Перфекционизм является одной из актуальных тем современной психологии, привлекающей внимание как исследователей, так и практикующих специалистов. В последние годы наблюдается рост числа эмпирических работ, посвящённых изучению природы перфекционизма, его типологии, связи с личностными особенностями, психоэмоциональным состоянием и адаптацией индивида. Особый интерес вызывает деструктивный (дезадаптивный) перфекционизм, ассоциированный с высоким уровнем тревожности, самокритичностью, сниженной самооценкой и эмоциональным выгоранием.
Несмотря на активное научное обсуждение проблемы, в практике психологического консультирования и психотерапии по-прежнему ощущается дефицит целостных программ, направленных на коррекцию перфекционистских установок. Особенно мало разработок, имеющих структурированную методологическую основу и подтверждённую эмпирическими данными эффективность. Данная статья призвана восполнить этот пробел, предложив модель групповой психотерапевтической работы с перфекционизмом у взрослых клиентов, а также представить результаты её апробации в рамках психологического исследования.
Разрабатывая программу групповой психотерапевтической работы с перфекционизмом у взрослых клиентов, автор опиралась на интегративный подход, включающий положения когнитивно-поведенческой терапии (А. Бек, Д. Бёрнс), гуманистической психологии (К. Роджерс, К. Нефф), элементов эмоционально-фокусированной терапии и техник групповой динамики. Цель программы - снижение выраженности деструктивного перфекционизма, формирование более адаптивного отношения к себе, к ошибкам и достижениям, развитие навыков самоподдержки и эмоциональной регуляции.
Программа включает шесть этапов, каждый из которых решает специфические терапевтические задачи и логически связан с предыдущими и последующими.
Этап 1. Установление контакта и формирование безопасного пространства
Цель этапа - создание доверительной атмосферы, формулирование ожиданий участников, формирование групповых норм и границ. Участники знакомятся, обсуждают общие цели, договариваются о правилах взаимодействия (конфиденциальность, уважение, активное участие).
Методы психотерапевтической работы: упражнения на знакомство, круг общения, обсуждение ожиданий, психообразование о форматах работы.
Этап 2. Повышение осознанности и самонаблюдения
Цель этапа: актуализация личного опыта перфекционизма, осознание его проявлений и влияния на повседневную жизнь. Участники выявляют свои перфекционистские установки, внутренние требования, последствия стремления к идеалу.
Методы психотерапевтической работы: самонаблюдение, работа с дневником перфекциониста, обсуждение типичных ситуаций, арт- и метафорические техники.
Этап 3. Работа с иррациональными убеждениями и когнитивными искажениями
Цель этапа: осмысление и трансформация перфекционистских убеждений, таких как «ошибка — это провал», «я должен быть лучшим», «меня будут принимать только за достижения».
Методы психотерапевтической работы: когнитивная реструктуризация, таблицы автоматических мыслей, работа с внутренним критиком, техники дисфункционального диалога.
Этап 4. Эмоциональная проработка и принятие себя
Цель этапа - проработка чувств вины, стыда, страха неодобрения, формирование самосострадания и внутреннего принятия. На этом этапе уделяется внимание развитию навыков эмоциональной регуляции и самоподдержки.
Методы психотерапевтической работы: письма самому себе, медитации осознанного самосострадания (по К. Нефф), упражнение «внутренний ребёнок», работа с телесными реакциями.
Этап 5. Формирование новых моделей поведения
Цель этапа - переход от деструктивных стратегий к гибкому поведению, снижение гиперконтроля, развитие навыков приоритизации и реалистичной оценки. Участники пробуют применять новые модели поведения в реальной жизни.
Методы психотерапевтической работы: поведенческие эксперименты, планирование действий, тренинг навыков самоподдержки, ролевые игры, «шаг за шагом».
Этап 6. Завершение и интеграция
Цель этапа - подведение итогов, закрепление изменений, формирование образа «нового Я» и стратегий поддержания достигнутого результата. Участники делятся инсайтами, дают обратную связь друг другу и получают символическое завершение группы.
Методы психотерапевтической работы: круг благодарности, рефлексия личного пути, письмо себе в будущее, обсуждение ресурсов и поддержки вне группы.
Далее в таблице 1 представлена программа групповой психотерапии, рассчитанная на 10 встреч.
Таблица 1.
Программа групповой психотерапевтической работы с перфекционизмом у взрослых клиентов
| 
			 №  | 
			
			 Тема встречи  | 
			
			 Цели и задачи  | 
			
			 Методы и методики  | 
		
| 
			 1  | 
			
			 Знакомство и формирование безопасного пространства  | 
			
			 Установление контакта, создание атмосферы доверия, обсуждение целей, правил и структуры группы, первичная диагностика  | 
			
			 Упражнение «Имя и ожидание» Упражнение «Общее и различное» Метафора «Я в группе» Обсуждение групповых правил Психообразование о целях и структуре Упражнение «Договор о безопасности» Финальный круг обратной связи  | 
		
| 
			 2  | 
			
			 Что такое перфекционизм? Введение в тему  | 
			
			 Психообразование о перфекционизме, его функциях и типах. Идентификация личных перфекционистских установок и их последствий  | 
			
			 Мини-лекция о перфекционизме (адаптивный и деструктивный) Упражнение «Как это у меня?» (идентификация своих проявлений перфекционизма) Работа с метафорическими картами «Мой перфекционизм» Дискуссия в малых группах Домашнее задание: «Дневник перфекциониста»  | 
		
| 
			 3  | 
			
			 Как перфекционизм проявляется в моей жизни  | 
			
			 Работа с примерами из жизни участников, осознание влияния перфекционизма на поведение, эмоции и самооценку  | 
			
			 Групповая дискуссия «Где в моей жизни живёт перфекционизм» Упражнение «Мой день глазами перфекциониста» Работа в парах: разбор конкретных ситуаций Техника «Колесо жизни» (оценка баланса сфер и влияния перфекционизма) Рефлексия: какие последствия имеет перфекционизм в повседневности  | 
		
| 
			 4  | 
			
			 Внутренний критик и автоматические мысли  | 
			
			 Выявление внутреннего критика, деструктивных убеждений и когнитивных искажений. Начало работы с реструктурированием мыслей  | 
			
			 Мини-лекция «Внутренний критик и автоматические мысли» Упражнение «Диалог с внутренним критиком» Таблица автоматических мыслей Работа с установками: «доказательства за» и «против» Рефлексия: как критик влияет на поведение и самооценку  | 
		
| 
			 5  | 
			
			 Ошибки, неудачи и страх оценки  | 
			
			 Исследование страха ошибки, провала, общественной оценки. Практики принятия ошибок как части жизни  | 
			
			 Упражнение «Мои ошибки и их последствия» Групповая дискуссия «Страх неудачи и оценки» Ролевая игра «Я ошибся — и что дальше?» Техника «Разрешение на ошибку» Практика принятия: визуализация поддержки в ситуации провала  | 
		
| 
			 6  | 
			
			 Чувства вины и стыда: эмоции перфекционизма  | 
			
			 Проработка подавленных чувств, связанных с несоответствием идеалу. Формирование навыков эмоционального выражения и самоподдержки  | 
			
			 Мини-лекция о вине и стыде при перфекционизме Упражнение «Когда я чувствую вину (стыд)…» Арт-техника «Мои чувства к себе» Работа с образом «внутреннего ребёнка» Практика «Сострадательное письмо себе»  | 
		
| 
			 7  | 
			
			 Осознанность и самосострадание  | 
			
			 Развитие способности к самосостраданию, работа с упражнениями осознанности, укрепление внутреннего ресурса  | 
			
			 Медитация на самосострадание (по К. Нефф) Упражнение «Как я забочусь о себе?» Работа с метафорическими картами «Мой ресурс» Групповая рефлексия: что мешает проявлять заботу к себе Домашнее задание: дневник самоподдержки  | 
		
| 
			 8  | 
			
			 Новые стратегии и гибкие стандарты  | 
			
			 Формирование реалистичных ожиданий к себе и другим, освоение гибких форм мышления и поведения  | 
			
			 Упражнение «Гибкие и жёсткие стандарты» Техника «Реалистичная цель» Работа в парах: поиск альтернативных стратегий Упражнение «Сценарий успеха без идеала» Групповая рефлексия: что меняется в мышлении и поведении  | 
		
| 
			 9  | 
			
			 Я без перфекционизма: альтернативный образ себя  | 
			
			 Исследование новой идентичности, освобождённой от деструктивного перфекционизма. Творческое задание «Я, принимающий себя»  | 
			
			 Упражнение «Я без перфекционизма» (творческое задание) Работа с образом новой идентичности Техника «Ресурсные роли» Коллаж или рисунок «Мой новый Я» Групповое обсуждение: как поддерживать изменения  | 
		
| 
			 10  | 
			
			 Завершение. Интеграция изменений и планы на будущее  | 
			
			 Подведение итогов, рефлексия изменений, фиксация личных достижений, выработка стратегий дальнейшей поддержки себя  | 
			
			 Упражнение «Я тогда, и я теперь» Техника «Письмо себе в будущее» Групповая обратная связь (ритуал завершения) Коллаж или список «Что я беру с собой» Финальный круг: эмоции, выводы, благодарности  | 
		
Рассмотрим результаты проведенного исследования по представленной выше программе. В исследовании приняли участие 40 человек, программа реализовывалась в течение 10 недель. Была проведена диагностика испытуемых до и после прохождения программы.
Рисунок 1 содержит данные методики «Многомерная шкала перфекционизма, MPS», разработанной П. Хьюиттом и Г. Флеттом (1990) и адаптированная И.И. Грачевой до и после прохождения программы.

Рис. 1. Данные по шкалам методики «Многомерная шкала перфекционизма, MPS» П. Хьюитта и Г. Флетта (адаптация И.И. Грачевой) до и после прохождения программы
Как видно на рисунке 1, средний балл перфекционизма, ориентированного на себя в группе до проведения программы был 86 баллов, после средний балл стал равен 62 балла. Перфекционизм, ориентированный на других после прохождения программы в группе снизился с 79 баллов до 59. Социально предписанный перфекционизм до начала исследования был 91 балл, после средний балл составил 60.
На рисунке 2 представлены общие средние баллы перфекционизма.

Рис. 2. Данные по шкалам методики «Многомерная шкала перфекционизма, MPS» П. Хьюитта и Г. Флетта (адаптация И.И. Грачевой) до и после прохождения программы
Как видно на рисунке 2, общий средний балл перфекционизма в группе до прохождения группой программы был 256, после средний балл составил 181.
Далее представлены результаты диагностики испытуемых по шкале тревоги Спилбергера-Ханина, STAI. Рисунок 3 содержит данные по шкале личностной тревожности.

Рис. 3. Шкала личностной тревожности по методике Спилбергера Ханина, STAI до и после прохождения программы
Согласно рисунку 3, средний балл личностной тревожности в группе был равен 64, после прохождения программы он снизился до значения 48.
Далее представлены результаты диагностики респондентов по методике «Тест-опросник самоотношения ОСО» В.В. Столина, С.Р. Пантилеева.

Рис. 4. Результаты диагностики респондентов по «Тесту-опроснику самоотношения ОСО» В.В. Столина, С.Р. Пантилеева до и после прохождения программы
Согласно данным рисунка 4, по шкале Самопринятие выявлены следующие результаты: до прохождения программы в группе выявлен средний балл по 45, после прохождения программы средний балл вырос до 58. Шкала Самопонимание показала следующие значения: до программы средний балл в группе был 48, после средний балл вырос до 63. Шкала Самообвинение: средний балл по шкале до прохождения программы 79, после снизился до 69.
Далее представлены результаты сравнительного анализа результатов диагностики по используемым методикам до и после проведенной программы (Таблица1).
Таблица 2.
Сравнительный анализ по используемым методикам до и после прохождения программы
| 
			 Методика  | 
			
			 Шкалы методик  | 
			
			 До ср. балл  | 
			
			 После ср. балл  | 
			
			 U критерий  | 
		
| 
			 «Многомерная шкала перфекционизма, MPS» П. Хьюитта и Г. Флетта (адаптация И.И. Грачевой)  | 
			
			 Ориентированный на себя  | 
			
			 86  | 
			
			 62  | 
			
			 597*  | 
		
| 
			 Ориентированный на других  | 
			
			 79  | 
			
			 59  | 
			
			 603*  | 
		|
| 
			 Социально предписанный  | 
			
			 91  | 
			
			 60  | 
			
			 485**  | 
		|
| 
			 Общий балл перфекционизма  | 
			
			 256  | 
			
			 181  | 
			
			 492**  | 
		|
| 
			 Методика Спилбергера Ханина, STAI  | 
			
			 Личностная тревожность  | 
			
			 64  | 
			
			 48  | 
			
			 598*  | 
		
| 
			 «Тест-опросник самоотношения ОСО» В.В. Столина, С.Р. Пантилеева  | 
			
			 Самопринятие  | 
			
			 45  | 
			
			 58  | 
			
			 615*  | 
		
| 
			 Самопонимание  | 
			
			 48  | 
			
			 63  | 
			
			 604*  | 
		|
| 
			 Самообвинение  | 
			
			 79  | 
			
			 69  | 
			
			 625*  | 
		
Условные обозначения: ** - p ≤ 0,01; * - p ≤ 0,05;
Согласно таблице 1 по методике «Многомерная шкала перфекционизма, MPS» П. Хьюитта и Г. Флетта (адаптация И.И. Грачевой) получены следующие результаты. По шкале «Ориентированный на себя» U критерий равен 597* при вероятности допустимой ошибки p ≤ 0,05. Это говорит о том, что перфекционизм, ориентированный на себя после пройденной программы испытуемыми стал значимо ниже, чем до ее прохождения. По шкале «Ориентированный на других» U=601** при p ≤ 0,05, что говорит о статистически значимой разнице между показателями до и после программы. Это говорит о том, что у испытуемых перфекционизм, ориентированный на других стал значимо ниже после прохождения программы. Также значимо снизился результат по шкале «Социально предписанный» U=485** при p ≤ 0,01. Общий балл перфекционизма также стал значимо ниже U=492** при p ≤ 0,01.
По методике Спилбергера Ханина, STAI шкала личностной тревожности показала значимые изменения. После пройденной программы у респондентов значимо снизился уровень личностной тревожности U=598* при p ≤ 0,05.
«Тест-опросник самоотношения ОСО» В.В. Столина, С.Р. Пантилеева: по шкале «Самопринятие» U=615* при p ≤ 0,05, это говорит о значимом росте уровня самопринятия у испытуемых. Шкала «Самопонимание» также показала рост после пройденной программы U=604* при p ≤ 0,05. По шкале «Самобичевание» выявлены статистически значимые различия, уровень самобичевания у респондентов стал значимо ниже после пройденной программы U=625* при p ≤ 0,05.
Вывод: результаты проведённого исследования показали, что представленная программа групповой психотерапевтической работы способствует значимому снижению уровня деструктивного перфекционизма, личностной тревожности и самообвинения, а также способствует росту самопринятия и самопонимания у взрослых клиентов. Комплексное сочетание когнитивно-поведенческих, эмоционально-ориентированных и межличностных методов позволило обеспечить устойчивые позитивные изменения. Полученные данные подтверждают, что данная программа может быть эффективно применена в консультативной и психотерапевтической практике с целью психологической коррекции перфекционистских установок.
Список литературы
- Бек А. Т., Раш А. Дж., Шо Б. Ф., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии / пер. с англ. под ред. Н. В. Тарабрина. — СПб.: Питер, 2005. — 384 с.
 - Бёрнс Д. Д. Терапия настроения. Новый подход к лечению депрессии / пер. с англ. — М.: Эксмо, 2013. — 736 с.
 - Роджерс К. Становление личности: взгляд на психотерапию / пер. с англ. — М.: Прогресс, 1994. — 446 с.
 - Ялом И. Д. Групповая психотерапия: Теория и практика / пер. с англ. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 704 с.
 - Corey G. Theory and Practice of Group Counseling. — 9th ed. — Boston: Cengage Learning, 2015. — 560 p.
 - Greenberg L. S. Emotion-focused therapy: Coaching clients to work through their feelings. — Washington, DC: American Psychological Association, 2002. — 206 p.
 - Neff K. D. Self-compassion: The proven power of being kind to yourself. — New York: William Morrow, 2011. — 320 p.
 


