Сложности, возникающие при применении административной ответственности к юридическим лицам, сегодня, требуют разработки эффективных стратегий с целью их преодоления, основанных на строгом соблюдении действующего законодательства.
КоАП располагает рядом общих положений, которыми руководствуются представители судебной власти и должностные лица при назначении наказаний юридическим лицам на основании КоАП РФ. При определении административной ответственности, в соответствии с КоАП РФ, необходимо взять во внимание положения Особенной части КоАП РФ и законодательство субъектов РФ, что вытекает из п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ и ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ.
Компетентность страны проявляется в установлении общих принципов законодательства по административным преступлениям, список типов наказаний, правила их заявления и процедура реализации решений, объясняется существующими юридическими нормами. Цель административного наказания (привлечения к административной ответственности) состоит в том, чтобы предотвратить неправильное использование административного наказания путем корректировки его таким образом, чтобы эти мероприятия не привели к злоупотреблению властью. В настоящее время, четыре важных вопроса, касающиеся административной подотчетности юридических организаций, могут быть определены как значительные в области юридических лиц [1].
Значительной проблемой является величина административных штрафов, к которым следует обращаться с двух точек зрения. Внедрение существенных штрафов государством может привести к значительным вопросам для законных органов, что приведет к прекращению деятельности части юридических лиц, особенно это может коснутся небольших предприятий, действующих в социальных и образовательных сферах. Несмотря на то, что судьи и чиновники имеют право назначать минимальный уровень штрафа, здесь также существуют ограничения, такие как - минимальный штраф для юридического лица, не может быть менее ста тысяч рублей.
Для предотвращения превышения этого порога статья 4.1 КоАП РФ устанавливает, что при назначении наказания, размер штрафа не может быть менее половины минимального размера, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ. С другой стороны, размер штрафа иногда не соответствует целям наказания и не гарантирует предотвращение повторных нарушений.
Вторая проблема заключается в отсутствии закрепленного в КоАП РФ понятия «малозначительности деяния». Этот институт ориентирован на правоприменительную оценку и не может служить средством ограничения минимальных штрафов. Признание правонарушения малозначительным позволяет избежать ответственности, что может привести к безнаказанности и нарушению принципа неотвратимости наказания. Примером может служить практика арбитражных судов, освобождающих юридических лиц от ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
Третья проблема касается определения длящегося административного правонарушения. Четкое понимание этого понятия необходимо для правильной квалификации таких правонарушений и определения начала течения срока давности. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ в значительной степени систематизировали подход к квалификации длящихся правонарушений. Началом длящегося правонарушения считается совершение действия (бездействия), а концом – действия виновного, направленные на прекращение нарушения, или наступление событий, препятствующих его совершению.
Четвертая проблема связана с законным представительством юридического лица. Законный представитель защищает права и интересы организации в производстве по делу об административном правонарушении. Зачастую организация отрицает свою ответственность, ссылаясь на трудовой договор с работником, совершившим правонарушение, что является ошибочным. Трудовой договор является связующим звеном между организацией и работником. В небольших организациях участие руководителя в производстве по делу не затруднено, однако в крупных организациях это не всегда возможно, что усложняет соблюдение порядка составления протокола [2].
Для преодоления указанных сложностей необходимо совершенствование законодательства и правоприменительной практики. В частности, предлагается пересмотреть размеры административных штрафов, предусмотрев дифференциацию в зависимости от масштаба бизнеса и характера совершенного правонарушения. Возможно введение системы штрафных баллов или иных мер, учитывающих предыдущую историю правонарушений юридического лица.
Важным шагом является законодательное закрепление понятия малозначительности деяния в КоАП РФ с четкими критериями и условиями его применения. Это позволит избежать формального подхода к привлечению к ответственности и учитывать конкретные обстоятельства каждого дела. Следует разработать методические рекомендации для правоприменителей, определяющие порядок оценки малозначительности правонарушения и принятия решения об освобождении от ответственности.
Для однозначной квалификации длящихся административных правонарушений и определения начала течения срока давности необходимо закрепить в КоАП РФ определение понятия "длящееся административное правонарушение", а также конкретизировать действия или события, свидетельствующие о его прекращении. Это позволит избежать разночтений и обеспечит единообразное применение законодательства.
В целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов юридических лиц в производстве по делам об административных правонарушениях следует расширить перечень лиц, имеющих право представлять интересы организации, помимо руководителя. Возможно введение института уполномоченных представителей, обладающих необходимыми знаниями и квалификацией для участия в административном процессе.
Необходимо также уделить внимание вопросам доказывания по делам об административных правонарушениях. Следует установить четкие требования к допустимости и достаточности доказательств, исключив возможность использования недостоверных или полученных с нарушением закона сведений. Важно законодательно закрепить право юридических лиц на представление доказательств своей невиновности и на участие в исследовании доказательств, представленных административным органом.
Для повышения прозрачности и предсказуемости административной практики целесообразно создание открытых реестров административных правонарушений, содержащих информацию о совершенных правонарушениях, примененных мерах ответственности и судебных решениях. Это позволит юридическим лицам анализировать практику привлечения к ответственности, выявлять типичные ошибки и избегать их в своей деятельности.
В целях стимулирования добровольного устранения нарушений и снижения административной нагрузки на предпринимательское дело, возможно введение института предупреждения как альтернативы административному штрафу. Предупреждение может быть применено в случае совершения правонарушения впервые, при отсутствии серьезных последствий и при условии добровольного устранения нарушений в установленный срок.
Реализация предложенных мер позволит создать более справедливую, прозрачную и эффективную систему административной ответственности юридических лиц, способствующую снижению административной нагрузки на бизнес, стимулированию добросовестного поведения и повышению правовой культуры предпринимателей.
Список литературы
- Великородная Л. И. Государственная регистрация юридических лиц: от создания до ликвидации / Л.И. Великородная. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2021. С. 101-103
- Панов А. Б. Административная ответственность юридических лиц / А.Б. Панов. - М.: Норма, 2022. С. 56-58