СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Мотивация труда

Просмотры

78

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 22 (223), Июнь ‘25

Поделиться

Данная статья направленна на разработку мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры транспортного предприятия ООО «ТТК ТРАНС». В ней предложен конкретные рекомендации которые будут способствовать повышению эффективности управления персоналом предприятия и пути его развития.

ООО «ТТК Транс» функционирует как ведущий агент по организации контейнерных транспортировок, предоставляя комплексные решения в сфере грузоотправлений и их сопровождения по территории Российской Федерации, стран СНГ, а также ближнего и дальнего зарубежья, охватывая как межгосударственные, так и внутренние логистические маршруты разными способами транспортировки.

Корпоративная культура в коллективе ООО «ТТК-ТРАНС» испытывает деструктивные влияния, связанные как с недоработкой ключевых спорных компонентов организационной среды, так и с отсутствием единой картины будущего корпоративного облика между управляющим директором и основной массой работников. Генеральный директор демонстрирует устойчивую приверженность рыночной модели развития внутренней среды фирмы, отождествляя компанию с динамичным и конкурентоспособным участником коммерческого поля; подобная модель, по его представлению, требует, чтобы все сотрудники обладали ясным пониманием корпоративных ориентиров.

Коренным образом противоположное отношение к формирующемуся типу корпоративной культуры проявляется среди сотрудников: большинство персонала рассчитывает на становление клановой, коллективистски ориентированной культурной модели, что находится в прямом противоречии с замыслами руководства. Подобное расхождение, вероятно, связано с отсутствием эффективной системы мотивационного воздействия, ограничивающей личную инициативу работников по причине дефицита конструктивных стимулов [4, с. 14].

Мотивационная политика организации предусматривает применение различных материальных поощрений: вручение ценимых подарков (например, туристические путевки, абонементы в фитнес-клуб, оплата профессионального обучения), предоставление компенсаций за услуги связи и пользование городским транспортом; внедрение персонализированных социальных пакетов по принципу «меню». Подход предполагает выделение определённой суммы для отдельной категории работников, которую они вправе распределить среди предложенных бенефитов: добровольное медицинское страхование, оплату мобильных и транспортных расходов, субсидии на питание, финансирование образовательных инициатив (профессиональных или общекультурных), а также частичную или полную оплату фитнес-услуг.

В то же время, с учетом выраженной тенденции сотрудников к построению спаянного сообщества, приоритет не должен ограничиваться исключительно индивидуальными стимулами; коллективные поощрительные инструменты также являются значимыми. Наиболее эффективной практикой командного стимулирования признаётся система премирования отделов в случае достижения консолидированных производственных показателей. Такой механизм позволяет поддерживать не только отдельные успехи, но и общий командный результат, способствуя культивированию корпоративной солидарности и развитию взаимопомощи при реализации задач всего структурного подразделения.

Особого внимания заслуживает нематериальное воздействие на мотивацию сотрудников, учитывая стремление коллектива к формированию сплочённой трудовой среды. В перечень подобных средств входят:

а) карьерное продвижение внутри организации;

б) возможность обучения за счет предприятия;

в) предоставление дополнительных дней отдыха за выдающиеся результаты;

г) организацию регулярных событий, содействующих командообразованию;

д) вручение благодарственных грамот и размещение информации о лучших сотрудниках на корпоративных досках почета;

е) проявление управленческого интереса к достижениям подчинённых.

Следует подчеркнуть, что климат внутри коллектива и качество условий труда в значительной степени зависят от способности руководителей гибко реагировать на индивидуальные требования персонала, что составляет весомую часть нематериального стимула и обеспечивает работникам дополнительный комфорт на рабочем месте.

Для начала сформулируем имеющиеся разрывы в корпоративной культуре предприятия. Они представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Элементы корпоративной культуры, требующие разработки мероприятий по их совершенствованию

Элемент корпоративной культуры

Сложившаяся культура в ООО «ТТК-ТРАНС»

Предпочтительная культура в ООО «ТТК-ТРАНС»

Требует/не требует совершенствования

Миссия

Миссия компании сформулирована, но нигде не представлена. Сотрудники не имеют четкого понимания миссии.

Очень важно, чтобы персонал поддерживал систему взглядов на положение и роль компании на рынке и на перспективы ее развития

Требует

Стратегия

Большинство сотрудников не понимают или не знают о стратегии предприятия

Организационная культура является значимым средством реализации выбранной стратегии. Необходимо донести до персонала стратегию компании

Требует

Цели

Сотрудникам в принципе понятны цели компании, доступны источники информации

Сотрудники четко представляют цели компании

Требует (незначительно)

Стиль общения

Специфического жаргона внутри фирмы не наблюдается, стиль делового общения практически отсутствует

Деловой стиль общения.

Требует

Правила поведения

Правила поведения нигде не прописаны.

В компании действуют закрепленные правила поведения

Требует

 

Рекламный лозунг/слоган

 

Отсутствует

 

Лозунги и гимн компании говорят о желании и стремлении удовлетворить потребителя, что прибавляет конкурентных преимуществ

 

Требует

Организационное обучение

Не все должности в организации проходят обучение

Происходит постоянное обучение всех сотрудников, проводятся аттестации

Требует

Символы

Разработаны

Символы помогают компании сделать себя узнаваемой на рынке.

Не требует

Легенды и мифы о компании

Не сложены

Легенды и мифы о компании не обязательны

Не требует

Конкурсы профессионального мастерства

Практически не проводятся

Необходимы для      стимулирования персонала

Требует

Ритуалы поощрения лучших сотрудников

Не сформированы

Необходимы для      стимулирования персонала

Требует

Традиция поздравления с праздниками

Существует традиция поздравления с праздниками

Существует традиция поздравления с праздниками

Не требует

 

Многие из мероприятий из программы по активированию ценностей организации совпадают с мероприятиями для преодоления сопротивления будущим изменениям [5, с. 11].

Мероприятия по активированию ценностей ООО «ТТК-ТРАНС» представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Мероприятия по активированию ценностей ООО «ТТК-ТРАНС»

Элемент

Мероприятия

Ответственный за проведение мероприятия

Сроки и периодичность проведения

Миссия, цели, стратегия

А) Проведение общего собрания, все сотрудники получают информацию о данных элементах. Б) Размещение вывески с миссией компании. В) Размещение миссии организации на сайте.

Менеджер по персоналу.

А) 1 раз в полгода. Б) Две недели. В) Пять дней

Стиль общения, правила поведения

Разработка свода правил, норм поведения, которые приветствуются в ООО «ТТК-ТРАНС»

Менеджер по     персоналу, главный бухгалтер, директор производства

Две недели

Рекламный лозунг/слоган

Разработка рекламного лозунга

Директор по продажам

Одна неделя

Организационное обучение

Разработка программы обучения персонала как внутри компании, так и с привлечением обучающих компаний. Обучение сотрудников

Менеджер по     персоналу, бухгалтер, заместитель директора производства

Две недели

Конкурсы профессионального мастерства, ритуалы поощрения лучших сотрудников

А) Планирование конкурсов и их проведение.

Б) Оформление доски почета лучших сотрудников.

 В) Вручение

благодарственны х писем от руководителя.

Директор производств а, менеджер по      персоналу, заместитель генерального директора

Сроки проведения – одна неделя. Периодичность проведения – 1 раз в квартал.

 

В числе рекомендуемых мероприятий следует подчеркнуть те из них, для которых предполагается регулярное, циклическое исполнение, а не однократное внедрение. В данном контексте речь идет, в частности, о таких инициативах, как организация общего собрания дважды в год, организация образовательных сессий для персонала ежеквартально, а также проведение состязаний профессионального мастерства с аналогичной периодичностью.

В процессе формирования корпоративной среды ООО «ТТК-ТРАНС» предварительно была проведена многоаспектная аналитическая работа: уточнялись миссия, стратегические ориентиры, цели компании, а также выполнено изучение компонентов организационной культуры; осуществлялось выявление значимых корпоративных ценностей, степень их укорененности и зрелости, осуществлена оценка рисков сопротивления грядущим изменениям с параллельной подготовкой механизма по их минимизации, и создан комплекс активных мер по вовлечению сотрудников в реализацию корпоративных установок [6].

Переходя к практическому воплощению схемы развития корпоративной культуры, первым шагом предусматривается формирование специализированной рабочей группы, на плечи которой возлагается ответственность за корректную и своевременную интеграцию всех преобразований. В число членов данного подразделения, по предложению автора, настоятельно рекомендуется включать сотрудников следующих должностей: руководитель отдела по управлению персоналом, главный инженер или директор производственного блока, заместитель генерального директора, а также специалист по бухгалтерскому учёту.

Организация последовательности внедряемых мероприятий требует предварительной структуризации. В качестве начального цикла реализуются следующие шаги:

1. Возглавляет перечень мероприятий общее собрание сотрудников.

2. После этого следует материальное оформление миссии на внутренней навигационной вывеске.

3. Симультанно или по завершении этого – публичное размещение миссии на цифровых ресурсах компании.

4. Оформление панели почета для выделения отличившихся работников.

5. Концептуализация и разработка уникального рекламного слогана организации.

6. Создание внутреннего регламента поведения и стандартов, объединяющих коллектив.

7. Проектирование и коммуникация программы поощрительных профессиональных состязаний, а также процедур отмечания лучших достижений сотрудников.

8. Формирование плана образовательных курсов с учётом специфики задач персонала.

На завершающей фазе становления корпоративных обычаев в ООО «ТТК-ТРАНС» приоритет перенесён на укрепление единства и обширное тиражирование установленных моделей поведения среди работников. Реализация данного подхода предполагает систематичное повторение комплекса мероприятий, уже упомянутых выше, что инициирует адаптацию персонала к интегрируемым стандартам и укрепляет устойчивость корпоративной среды.

Формирование позитивного имиджа компании в глазах потенциальных сотрудников становится неотъемлемым фактором для эффективного привлечения человеческих ресурсов – лишь те работодатели, чей имидж отличается стабильностью и высокой репутацией, способны занять лидирующие позиции в условиях рыночной конкуренции за таланты. По результатам исследования, отражённого во второй главе, организацией осуществляется планомерное расширение производственной деятельности и приём новых работников; однако, для формирования доверительных отношений новый штат должен быть уверен в перспективности и социальной защищённости внутри компании. В этом контексте повышается значимость привлекательного образа работодателя, предоставляющего условия для профессиональной самореализации.

Корпоративный имидж функционирует как инструмент стратегического развития и способствует реализации долгосрочных задач, затрагивая фундаментальные аспекты функционирования предприятия и определяя вектор его роста на ближайшее будущее. Наиболее эффективными представляются рекомендации, направленные на формирование устойчивого и положительного корпоративного имиджа.

В качестве инструмента, фирменный стиль обеспечивает компании эффективное позиционирование на конкурентном рынке, способствует узнаваемости и формирует лояльность клиентов. В основе стратегии развития фирменного стиля лежит идея акцентирования уникальных качеств и снижения возможных репутационных рисков, что непосредственно сказывается на формировании позитивного отношения к организации со стороны целевой аудитории.

Создание элементов фирменного визуального и вербального оформления предполагает проектирование специализированной эмоциональной среды, которая обусловливает закрепление долгосрочно позитивных ассоциаций с продуктом, организацией и её ценностями у потребителей. Типичная структура фирменного стиля обычно включает в себя системы идентификации, палитру фирменных цветов, краткий слоган и стандарты оформления корпоративной документации. Ключевая роль при этом отведена цветовому решению: выбираемые оттенки в оформлении логотипа и знака призваны вызывать определённые эмоции, формируя устойчивое визуальное восприятие бренда. Эти визуальные константы соотносятся с элементами корпоративной идентичности, определяя узнаваемость на рынке и служа отличительным маркером среди конкурирующих организаций.

В социально-организационном разрезе реализация указанных мероприятий способствует формированию положительного корпоративного образа, формирует благоприятный климат для плодотворного взаимодействия и сплочённой работы коллектива, стимулирует трудовую мотивацию персонала, а также позволяет оперативно достигать поставленных задач, снижая барьеры восприятия внутрикорпоративных инициатив.

Ожидаемыми последствиями описанных преобразований становится не только рост производительности труда и качественных показателей работы, но и снижение вероятности возникновения брака, что в итоге положительно отразится на общих экономических результатах деятельности компании.

Список литературы

  1. Толстых П. А. Влияние корпоративной культуры на стратегическое управление компанией / Толстых П. А. // Молодой исследователь года 2024. — Петрозаводск: Международный центр научного партнерства "Новая Наука", 2024. — С. 19-25
  2. Таскаева Ю. А. Анализ состояния корпоративной культуры компании как стратегического инструмента управления организацией / Ю. А. Таскаева // Наукосфера. — 2022. — №11-2. — С. 421-425
  3. Удалов О. Ф. Роль корпоративной культуры в управлении современными компаниями / О. Ф. Удалов // Сборник научных статей по итогам IX Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы управления". — Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2023. — С. 103-105
  4. Шатайлова С. В. Новые вызовы управления корпоративной культурой компании в платформенной экономике / С. В. Шатайлова // Теория и практика управления: ответы на вызовы цифровой экономики. — Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2021. — С. 269-272
  5. Шапиро С.А. Организационная культура: учебник / С.А. Шапиро. — М.: КНОРУС, 2016. — 256 с.
  6. Шарипов К. Ю. Взаимосвязь между корпоративной культурой и эффективностью управления интеллектуальным капиталом в современных компаниях / К. Ю. Шарипов // Человек. Общество. Инклюзия. — 2023. — № S1-2. — С. 654-659

Другие статьи из раздела Мотивация труда

Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее