала перфекционизма, MPS», разработанной П. Хьюиттом и Г. Флеттом (1990) и адаптированная И.И. Грачевой до и после прохождения программы.

Рис. 1. Данные по шкалам методики «Многомерная шкала перфекционизма, MPS» П. Хьюитта и Г. Флетта (адаптация И.И. Грачевой) до и после прохождения программы

Как видно на рисунке 1, средний балл перфекционизма, ориентированного на себя в группе до проведения программы был 86 баллов, после средний балл стал равен 62 балла. Перфекционизм, ориентированный на других после прохождения программы в группе снизился с 79 баллов до 59. Социально предписанный перфекционизм до начала исследования был 91 балл, после средний балл составил 60.

На рисунке 2 представлены общие средние баллы перфекционизма.

Рис. 2. Данные по шкалам методики «Многомерная шкала перфекционизма, MPS» П. Хьюитта и Г. Флетта (адаптация И.И. Грачевой) до и после прохождения программы

Как видно на рисунке 2, общий средний балл перфекционизма в группе до прохождения группой программы был 256, после средний балл составил 181.

Далее представлены результаты диагностики испытуемых по шкале тревоги Спилбергера-Ханина, STAI. Рисунок 3 содержит данные по шкале личностной тревожности.

Рис. 3. Шкала личностной тревожности по методике Спилбергера Ханина, STAI до и после прохождения программы

Согласно рисунку 3, средний балл личностной тревожности в группе был равен 64, после прохождения программы он снизился до значения 48.

Далее представлены результаты диагностики респондентов по методике «Тест-опросник самоотношения ОСО» В.В. Столина, С.Р. Пантилеева.

Рис. 4. Результаты диагностики респондентов по «Тесту-опроснику самоотношения ОСО» В.В. Столина, С.Р. Пантилеева до и после прохождения программы

Согласно данным рисунка 4, по шкале Самопринятие выявлены следующие результаты: до прохождения программы в группе выявлен средний балл по 45, после прохождения программы средний балл вырос до 58. Шкала Самопонимание показала следующие значения: до программы средний балл в группе был 48, после средний балл вырос до 63. Шкала Самообвинение: средний балл по шкале до прохождения программы 79, после снизился до 69.

Далее представлены результаты сравнительного анализа результатов диагностики по используемым методикам до и после проведенной программы (Таблица1).

Таблица 2.

Сравнительный анализ по используемым методикам до и после прохождения программы

Методика

Шкалы методик

До

ср. балл

После

ср. балл

U критерий

«Многомерная шкала перфекционизма, MPS» П. Хьюитта и Г. Флетта (адаптация И.И. Грачевой)

Ориентированный на себя

86

62

597*

Ориентированный на других

79

59

603*

Социально предписанный

91

60

485**

Общий балл перфекционизма

256

181

492**

Методика Спилбергера Ханина, STAI

Личностная тревожность

64

48

598*

«Тест-опросник самоотношения ОСО» В.В. Столина, С.Р. Пантилеева

Самопринятие

45

58

615*

Самопонимание

48

63

604*

Самообвинение

79

69

625*

Условные обозначения: ** -   p ≤ 0,01; * -   p ≤ 0,05;

Согласно таблице 1 по методике «Многомерная шкала перфекционизма, MPS» П. Хьюитта и Г. Флетта (адаптация И.И. Грачевой) получены следующие результаты. По шкале «Ориентированный на себя» U критерий равен 597* при вероятности допустимой ошибки p ≤ 0,05. Это говорит о том, что перфекционизм, ориентированный на себя после пройденной программы испытуемыми стал значимо ниже, чем до ее прохождения. По шкале «Ориентированный на других» U=601** при p ≤ 0,05, что говорит о статистически значимой разнице между показателями до и после программы. Это говорит о том, что у испытуемых перфекционизм, ориентированный на других стал значимо ниже после прохождения программы. Также значимо снизился результат по шкале «Социально предписанный» U=485** при p ≤ 0,01. Общий балл перфекционизма также стал значимо ниже U=492** при p ≤ 0,01.

По методике Спилбергера Ханина, STAI шкала личностной тревожности показала значимые изменения. После пройденной программы у респондентов значимо снизился уровень личностной тревожности U=598* при p ≤ 0,05.

«Тест-опросник самоотношения ОСО» В.В. Столина, С.Р. Пантилеева: по шкале «Самопринятие» U=615* при p ≤ 0,05, это говорит о значимом росте уровня самопринятия у испытуемых. Шкала «Самопонимание» также показала рост после пройденной программы U=604* при p ≤ 0,05. По шкале «Самобичевание» выявлены статистически значимые различия, уровень самобичевания у респондентов стал значимо ниже после пройденной программы U=625* при p ≤ 0,05.

Вывод: результаты проведённого исследования показали, что представленная программа групповой психотерапевтической работы способствует значимому снижению уровня деструктивного перфекционизма, личностной тревожности и самообвинения, а также способствует росту самопринятия и самопонимания у взрослых клиентов. Комплексное сочетание когнитивно-поведенческих, эмоционально-ориентированных и межличностных методов позволило обеспечить устойчивые позитивные изменения. Полученные данные подтверждают, что данная программа может быть эффективно применена в консультативной и психотерапевтической практике с целью психологической коррекции перфекционистских установок.

Список литературы

  1. Бек А. Т., Раш А. Дж., Шо Б. Ф., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии / пер. с англ. под ред. Н. В. Тарабрина. — СПб.: Питер, 2005. — 384 с.
  2. Бёрнс Д. Д. Терапия настроения. Новый подход к лечению депрессии / пер. с англ. — М.: Эксмо, 2013. — 736 с.
  3. Роджерс К. Становление личности: взгляд на психотерапию / пер. с англ. — М.: Прогресс, 1994. — 446 с.
  4. Ялом И. Д. Групповая психотерапия: Теория и практика / пер. с англ. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 704 с.
  5. Corey G. Theory and Practice of Group Counseling. — 9th ed. — Boston: Cengage Learning, 2015. — 560 p.
  6. Greenberg L. S. Emotion-focused therapy: Coaching clients to work through their feelings. — Washington, DC: American Psychological Association, 2002. — 206 p.
  7. Neff K. D. Self-compassion: The proven power of being kind to yourself. — New York: William Morrow, 2011. — 320 p.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее