Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) – это группа заболеваний, поражающих сердце и кровеносные сосуды. В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа молодых людей, страдающих от различных форм ССЗ, что делает актуальным вопрос организации занятий по физической культуре для студентов с такими особенностями здоровья. Правильно организованные занятия могут не только улучшить общее состояние здоровья, но и снизить риск прогрессирования заболевания, повысить качество жизни и адаптацию к физическим нагрузкам. Однако, неправильный подход может привести к ухудшению состояния и даже к серьезным осложнениям. Сердечно-сосудистые заболевания являются основной причиной смерти во всем мире. Сердечно-сосудистые заболевания по-прежнему являются первой статистически причиной смерти в России [2].
Данная статья посвящена особенностям проведения занятий по физической культуре со студентами, имеющими сердечно-сосудистые заболевания. Мы рассмотрим ключевые аспекты, которые необходимо учитывать при планировании и проведении занятий, включая медицинские показания и противопоказания, методы контроля за состоянием здоровья, особенности выбора упражнений и дозировки нагрузки, а также психологические аспекты работы с данной категорией студентов. Прежде чем приступить к планированию занятий, необходимо четко понимать, с какими конкретно заболеваниями мы имеем дело. Среди студентов наиболее часто встречаются следующие формы ССЗ:
Артериальная гипертензия (гипертония): Повышенное артериальное давление, которое может привести к серьезным осложнениям, таким как инсульт и инфаркт.
Ишемическая болезнь сердца (ИБС): Состояние, при котором кровоснабжение сердечной мышцы ограничено, что может вызывать стенокардию (боль в груди) и другие симптомы. В нашей стране ишемическая болезнь сердца является наиболее распространенной причиной обращения взрослых в медицинские учреждения среди всех сердечно сосудистых заболеваний [1, с. 65].
Нарушения сердечного ритма (аритмии): Нерегулярное сердцебиение, которое может быть как безобидным, так и опасным для жизни.
Врожденные пороки сердца: Аномалии в структуре сердца, которые присутствуют с рождения.
Пролапс митрального клапана (ПМК): Состояние, при котором митральный клапан (между левым предсердием и левым желудочком) не закрывается должным образом.
Вегето-сосудистая дистония (ВСД): Нарушение регуляции тонуса сосудов, которое может проявляться различными симптомами, такими как головокружение, слабость, учащенное сердцебиение.
Возникновению сердечно-сосудистых заболеваний способствуют нервные перегрузки, пониженная физическая активность (гиподинамия), вредные привычки (алкоголь, курение и т. д.), лишний вес. Основными симптомами заболеваний сердечно-сосудистой системы являются боли в сердце, одышка, тахикардия, аритмия [3].
Важно понимать, что каждая из этих форм ССЗ имеет свои особенности и требует индивидуального подхода к планированию занятий. Необходимо учитывать степень тяжести заболевания, наличие сопутствующих заболеваний, а также индивидуальные особенности организма студента.
Ключевым этапом перед началом занятий является получение медицинского допуска от врача-кардиолога или терапевта. Врач должен оценить состояние здоровья студента, определить степень риска и дать рекомендации по допустимому уровню физической нагрузки.
Во время занятий физической культурой со студентами, имеющими ССЗ, необходимо осуществлять постоянный контроль за их состоянием здоровья. Это позволяет своевременно выявлять признаки ухудшения состояния и предотвращать развитие осложнений. Основные методы контроля включают:
Измерение артериального давления (АД): АД следует измерять до, во время и после занятий. Важно следить за тем, чтобы АД не превышало допустимые значения, установленные врачом.
Оценка частоты сердечных сокращений (ЧСС): ЧСС является важным показателем интенсивности нагрузки. Необходимо контролировать, чтобы ЧСС не превышала максимальную допустимую ЧСС, рассчитанную индивидуально для каждого студента. Для расчета можно использовать формулу: 220 - возраст. Однако, более точные значения должны быть определены врачом на основе результатов нагрузочных тестов.
Визуальное наблюдение: Преподаватель должен внимательно наблюдать за внешним видом студентов, обращая внимание на цвет кожи, наличие одышки, потливости, координацию движений.
При появлении любых признаков ухудшения состояния необходимо немедленно прекратить занятие и оказать первую помощь. Важно, чтобы преподаватель был обучен навыкам оказания первой помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях.
При выборе упражнений и дозировки нагрузки необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого студента, форму и степень тяжести заболевания, а также рекомендации врача.
Работа со студентами, имеющими ССЗ, требует не только медицинских знаний, но и понимания психологических особенностей данной категории. Многие студенты испытывают тревогу и страх перед физическими нагрузками, опасаясь ухудшения своего состояния. Важно создать доверительную атмосферу на занятиях, поддерживать студентов и мотивировать их к регулярным занятиям.
Для студентов, имеющих ССЗ, рекомендуется организация занятий в специальных медицинских группах. Это позволяет обеспечить более индивидуальный подход к каждому студенту, учитывать особенности его заболевания и контролировать его состояние здоровья во время занятий.
Основными задачами лечебной физкультуры для профилактики и лечения являются:
- активизация обмена веществ;
- улучшение нервной и эндокринной регуляции обменных процессов;
- повышение функциональных возможностей сердечно сосудистой и других систем организма [4].
Организация занятий по физической культуре со студентами, имеющими сердечно-сосудистые заболевания, требует особого внимания и индивидуального подхода. Правильно организованные занятия могут значительно улучшить состояние здоровья студентов, повысить их качество жизни и адаптацию к физическим нагрузкам.
Важно помнить, что безопасность студентов является приоритетом. Необходимо строго соблюдать медицинские показания и противопоказания, контролировать состояние здоровья во время занятий и дозировать нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями каждого студента. Только при соблюдении всех этих условий занятия физической культурой могут принести пользу студентам, имеющим сердечно-сосудистые заболевания, и помочь им вести полноценную жизнь.
Список литературы
- Деминская Л. А. Оздоровительная физическая культура в процессе сохранения и восстановления здоровья современного человека // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2014. – №61. – С. 64-78
- Зайцева Т. В., Феськова Е. В. Особенности проведения занятий по физической культуре для людей, имеющих сердечно-сосудистые заболевания // Вестник науки. 2020. №3 (24). – 5 с.
- Михайлова, С. Н. Особенности проведения занятий по физической культуре со студентами, имеющими сердечно-сосудистые заболевания / С. Н. Михайлова, М. С. Карлыбаев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). С. 639-642
- Шлык Н. И. Лечебная физическая культура при заболеваниях сердечно сосудистой системы: учебно-методическое пособие / Н. И. Шлык. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2014. - 115 с.