ВЗГЛЯДЫ ПЛАТОНА НА ЗДОРОВЬЕ: ОТ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ К СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЕ

ВЗГЛЯДЫ ПЛАТОНА НА ЗДОРОВЬЕ: ОТ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ К СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЕ

Авторы публикации

Рубрика

Философия

Просмотры

132

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 22 (223), Июнь ‘25

Поделиться

В статье рассматриваются философские взгляды Платона на здоровье, сформулированные в его диалогах «Тимей», «Государство» и «Законы». Подчеркивается целостный подход Платона к пониманию здоровья как гармонии души, тела и общества. Анализируются концепции трехчастной души, баланса стихий в организме и социальной детерминации здоровья. Показана актуальность платоновских идей в контексте современных холистических и психосоматических моделей, включая биопсихосоциальную парадигму.

Философские воззрения Платона на природу здоровья человека, сформулированные в IV веке до нашей эры, представляют собой удивительный синтез метафизики, этики и практической медицины. В современную эпоху, когда медицинская наука все чаще обращается к холистическим моделям здоровья, платоновские идеи приобретают новую актуальность. Его понимание здоровья как гармоничного единства души и тела, разработанное в таких диалогах как «Тимей», «Государство» и «Федон», предлагает целостный взгляд на человеческую природу, который во многом предвосхитил современные психосоматические концепции.

В первую очередь это обуславливается тем, что Платон рассматривал здоровье не как простую сумму физиологических показателей, а как сложную динамическую систему, где психические, телесные и социальные факторы находятся в постоянном взаимодействии.

Концепция здоровья Платона представлена в разных диалогах, в каждом из которых раскрывается тот или иной её аспект. Так, в диалоге «Тимей» Платон говорит о человеческом организме как о микрокосме – вселенной в малом виде. Исходя из такого представления, здоровьем Платон считал состояние, когда каждый элемент человеческой природы занимает предназначенное ему место и выполняет свою естественную функцию.

Подробнее эта идея раскрывается в «Государстве» за счет концепции трехчастной души. Философ выделяет разумное начало, эмоционально-волевую составляющую и вожделеющую часть души. Соответственно, здоровье зависит от иерархии данных компонентов – разум должен управлять эмоциями и вожделениями. Если эта иерархия нарушается, возникает состояние дисгармонии, которое Платон называет «болезнью души».

В качестве контрмеры для устранения дисгармонии Платон предлагает работу очищение – интеллектуальное ощущение через философский диалог, физическое – гимнастику и умеренность в питании, эмоциональное – через искусство и музыку [3].

В дальнейшем в «Тимее», в соответствии с древнегреческими медицинскими устоями, Платон указывает, что состояние здоровья зависит  от баланса элементов в человеческом организме, а именно от баланса земли, воды, воздуха и огня. Нарушение баланса между этими элементами приводит к различным заболеваниям: избыток «огня» проявляется в лихорадках и воспалениях, преобладание «земли» – в вялости и апатии, дисбаланс «воздуха» – в нервных расстройствах.

В контексте статьи примечателен тот факт, что Платон в обеих рассматриваемых произведениях придерживается мысли о том, что здоровье обеспечивается в том числе за счет разума.  Философ настаивает, что «ни одно телесное заболевание не может быть излечено без участия души», подчеркивая приоритет психического фактора в процессе исцеления.

На данный момент мы можем выделить два фактора, обеспечивающих здоровье согласно Платону – правильный баланс элементов и превосходство разума над эмоциями – в более общем плане речь идет о том, что все элементы человеческой природы выполняют свою функцию на предназначенном им месте.

Одна куда менее очевидной является высказанная в «Законах» концепция. Так, философ разрабатывает целую программу государственной заботы о здоровье граждан, включающую правильное воспитание с детства, умеренную физическую активность, сбалансированное питание и обязательное интеллектуальное развитие. Особый интерес представляет его концепция «гимнасии» – учреждений, сочетающих физическое воспитание с умственными упражнениями. 

Таким образом, фактически Платон предопределил социальную детерминанту здоровья с одной стороны, а с другой стороны практически её реализовал. Дополнительно социальная детерминанта раскрывалась в упомянутом ранее диалоге «Государство», причем при её рассмотрении Платон опирался как на идею трехчастной души, так и на параллель между человеческой системой/душой и вселенной [2].

 Как было сказано ранее, человеческая душа делится на три части. Подобно этому, согласно Платону, на три сословия должно делиться общество: правители (философы), воины и производители (ремесленники и крестьяне). Каждое сословие выполняет свою уникальную роль, обеспечивая тем самым равновесие в государстве.

Философы, обладающие высшим уровнем мудрости, берут на себя задачу управления, поскольку они способны видеть истинное благо для всех членов общества. Воины защищают государство от внешних угроз, демонстрируя мужество и преданность. Производители же обеспечивают материальное благополучие, создавая необходимые ресурсы [1].

Таким образом, три сословия вместе формируют единый организм, где каждая часть функционирует в согласии с другими. Однако для поддержания такой гармонии необходимо, чтобы правители обладали исключительными качествами. Платон подчеркивал, что власть должна принадлежать тем, кто руководствуется не личной выгодой, а стремлением к всеобщему благу. Мудрость правителей становится гарантией того, что законы и решения будут направлены на поддержание справедливости и равновесия в обществе. Это напрямую связано с платоновской концепцией здоровья, где состояние души и тела зависит от соблюдения баланса между различными аспектами жизни. Если правители действуют в своих интересах или руководствуются корыстью, это приводит к дисгармонии, которая проявляется как в личных болезнях граждан, так и в социальных конфликтах.

Фактически, многие тезисы Платона находят подтверждение в современных исследованиях. Особенно ярко выражено «попадание» в то, что сейчас названо «психосоматика». Особенно ярко идею о влиянии психологии на физиологию говорит исследование кардиологов Мейера Фридмана и Рея Розенмана – ими был выделено так называемое «поведение типа А». Под таким названием подразумевается ряд личностных особенностей, наличие которых повышает шанс возникновения заболеваний сердечнососудистой системы, в частности, ишемической болезни сердца. В первую очередь причиной этого являются личностные особенности, такие как напряжённая борьба за достижение успеха, соперничество, легко провоцируемая раздражительность, сверхобязательность в профессии, повышенная ответственность, агрессивность, а также чувство постоянной нехватки времени [5].

Подобным образом нашли свое подтверждение и социальные детерминанты. Исследование Майкла Мармота «The Health Gap» показало, что улучшение социально-экономического положения повышает продолжительность жизни и снижает риски заболеваний. В частности, анализ 15 стран ЕС выявил связь между уровнем образования и долголетием: люди с высшим образованием живут дольше, чем те, у кого только школьное. 

Наибольший разрыв — в Эстонии (60 лет у людей со средним образованием против 78 у людей с высшим), наименьший — в Португалии (77 против 80). Несмотря на различия между странами, тенденция подтверждается везде, что подчеркивает влияние социально-экономических факторов на здоровье [4].

Показательна схожесть платоновской модели с биопсихосоциальной парадигмой, разработанной Джорджем Энгелем в 1977 году. Как и Платон, современные исследователи приходят к пониманию необходимости учета биологических, психологических и социальных факторов в единой системе взглядов на здоровье человека [6].

Философская концепция здоровья, разработанная Платоном, представляет собой уникальный синтез метафизики, этики и практической медицины. Его понимание здоровья как гармоничного единства всех аспектов человеческой природы – физических, психических и социальных – во многом опередило свое время и только сейчас получает полное признание в современной науке. Особую ценность представляют платоновские идеи о приоритете профилактики над лечением, о взаимовлиянии душевного и телесного начал, о роли разума в регуляции здоровья.

Современная медицина, сталкиваясь с ограничениями узкоспециализированных подходов, все чаще обращается к холистическим моделям, во многом созвучным античной традиции. Дальнейшие исследования могут быть направлены на адаптацию платоновских принципов к современной клинической практике, разработку образовательных программ, основанных на античной философии здоровья, сравнительный анализ платоновской модели с восточными медицинскими системами.

Платоновская концепция здоровья остается не только важным историческим памятником, но и живым источником вдохновения для современных исследователей и практиков в области медицины, психологии и философии. Его идеи продолжают стимулировать научный поиск, предлагая альтернативные пути понимания сложной природы человеческого здоровья.

Список литературы

  1. Барнашов А. М. и др. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. – 1988
  2. Бойко О. А. Учение Платона о душе //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – №10-1. – С. 67-72
  3. Жураковский, Г.Е. Очерки по истории античной педагогики / Г.Е. Жураковский. — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпросса РСФСР, 1940. — 471 с.
  4. The Health Gap. Doctors and the Social Determinants of Health: сайт. – URL: https://discovery.ucl.ac.uk/id/eprint/10051968/1/Marmot_SJP_MM_686_693.pdf (дата обращения: 21.03.2025)
  5. Friedman М. & Rosenman R. Н. (1959). Association of specific overt behavior pattern with blood and cardiovascular findings. Journal of the American Medical Association
  6. Wade D. T., Halligan P. W. The biopsychosocial model of illness: a model whose time has come //Clinical rehabilitation. – 2017. – Т. 31. – №8. – С. 995-1004

Другие статьи из раздела Философия

Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее