ООО «ТТК Транс» функционирует как ведущий агент по организации контейнерных транспортировок, предоставляя комплексные решения в сфере грузоотправлений и их сопровождения по территории Российской Федерации, стран СНГ, а также ближнего и дальнего зарубежья, охватывая как межгосударственные, так и внутренние логистические маршруты разными способами транспортировки.
Корпоративная культура в коллективе ООО «ТТК-ТРАНС» испытывает деструктивные влияния, связанные как с недоработкой ключевых спорных компонентов организационной среды, так и с отсутствием единой картины будущего корпоративного облика между управляющим директором и основной массой работников. Генеральный директор демонстрирует устойчивую приверженность рыночной модели развития внутренней среды фирмы, отождествляя компанию с динамичным и конкурентоспособным участником коммерческого поля; подобная модель, по его представлению, требует, чтобы все сотрудники обладали ясным пониманием корпоративных ориентиров.
Коренным образом противоположное отношение к формирующемуся типу корпоративной культуры проявляется среди сотрудников: большинство персонала рассчитывает на становление клановой, коллективистски ориентированной культурной модели, что находится в прямом противоречии с замыслами руководства. Подобное расхождение, вероятно, связано с отсутствием эффективной системы мотивационного воздействия, ограничивающей личную инициативу работников по причине дефицита конструктивных стимулов [4, с. 14].
Мотивационная политика организации предусматривает применение различных материальных поощрений: вручение ценимых подарков (например, туристические путевки, абонементы в фитнес-клуб, оплата профессионального обучения), предоставление компенсаций за услуги связи и пользование городским транспортом; внедрение персонализированных социальных пакетов по принципу «меню». Подход предполагает выделение определённой суммы для отдельной категории работников, которую они вправе распределить среди предложенных бенефитов: добровольное медицинское страхование, оплату мобильных и транспортных расходов, субсидии на питание, финансирование образовательных инициатив (профессиональных или общекультурных), а также частичную или полную оплату фитнес-услуг.
В то же время, с учетом выраженной тенденции сотрудников к построению спаянного сообщества, приоритет не должен ограничиваться исключительно индивидуальными стимулами; коллективные поощрительные инструменты также являются значимыми. Наиболее эффективной практикой командного стимулирования признаётся система премирования отделов в случае достижения консолидированных производственных показателей. Такой механизм позволяет поддерживать не только отдельные успехи, но и общий командный результат, способствуя культивированию корпоративной солидарности и развитию взаимопомощи при реализации задач всего структурного подразделения.
Особого внимания заслуживает нематериальное воздействие на мотивацию сотрудников, учитывая стремление коллектива к формированию сплочённой трудовой среды. В перечень подобных средств входят:
а) карьерное продвижение внутри организации;
б) возможность обучения за счет предприятия;
в) предоставление дополнительных дней отдыха за выдающиеся результаты;
г) организацию регулярных событий, содействующих командообразованию;
д) вручение благодарственных грамот и размещение информации о лучших сотрудниках на корпоративных досках почета;
е) проявление управленческого интереса к достижениям подчинённых.
Следует подчеркнуть, что климат внутри коллектива и качество условий труда в значительной степени зависят от способности руководителей гибко реагировать на индивидуальные требования персонала, что составляет весомую часть нематериального стимула и обеспечивает работникам дополнительный комфорт на рабочем месте.
Для начала сформулируем имеющиеся разрывы в корпоративной культуре предприятия. Они представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Элементы корпоративной культуры, требующие разработки мероприятий по их совершенствованию
Элемент корпоративной культуры |
Сложившаяся культура в ООО «ТТК-ТРАНС» |
Предпочтительная культура в ООО «ТТК-ТРАНС» |
Требует/не требует совершенствования |
Миссия |
Миссия компании сформулирована, но нигде не представлена. Сотрудники не имеют четкого понимания миссии. |
Очень важно, чтобы персонал поддерживал систему взглядов на положение и роль компании на рынке и на перспективы ее развития |
Требует |
Стратегия |
Большинство сотрудников не понимают или не знают о стратегии предприятия |
Организационная культура является значимым средством реализации выбранной стратегии. Необходимо донести до персонала стратегию компании |
Требует |
Цели |
Сотрудникам в принципе понятны цели компании, доступны источники информации |
Сотрудники четко представляют цели компании |
Требует (незначительно) |
Стиль общения |
Специфического жаргона внутри фирмы не наблюдается, стиль делового общения практически отсутствует |
Деловой стиль общения. |
Требует |
Правила поведения |
Правила поведения нигде не прописаны. |
В компании действуют закрепленные правила поведения |
Требует |
Рекламный лозунг/слоган |
Отсутствует |
Лозунги и гимн компании говорят о желании и стремлении удовлетворить потребителя, что прибавляет конкурентных преимуществ |
Требует |
Организационное обучение |
Не все должности в организации проходят обучение |
Происходит постоянное обучение всех сотрудников, проводятся аттестации |
Требует |
Символы |
Разработаны |
Символы помогают компании сделать себя узнаваемой на рынке. |
Не требует |
Легенды и мифы о компании |
Не сложены |
Легенды и мифы о компании не обязательны |
Не требует |
Конкурсы профессионального мастерства |
Практически не проводятся |
Необходимы для стимулирования персонала |
Требует |
Ритуалы поощрения лучших сотрудников |
Не сформированы |
Необходимы для стимулирования персонала |
Требует |
Традиция поздравления с праздниками |
Существует традиция поздравления с праздниками |
Существует традиция поздравления с праздниками |
Не требует |
Многие из мероприятий из программы по активированию ценностей организации совпадают с мероприятиями для преодоления сопротивления будущим изменениям [5, с. 11].
Мероприятия по активированию ценностей ООО «ТТК-ТРАНС» представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Мероприятия по активированию ценностей ООО «ТТК-ТРАНС»
Элемент |
Мероприятия |
Ответственный за проведение мероприятия |
Сроки и периодичность проведения |
Миссия, цели, стратегия |
А) Проведение общего собрания, все сотрудники получают информацию о данных элементах. Б) Размещение вывески с миссией компании. В) Размещение миссии организации на сайте. |
Менеджер по персоналу. |
А) 1 раз в полгода. Б) Две недели. В) Пять дней |
Стиль общения, правила поведения |
Разработка свода правил, норм поведения, которые приветствуются в ООО «ТТК-ТРАНС» |
Менеджер по персоналу, главный бухгалтер, директор производства |
Две недели |
Рекламный лозунг/слоган |
Разработка рекламного лозунга |
Директор по продажам |
Одна неделя |
Организационное обучение |
Разработка программы обучения персонала как внутри компании, так и с привлечением обучающих компаний. Обучение сотрудников |
Менеджер по персоналу, бухгалтер, заместитель директора производства |
Две недели |
Конкурсы профессионального мастерства, ритуалы поощрения лучших сотрудников |
А) Планирование конкурсов и их проведение. Б) Оформление доски почета лучших сотрудников. В) Вручение благодарственны х писем от руководителя. |
Директор производств а, менеджер по персоналу, заместитель генерального директора |
Сроки проведения – одна неделя. Периодичность проведения – 1 раз в квартал. |
В числе рекомендуемых мероприятий следует подчеркнуть те из них, для которых предполагается регулярное, циклическое исполнение, а не однократное внедрение. В данном контексте речь идет, в частности, о таких инициативах, как организация общего собрания дважды в год, организация образовательных сессий для персонала ежеквартально, а также проведение состязаний профессионального мастерства с аналогичной периодичностью.
В процессе формирования корпоративной среды ООО «ТТК-ТРАНС» предварительно была проведена многоаспектная аналитическая работа: уточнялись миссия, стратегические ориентиры, цели компании, а также выполнено изучение компонентов организационной культуры; осуществлялось выявление значимых корпоративных ценностей, степень их укорененности и зрелости, осуществлена оценка рисков сопротивления грядущим изменениям с параллельной подготовкой механизма по их минимизации, и создан комплекс активных мер по вовлечению сотрудников в реализацию корпоративных установок [6].
Переходя к практическому воплощению схемы развития корпоративной культуры, первым шагом предусматривается формирование специализированной рабочей группы, на плечи которой возлагается ответственность за корректную и своевременную интеграцию всех преобразований. В число членов данного подразделения, по предложению автора, настоятельно рекомендуется включать сотрудников следующих должностей: руководитель отдела по управлению персоналом, главный инженер или директор производственного блока, заместитель генерального директора, а также специалист по бухгалтерскому учёту.
Организация последовательности внедряемых мероприятий требует предварительной структуризации. В качестве начального цикла реализуются следующие шаги:
1. Возглавляет перечень мероприятий общее собрание сотрудников.
2. После этого следует материальное оформление миссии на внутренней навигационной вывеске.
3. Симультанно или по завершении этого – публичное размещение миссии на цифровых ресурсах компании.
4. Оформление панели почета для выделения отличившихся работников.
5. Концептуализация и разработка уникального рекламного слогана организации.
6. Создание внутреннего регламента поведения и стандартов, объединяющих коллектив.
7. Проектирование и коммуникация программы поощрительных профессиональных состязаний, а также процедур отмечания лучших достижений сотрудников.
8. Формирование плана образовательных курсов с учётом специфики задач персонала.
На завершающей фазе становления корпоративных обычаев в ООО «ТТК-ТРАНС» приоритет перенесён на укрепление единства и обширное тиражирование установленных моделей поведения среди работников. Реализация данного подхода предполагает систематичное повторение комплекса мероприятий, уже упомянутых выше, что инициирует адаптацию персонала к интегрируемым стандартам и укрепляет устойчивость корпоративной среды.
Формирование позитивного имиджа компании в глазах потенциальных сотрудников становится неотъемлемым фактором для эффективного привлечения человеческих ресурсов – лишь те работодатели, чей имидж отличается стабильностью и высокой репутацией, способны занять лидирующие позиции в условиях рыночной конкуренции за таланты. По результатам исследования, отражённого во второй главе, организацией осуществляется планомерное расширение производственной деятельности и приём новых работников; однако, для формирования доверительных отношений новый штат должен быть уверен в перспективности и социальной защищённости внутри компании. В этом контексте повышается значимость привлекательного образа работодателя, предоставляющего условия для профессиональной самореализации.
Корпоративный имидж функционирует как инструмент стратегического развития и способствует реализации долгосрочных задач, затрагивая фундаментальные аспекты функционирования предприятия и определяя вектор его роста на ближайшее будущее. Наиболее эффективными представляются рекомендации, направленные на формирование устойчивого и положительного корпоративного имиджа.
В качестве инструмента, фирменный стиль обеспечивает компании эффективное позиционирование на конкурентном рынке, способствует узнаваемости и формирует лояльность клиентов. В основе стратегии развития фирменного стиля лежит идея акцентирования уникальных качеств и снижения возможных репутационных рисков, что непосредственно сказывается на формировании позитивного отношения к организации со стороны целевой аудитории.
Создание элементов фирменного визуального и вербального оформления предполагает проектирование специализированной эмоциональной среды, которая обусловливает закрепление долгосрочно позитивных ассоциаций с продуктом, организацией и её ценностями у потребителей. Типичная структура фирменного стиля обычно включает в себя системы идентификации, палитру фирменных цветов, краткий слоган и стандарты оформления корпоративной документации. Ключевая роль при этом отведена цветовому решению: выбираемые оттенки в оформлении логотипа и знака призваны вызывать определённые эмоции, формируя устойчивое визуальное восприятие бренда. Эти визуальные константы соотносятся с элементами корпоративной идентичности, определяя узнаваемость на рынке и служа отличительным маркером среди конкурирующих организаций.
В социально-организационном разрезе реализация указанных мероприятий способствует формированию положительного корпоративного образа, формирует благоприятный климат для плодотворного взаимодействия и сплочённой работы коллектива, стимулирует трудовую мотивацию персонала, а также позволяет оперативно достигать поставленных задач, снижая барьеры восприятия внутрикорпоративных инициатив.
Ожидаемыми последствиями описанных преобразований становится не только рост производительности труда и качественных показателей работы, но и снижение вероятности возникновения брака, что в итоге положительно отразится на общих экономических результатах деятельности компании.
Список литературы
- Толстых П. А. Влияние корпоративной культуры на стратегическое управление компанией / Толстых П. А. // Молодой исследователь года 2024. — Петрозаводск: Международный центр научного партнерства "Новая Наука", 2024. — С. 19-25
- Таскаева Ю. А. Анализ состояния корпоративной культуры компании как стратегического инструмента управления организацией / Ю. А. Таскаева // Наукосфера. — 2022. — №11-2. — С. 421-425
- Удалов О. Ф. Роль корпоративной культуры в управлении современными компаниями / О. Ф. Удалов // Сборник научных статей по итогам IX Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы управления". — Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2023. — С. 103-105
- Шатайлова С. В. Новые вызовы управления корпоративной культурой компании в платформенной экономике / С. В. Шатайлова // Теория и практика управления: ответы на вызовы цифровой экономики. — Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2021. — С. 269-272
- Шапиро С.А. Организационная культура: учебник / С.А. Шапиро. — М.: КНОРУС, 2016. — 256 с.
- Шарипов К. Ю. Взаимосвязь между корпоративной культурой и эффективностью управления интеллектуальным капиталом в современных компаниях / К. Ю. Шарипов // Человек. Общество. Инклюзия. — 2023. — № S1-2. — С. 654-659