Формирование органов прокуратуры берет свое начало еще в XIV веке, первая прокуратура была создана во Франции и выполняла функции по надзору за жизнью общества и государства. Со временем, во Франции был впервые создан Закон об организации деятельности органов прокуратуры Франции 1586 г. и Ордонанса 1670 г., которые определили правовое положение прокуратуры, а также, закрепили полномочия, которыми обладал указанный орган в то время. Система органов прокуратуры получила широкое распространение по всему миру и в дальнейшем была заимствована в других странах мира [2, с. 144].
За столь длительный период своего существования институт прокуратуры прошел ряд существенных изменений, которые привели его к статусу органа надзора за законностью и уголовного преследования лиц, совершивших преступление. В настоящее время в мире не существует единого стандарта организации деятельности и структуры органов прокуратуры, в связи с чем, в правовой доктрине выработан подход к классификации института прокуратуры. Ученые выделяют континентальную и англо-американскую модели прокуратуры. К континентальной относятся все страны Европы, Латинской Америки и некоторые страны Азии. К англо-американской модели относятся Великобритания, США, Канада, Австралия и др. В зависимости от способа формирования органов прокуратуры в зарубежных странах, существуют:
1) прокуратуры, которые сформированы в качестве отдельной системы (Китай, Вьетнам, Куба);
2) прокуратуры, включенные в состав судейского корпуса (Испания, Болгария, Латвия);
3) прокуратуры, входящие в состав Министерства юстиции (Франция, Израиль и др.);
4) прокуратуры, не являющиеся специализированным органом.
Одним из примеров может являться прокуратура во Франции, в которой прокурор имеет широкий спектр полномочий при участии в гражданском процессе, что в полной мере отсутствует у прокурора в Российской Федерации. Также, наблюдается необходимость наделения прокурора полномочиями по возбуждению уголовного дела, так как указанный институт применяется в зарубежных странах и является неотъемлемой функцией прокурора при осуществлении своей деятельности [3, с. 13].
Таким образом, правовое положение органов прокуратуры в зарубежных странах значительно отличается. В одних странах прокуратура не является самостоятельно действующим органом, а включена в состав судебной системы или Министерства юстиции. В других же странах, прокуратура является самостоятельно действующим органом и, помимо участия в уголовном процессе, обладает полномочиями по надзору за многообразными сферами жизни общества и государства.
Список литературы
- Гаевой А.И. К Вопросу о месте, роли и функциях прокуратуры в России: современный взгляд на существующие проблемы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2024. - № 2. - С.70-73
- Васильев С.С. Регламентация правотворческой деятельности органов прокуратуры в правовой системе России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2024. - № 8-1 (95). - С. 144-147
- Упоров И.В. Правоохранительные органы: доктринальное толкование и проблема систематизации в правовых актах // Право и практика. - 2024. - № 2. - С. 13-18
- Каланов И.А., Нарядчиков В.Н. Проблемы организации системы судебной власти в Российской Федерации // Огарёв-Online. –