Критически важным фактором для успешного функционирования бизнеса в сфере торговли и логистики является доступ к складским мощностям. Дефицит вакантных качественных складских объектов на рынке препятствует росту производственно-хозяйственного потенциала компаний. Для решения проблемы поиска и сравнения предложений по складской недвижимости настоящее исследование предлагает такой инновационный инструмент, как цифровая логистическая платформа.
Актуальность проблемы обосновывается сложившийся ситуацией на российском рынке складской недвижимости. Анализ показателей рынка за 2024 год показал дисбаланс между спросом и предложением. Объем нового предложения качественных складских объектов составил 4,2 млн. кв.м., а спрос достиг отметки в 5,3 млн. кв.м., что привело к минимальному уровню вакантности площадей, который составил всего 1% от общего объема готового предложения. Основная причина дисбаланса, по мнению ведущей международной консалтинговой компании полного цикла в сегменте коммерческой и жилой недвижимости Nikoliers, резкое увеличение ключевой ставки ЦБ РФ до 21% [5, с. 2-3]. Ввод в эксплуатацию новых складских объектов стал менее рентабельным для инвесторов и спровоцировал рост арендных ставок на площади (до 49% за год в зависимости от региона) [5, с. 10]. Последнее особенно болезненно отразилось на малом и среднем бизнесе, который не способен конкурировать с крупными игроками на рынке в условиях высоких ставок. Таким образом, проблема ограниченного доступа к складских площадям, с которой сталкиваются различные сегменты бизнеса, является значительным препятствием для их развития и, как следствие, для экономического роста в масштабе страны.
Вопрос дефицита складских площадей требует поиска эффективных решений. Эксперты, такие как Артем Хомышин (руководитель направления регионального развития бизнеса FM Logistic в России) и Игорь Апостолов (преподаватель Центра повышения квалификации Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций), предлагают бизнесу использовать услуги внешней логистики, отказываясь от собственных складских помещений [2, с. 46-47]. Однако ограниченность складской емкости и ресурсов логистических операторов не позволяет в полной мере нивелировать проблему дефицита. Операторы объективно не в состоянии предоставить всем компаниям в стране качественный логистический сервис, независимо от их размера и вида деятельности. Альтернативой, поддерживаемой Андреем Задорожным (руководитель отдела продуктов и ценообразования «Курьер Сервис Экспресс») и Александрой Шаколой (заместитель директора по аренде и маркетингу, руководитель направления Customer Solutions), является аренда или покупка небольших помещений под дарксторы или гибридные смарт-склады, сочетающие в себе магазин-склад с шоу-румом [8]. Несмотря на кажущуюся привлекательность этого варианта, высокая стоимость аренды и часто недостаточная пригодность помещений для складской деятельности делают его мало приемлемым вариантом решения, что предполагает необходимость поиска иной альтернативы [7, с. 11].
Перспективным подходом может служить модель цифровой логистической платформы, которая позволит её участникам подбирать вакантные складские помещения под свои конкретные требования. Платформа подойдёт как организациям с собственными или арендованными складами, сталкивающимися с нехваткой площадей, так и для предприятий, которые выходят на рынок и имеют потребность в складских помещениях. Ключевым преимуществом является возможность для компаний, обладающих неиспользуемыми складскими площадями, быстро и эффективно предлагать их на платформе. В результате будет сформирован динамичный рынок, где участники смогут находить рациональные решения для своих потребностей, минимизируя затраты и увеличивая эффективность логистических процессов. Для обеспечения работоспособности платформы при проектировании необходимо акцентировать внимание на семи ключевых технологических и инфраструктурных элементах:
- Первый элемент платформы служит входом для новых пользователей и предоставляет им всю необходимую информацию о платформе, то есть является порталом.
- Сервис предназначен для обслуживания пользователей платформы. Этот элемент соединяет физические и виртуальные цепочки поставок.
- Третий элемент — пользователь. Этот элемент генерируется для каждого пользователя, обращающегося к платформе.
- Четвёртый элемент — интерфейс. Основное назначение этого элемента — предоставлять пользователям доступ ко всем элементам и функциям платформы.
- Пятый элемент — договор. Этот элемент отвечает за фиксацию соглашений между пользователем и сервисными элементами платформы.
- Шестой элемент – архитектура. Этот элемент обеспечивает коммуникацию между всеми частями и элементами платформы.
- Седьмой элемент — это рейтинг. Этот элемент позволяет системе определять рейтинг каждого пользователя платформы, оценивающий его действия [1, с. 12-13].
В основу модели цифровой логистической модели должен лечь принцип экономики совместного пользования, под которым следует понимать инновационную динамично развивающаяся социально-экономическую модель, направленную на получение выгоды от совместного потребления товаров и услуг, скоординированного с помощью сети Интернет и других средств цифровизации, позволяя делиться своими ресурсами за определённую плату, не теряя права их собственности [4, с. 81]. Интеграция предложенного принципа в архитектуру цифровой логистической платформы для мульти-арендаторов обуславливает необходимость учета многоуровневой структуры взаимодействия участников и комплексность решаемых задач. Концептуальная модель платформы должна обеспечивать интеграцию различных компонентов логистической системы, гарантируя эффективную координацию и взаимодействие всех участников процесса. В качестве методологической основы для разработки эффективной модели целесообразно использовать системный подход, который обеспечивает возможность комплексного анализа и учета множества факторов и взаимосвязей, характерных для цифровых платформенных решений в логистике.
Цифровая логистическая платформа должна объединять различные технологические, информационные, управленческие и экономические решения для обеспечения эффективного использования складских ресурсов. В современных условиях цифровой трансформации логистической отрасли особую значимость приобретает интеграция различных компонентов в единую экосистему. Основные характеристики компонентов цифровой логистической платформы представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Характеристики ключевых компонентов цифровой платформы
Компонент |
Основные элементы |
Показатели эффективности |
Технологический |
Серверная инфраструктура |
Производительность |
Информационный |
Программные системы |
Надежность |
Управленческий |
Бизнес-процессы |
Эффективность |
Экономический |
Финансовые механизмы |
Рентабельность |
Анализ технологического компонента цифровой платформы указывает на необходимость комплексного подхода к организации информационной инфраструктуры. Ключевым аспектом этого подхода является создание масштабируемой и отказоустойчивой архитектуры, способной обеспечить надежное функционирование всех элементов системы.
При организации информационного взаимодействия между различными компонентами цифровой платформы, для обеспечения их бесшовной интеграции крайне важно уделить внимание обеспечению эффективного обмена данными. Достигается это путем тщательного проектирования архитектуры взаимодействия и выбора рациональных протоколов передачи данных.
Управленческие решения в рамках цифровой платформы должны обеспечивать эффективную координацию всех бизнес-процессов. Для этого следует позаботиться о разработке комплексной системы управления, охватывающей все ключевые аспекты функционирования платформы, включая операционную деятельность, финансовое планирование и стратегическое развитие.
Экономическая составляющая функционирования платформы определяет ее долгосрочную жизнеспособность и доходность для инвесторов. Для обеспечения этого необходимо провести тщательный анализ финансовых потоков и механизмов монетизации. Данный анализ должен охватывать различные аспекты финансовой деятельности, включая структуру доходов и расходов, механизмы ценообразования и политику управления денежными потоками.
Успешная реализация логистической платформы определяется слаженностью взаимодействия ее компонентов и их ориентированностью на достижение поставленных бизнес-целей. Для корректной работы платформы требуется выполнение следующих минимально необходимых условий:
- Формирование критической массы активных пользователей системы.
- Наличие развитой технологической инфраструктуры, обеспечивающей надежное функционирование всех компонентов системы.
- Внедрение эффективных механизмов управления данными и обеспечения их качества.
- Разработка гибких инструментов интеграции с внешними системами и сервисами.
- Обеспечение высокого уровня безопасности и защиты информации.
- Реализация эффективных механизмов масштабирования и адаптации к растущим потребностям пользователей.
Реализация подхода, ориентированного на постоянное совершенствование и расширение функциональных возможностей системы с учетом изменяющихся потребностей пользователей, является необходимым требованием для проектирования работоспособной и эффективной модели цифровой логистической платформы.
Ключевое преимущество цифровой логистической платформы заключается в создании взаимовыгодной среды для участников складского рынка. Платформа предоставляет автоматизированный инструмент для поиска и подбора складских помещений, минимизируя временные и ресурсные затраты, возникающие при традиционном подходе. Арендодатели получают возможность быстро находить арендаторов для простаивающих мощностей, сокращая издержки на их обслуживание и превращая убытки в дополнительные доходы. Арендаторы, в свою очередь, получают доступ к широкому выбору складских объектов, соответствующих их релевантным требованиям, гибкие условия аренды и возможности оперативно реагировать на колебания спроса. Платформа способствует рациональному использованию складских ресурсов, полноценно решает проблему нехватки вакантных площадей на рынке.
Одним из преимуществ проекта может стать его инновационный характер, обусловленный статусом первой в России цифровой платформы для складской логистики, не имеющей прямых аналогов на национальном рынке. Аналогичные решения, представленные в сегменте транспортно-логистических услуг (онлайн-сервисы «Умная логистика» и «Vezubr»), ориентированы преимущественно на комплексную автоматизацию транспортных операций и охват полного цикла товародвижения, что подчеркивает уникальность разрабатываемой платформы в складской нише [6, с. 74-75; 3, с. 108].
Ценность платформы заключается также в интеграции передовых технологий, включая цифровых двойников, обеспечивающих операционную прозрачность и мониторинг бизнес-процессов в режиме реального времени. Реализация механизмов прогнозирования спроса на складские площади и минимизации их простоев, динамичного перераспределения ресурсов, обеспечения надежности и отказоустойчивости системы, гибкого ценообразования и тарификации услуг, интеграции с внешними информационными системами и прочих механизмов формирует комплексный фундамент для эффективной работоспособности платформы. Кроме того, цифровая платформа обладает таким архитектурным преимуществом, как модульная структура, основанная на технологии распределенных реестров. Данный подход позволяет декомпозировать сложную систему цепочек поставок на функционально независимые модули, что повышает их управляемость. Для обеспечения адаптивности и соответствия потребностям пользователей, платформа будет предоставлять механизмы контролируемых модификаций отдельных модулей. Привилегированные и верифицированные пользователи смогут редактировать существующие элементы платформы и добавлять новые функциональные возможности, что обеспечит непрерывное совершенствование платформы в процессе эксплуатации.
Проведенный анализ текущей рыночной конъектуры сегмента складской недвижимости, характеризующейся значительным превышением спроса над предложением, а также дефицитом эффективных механизмов коррекции данного дисбаланса, позволяет сделать вывод о высокой вероятности нивелирования проблемы нехватки складских площадей посредством создания и внедрения предложенной цифровой логистической модели. Кроме того, высокотехнологичная платформа на основе такой модели могла бы удовлетворить потребность в более гибкой, быстрой и устойчивой складской логистике.
Список литературы
- Digital logistics platforms in the BRICS countries: Comparative analysis and development prospects / S. E. Barykin, I. V. Kapustina, E. V. Korchagina [et al.] // Sustainability. – 2021. – Vol. 13. – № 20
- Апостолов, И. Ю. Складская логистика в современных международных экономических отношениях / И. Ю. Апостолов // Логистика. – 2023. – № 9(202). – С. 44-47
- Горелова, Т. П. Цифровая трансформация логистического бизнеса / Т. П. Горелова, Т. Б. Серебровская // Современная конкуренция. – 2022. – Т. 16. – № 2(86). – С. 101-112
- Дуболазов, В. А. Инновационное развитие принципов экономики совместного потребления в логистике / В. А. Дуболазов, З. Л. Симакова, С. А. Нунес Ескивель // Тенденции развития логистики и управления цепями поставок в условиях цифровой экономики: материалы II международной научно-практической конференции, проводимой в рамках Международного форума Kazan Digital Week 2021 и посвященной 80-летию академика РАН В. П. Мешалкина, Казань, 22–23 сентября 2021 года. – Казань: Издательство Академии наук Республики Татарстан. – 2021. – С. 79-87
- Итоги 2024 | Россия | Москва | Санкт-Петербург | Складская недвижимость. [Электронный ресурс]. URL: https://nikoliers.ru/analytics/itogi-2024-rossiya-moskva-sankt-peterburg-skladskaya-nedvizhimost/ (дата обращения 13.02.2025)
- Коль, О. Д. Цифровые экосистемы как современный этап развития траспортно-логистичесокй сферы / О. Д. Коль // Логистика и управление цепями поставок: сборник научных трудов / под ред. В.В. Щербакова, Е.А. Смирновой. Том Выпуск 5 (18). – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет. – 2021. – С. 71-76
- Шакола, А. В складах хранить дорого, а в торговых центрах - неудобно. Болевые точки логистики / А. Шакола // Логистика. – 2022. – № 3(184). – С. 10-11
- Эксперты рассказали о решениях проблемы дефицита складов. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2024/05/30/eksperty-rasskazali-o-resheniiah-problemy-deficita-skladov.html (дата обращения 15.12.2024)