ПРОФЕССИЯ КЕРАМИСТ В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРОФЕССИЯ КЕРАМИСТ В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 22 (223), Июнь ‘25

Поделиться

Статья посвящена трансформации профессии керамиста в условиях цифровизации. Рассматривается, как современные технологии — 3D-моделирование, ЧПУ-станки, цифровая печать и автоматизированные печи — дополняют традиционные методы ручной лепки и росписи. Отмечены преимущества цифровых инструментов: ускорение производства, новые возможности дизайна и глобальный сбыт через онлайн-платформы. Поднимаются проблемы, такие как конкуренция с массовым производством и риск утраты традиционного мастерства.

Как показывают исследования последних лет, современные керамисты успешно совмещают ручные техники прошлого с новыми цифровыми инструментами. Например, многие мастера теперь используют 3D-моделирование на этапе проектирования, сохраняя при этом традиционные методы обжига. Традиционные методы создания керамических изделий, такие как ручная лепка, обжиг в дровяных печах и роспись, остаются основой мастерства [1, c. 45]. Однако с развитием цифровых технологий появились новые инструменты и возможности, такие как, 3D-принтеры и цифровая печать.

Современные программы для 3D-моделирования дают керамистам новые возможности. С их помощью можно:

  • создавать сложные формы, которые трудно сделать вручную
  • точно воспроизводить элементы ручной росписи
  • быстро проверять различные варианты дизайна.

Это открывает новые возможности для керамического искусства, но также ставит перед мастерами вызовы, такие как сохранение ценности ручного труда и баланс между традициями и новыми технологиями.

Будущее керамики зависит от способности мастеров сочетать навыки ремесленника с компетенциями цифрового художника. Важно помнить, что керамика остаётся искусством, основанным на использовании природных материалов и высоких температур. Традиционные методы работы гончара остаются неотъемлемой частью этого процесса, но цифровая эпоха открывает новые перспективы для развития и самовыражения в керамическом искусстве.

В результате прогресса в области технологий трехмерного моделирования, включая специализированные программные комплексы, такие как Blender, Rhino и ZBrush, квалифицированные специалисты в сфере художественной керамики получили возможность создавать сложные геометрические формы, которые ранее было трудно или невозможно воплотить вручную.

Технология аддитивного производства керамических изделий методом 3D-печати позволяет оперативно изготавливать прототипы, проводить эксперименты с дизайнерскими решениями и минимизировать потенциальные ошибки на этапе проектирования [2, c. 45].

Для выполнения высокоточной обработки керамических материалов и придания им заданных геометрических форм применяются фрезерные станки с числовым программным управлением (ЧПУ). Использование такого оборудования значительно повышает эффективность производственных процессов, особенно в условиях крупносерийного производства . Однако для обеспечения оптимальной эксплуатации фрезерных станков с ЧПУ необходимо обладать знаниями и навыками работы с соответствующими специализированными программными инструментами [3, с. 56].

Технологии цифровой печати на керамических материалах, использующие ультрафиолетовое излучение, открывают широкие перспективы для создания сложных и детализированных изображений. Это делает их востребованными в сфере интерьерного дизайна и производства сувенирной продукции.

В настоящее время печи с цифровым управлением обеспечивают возможность поддержания заданных температурных режимов с высокой точностью, что снижает вероятность возникновения дефектов. Благодаря интеграции датчиков и специализированного программного обеспечения, процесс обжигового цикла может быть контролируем в режиме реального времени, что особенно важно при работе с многокомпонентными глазурями.

Внедрение автоматизированных систем в производство позволяет существенно сократить время изготовления продукции по сравнению с традиционными методами ручного труда. В прошлом создание сложных форм требовало много времени и усилий. Необходимо было долго лепить, сушить и проводить множество пробных обжигов. Сегодня же цифровые технологии и автоматизация производства позволяют минимизировать риск ошибок и значительно ускорить процесс производства. Это особенно важно для небольших предприятий, которые стремятся увеличить свои мощности, не теряя при этом в качестве продукции.

Одним из значимых преимуществ является доступ к глобальным и российским рынкам сбыта. В отличие от предыдущих периодов, когда мастера керамического искусства были ограничены локальными выставками и галереями, современные цифровые платформы, такие как Ozon и Wildberries, а также специализированные маркетплейсы для дизайнеров, предоставляют широкие возможности для демонстрации продукции широкой аудитории.

Кроме того, российские социальные сети, включая ВКонтакте, Одноклассники и Telegram, способствуют расширению охвата покупателей.

Хотя использование цифровых технологий в производстве имеет множество плюсов, этот процесс связан с рядом серьёзных трудностей, которые влияют как на отдельных специалистов, так и на отрасль в целом.

Изделия, сделанные вручную, часто оказываются в 2-3 раза дороже аналогичной продукции массового выпуска,  что снижает их конкурентоспособность на рынке. Предприятия, оснащённые современным высокотехнологичным оборудованием, могут производить большие партии керамической продукции по более низким ценам. Это создаёт серьёзное давление на мастеров, которые работают вручную или производят небольшие партии товаров.

Потребители, которые в первую очередь обращают внимание на цену, часто выбирают продукцию массового производства, что снижает ценность уникального ручного труда. Особенно сложная ситуация наблюдается в сегменте утилитарной керамики (посуда, плитка), где конкуренция по цене особенно высока. В результате многие высококвалифицированные керамисты вынуждены либо снижать цены до неприемлемого уровня, либо искать специализированные ниши на рынке.

Постепенная утрата традиционных ремесленных умений вызывает беспокойство. В эпоху, когда молодые специалисты всё чаще используют цифровые технологии, традиционные методы лепки, росписи и уникальные местные техники работы с глиной могут быть безвозвратно потеряны вместе с мастерами, которые их хранили. 

Уже сейчас мы видим упрощение или даже исчезновение сложных техник, таких как тонкая ручная роспись, особые способы формования и редкие виды глазури, которые передавались из поколения в поколение. Эта проблема усугубляется тем, что современное образование в области керамики всё больше сосредоточено на цифровых технологиях, оставляя в тени базовые навыки ручного труда.

В отличие от традиционного керамического производства, которое использует глину, воду и древесное топливо для обжига, цифровые технологии требуют значительных энергозатрат на всех этапах производственного процесса. Это включает в себя работу оборудования, производство электронных компонентов и их последующую утилизацию.

Оборудование, такое как 3D-принтеры, станки с числовым программным управлением (ЧПУ) и компьютеры для проектирования, работает круглосуточно, что увеличивает углеродный след производственных мастерских [5, c. 90].

Особое внимание необходимо уделять утилизации электронных отходов, содержащих токсичные компоненты, такие как тяжёлые металлы и другие вредные вещества. Эти отходы требуют специальной переработки, что создаёт дополнительные экологические проблемы.

Кроме того, широкое использование пластиковых вспомогательных материалов в цифровых технологиях усугубляет негативное воздействие на окружающую среду, приводя к увеличению объёмов пластиковых отходов и, как следствие, к загрязнению природных ресурсов.

Дальнейшее развитие керамики требует разумного сочетания старых и новых методов. Важно сохранить традиционные навыки работы с глиной, одновременно осваивая цифровые технологии, которые помогают ускорить и упростить некоторые процессы. [4, c. 378]. Для этого необходимо поддерживать образовательные программы, которые объединяют глубокое изучение ручных техник с освоением цифровых технологий. Только так керамическое искусство сможет оставаться актуальным, сохраняя свою уникальность в условиях стремительно меняющегося мира.

Список литературы

  1. Бурдейный, М. А. Искусство керамики / М. А. Бурдейный. — Москва: Профиздат, 2009. — 104 с.
  2. Горохова, Е. В. Композиция в керамике: пособие / Е. В. Горохова. — Минск: Вышэйшая школа, 2009. — 96 с. — Текст: электронный. — (Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн»)
  3. Пастухова, С. Ю. Материаловедение и технология изготовления художественных керамических изделий: учебно-методическое пособие для студентов 1–2 курсов / сост. С. Ю. Пастухова. — Берлин: Директ-Медиа, 2016. — 123 с.: табл., ил. — Текст: электронный. — (Электронно-библиотечная система)
  4. Ткаченко, А. В. Художественная керамика: учебное пособие для вузов / А. В. Ткаченко, Л. А. Ткаченко. — 2-е изд. — Москва: Юрайт, 2025. — 175 с.
  5. Федотов, Г. Я. Глина и керамика / Г. Я. Федотов. — Москва: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 160 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее