Философские воззрения Платона на природу здоровья человека, сформулированные в IV веке до нашей эры, представляют собой удивительный синтез метафизики, этики и практической медицины. В современную эпоху, когда медицинская наука все чаще обращается к холистическим моделям здоровья, платоновские идеи приобретают новую актуальность. Его понимание здоровья как гармоничного единства души и тела, разработанное в таких диалогах как «Тимей», «Государство» и «Федон», предлагает целостный взгляд на человеческую природу, который во многом предвосхитил современные психосоматические концепции.
В первую очередь это обуславливается тем, что Платон рассматривал здоровье не как простую сумму физиологических показателей, а как сложную динамическую систему, где психические, телесные и социальные факторы находятся в постоянном взаимодействии.
Концепция здоровья Платона представлена в разных диалогах, в каждом из которых раскрывается тот или иной её аспект. Так, в диалоге «Тимей» Платон говорит о человеческом организме как о микрокосме – вселенной в малом виде. Исходя из такого представления, здоровьем Платон считал состояние, когда каждый элемент человеческой природы занимает предназначенное ему место и выполняет свою естественную функцию.
Подробнее эта идея раскрывается в «Государстве» за счет концепции трехчастной души. Философ выделяет разумное начало, эмоционально-волевую составляющую и вожделеющую часть души. Соответственно, здоровье зависит от иерархии данных компонентов – разум должен управлять эмоциями и вожделениями. Если эта иерархия нарушается, возникает состояние дисгармонии, которое Платон называет «болезнью души».
В качестве контрмеры для устранения дисгармонии Платон предлагает работу очищение – интеллектуальное ощущение через философский диалог, физическое – гимнастику и умеренность в питании, эмоциональное – через искусство и музыку [3].
В дальнейшем в «Тимее», в соответствии с древнегреческими медицинскими устоями, Платон указывает, что состояние здоровья зависит от баланса элементов в человеческом организме, а именно от баланса земли, воды, воздуха и огня. Нарушение баланса между этими элементами приводит к различным заболеваниям: избыток «огня» проявляется в лихорадках и воспалениях, преобладание «земли» – в вялости и апатии, дисбаланс «воздуха» – в нервных расстройствах.
В контексте статьи примечателен тот факт, что Платон в обеих рассматриваемых произведениях придерживается мысли о том, что здоровье обеспечивается в том числе за счет разума. Философ настаивает, что «ни одно телесное заболевание не может быть излечено без участия души», подчеркивая приоритет психического фактора в процессе исцеления.
На данный момент мы можем выделить два фактора, обеспечивающих здоровье согласно Платону – правильный баланс элементов и превосходство разума над эмоциями – в более общем плане речь идет о том, что все элементы человеческой природы выполняют свою функцию на предназначенном им месте.
Одна куда менее очевидной является высказанная в «Законах» концепция. Так, философ разрабатывает целую программу государственной заботы о здоровье граждан, включающую правильное воспитание с детства, умеренную физическую активность, сбалансированное питание и обязательное интеллектуальное развитие. Особый интерес представляет его концепция «гимнасии» – учреждений, сочетающих физическое воспитание с умственными упражнениями.
Таким образом, фактически Платон предопределил социальную детерминанту здоровья с одной стороны, а с другой стороны практически её реализовал. Дополнительно социальная детерминанта раскрывалась в упомянутом ранее диалоге «Государство», причем при её рассмотрении Платон опирался как на идею трехчастной души, так и на параллель между человеческой системой/душой и вселенной [2].
Как было сказано ранее, человеческая душа делится на три части. Подобно этому, согласно Платону, на три сословия должно делиться общество: правители (философы), воины и производители (ремесленники и крестьяне). Каждое сословие выполняет свою уникальную роль, обеспечивая тем самым равновесие в государстве.
Философы, обладающие высшим уровнем мудрости, берут на себя задачу управления, поскольку они способны видеть истинное благо для всех членов общества. Воины защищают государство от внешних угроз, демонстрируя мужество и преданность. Производители же обеспечивают материальное благополучие, создавая необходимые ресурсы [1].
Таким образом, три сословия вместе формируют единый организм, где каждая часть функционирует в согласии с другими. Однако для поддержания такой гармонии необходимо, чтобы правители обладали исключительными качествами. Платон подчеркивал, что власть должна принадлежать тем, кто руководствуется не личной выгодой, а стремлением к всеобщему благу. Мудрость правителей становится гарантией того, что законы и решения будут направлены на поддержание справедливости и равновесия в обществе. Это напрямую связано с платоновской концепцией здоровья, где состояние души и тела зависит от соблюдения баланса между различными аспектами жизни. Если правители действуют в своих интересах или руководствуются корыстью, это приводит к дисгармонии, которая проявляется как в личных болезнях граждан, так и в социальных конфликтах.
Фактически, многие тезисы Платона находят подтверждение в современных исследованиях. Особенно ярко выражено «попадание» в то, что сейчас названо «психосоматика». Особенно ярко идею о влиянии психологии на физиологию говорит исследование кардиологов Мейера Фридмана и Рея Розенмана – ими был выделено так называемое «поведение типа А». Под таким названием подразумевается ряд личностных особенностей, наличие которых повышает шанс возникновения заболеваний сердечнососудистой системы, в частности, ишемической болезни сердца. В первую очередь причиной этого являются личностные особенности, такие как напряжённая борьба за достижение успеха, соперничество, легко провоцируемая раздражительность, сверхобязательность в профессии, повышенная ответственность, агрессивность, а также чувство постоянной нехватки времени [5].
Подобным образом нашли свое подтверждение и социальные детерминанты. Исследование Майкла Мармота «The Health Gap» показало, что улучшение социально-экономического положения повышает продолжительность жизни и снижает риски заболеваний. В частности, анализ 15 стран ЕС выявил связь между уровнем образования и долголетием: люди с высшим образованием живут дольше, чем те, у кого только школьное.
Наибольший разрыв — в Эстонии (60 лет у людей со средним образованием против 78 у людей с высшим), наименьший — в Португалии (77 против 80). Несмотря на различия между странами, тенденция подтверждается везде, что подчеркивает влияние социально-экономических факторов на здоровье [4].
Показательна схожесть платоновской модели с биопсихосоциальной парадигмой, разработанной Джорджем Энгелем в 1977 году. Как и Платон, современные исследователи приходят к пониманию необходимости учета биологических, психологических и социальных факторов в единой системе взглядов на здоровье человека [6].
Философская концепция здоровья, разработанная Платоном, представляет собой уникальный синтез метафизики, этики и практической медицины. Его понимание здоровья как гармоничного единства всех аспектов человеческой природы – физических, психических и социальных – во многом опередило свое время и только сейчас получает полное признание в современной науке. Особую ценность представляют платоновские идеи о приоритете профилактики над лечением, о взаимовлиянии душевного и телесного начал, о роли разума в регуляции здоровья.
Современная медицина, сталкиваясь с ограничениями узкоспециализированных подходов, все чаще обращается к холистическим моделям, во многом созвучным античной традиции. Дальнейшие исследования могут быть направлены на адаптацию платоновских принципов к современной клинической практике, разработку образовательных программ, основанных на античной философии здоровья, сравнительный анализ платоновской модели с восточными медицинскими системами.
Платоновская концепция здоровья остается не только важным историческим памятником, но и живым источником вдохновения для современных исследователей и практиков в области медицины, психологии и философии. Его идеи продолжают стимулировать научный поиск, предлагая альтернативные пути понимания сложной природы человеческого здоровья.
Список литературы
- Барнашов А. М. и др. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. – 1988
- Бойко О. А. Учение Платона о душе //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – №10-1. – С. 67-72
- Жураковский, Г.Е. Очерки по истории античной педагогики / Г.Е. Жураковский. — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпросса РСФСР, 1940. — 471 с.
- The Health Gap. Doctors and the Social Determinants of Health: сайт. – URL: https://discovery.ucl.ac.uk/id/eprint/10051968/1/Marmot_SJP_MM_686_693.pdf (дата обращения: 21.03.2025)
- Friedman М. & Rosenman R. Н. (1959). Association of specific overt behavior pattern with blood and cardiovascular findings. Journal of the American Medical Association
- Wade D. T., Halligan P. W. The biopsychosocial model of illness: a model whose time has come //Clinical rehabilitation. – 2017. – Т. 31. – №8. – С. 995-1004