ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ ПО ДОГОВОРУ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ ПО ДОГОВОРУ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

6

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 36 (38), ноябрь ‘21

Дата публикации 03.11.2021

Поделиться

Договор розничной купли-продажи - один из наиболее распространенных на сегодня видов договоров. Правовое регулирование его напрямую зависит от современных рыночных тенденций, оно тесно связано со стремительно меняющимися условиями жизни общества и нуждается в постоянном контроле и пересмотре. С 1 января 2021 года на территории Российской Федерации действуют новые Правила розничной торговли , установленные законодателем. Стороны договора розничной купли-продажи получили не только новые преференции, но и некоторые новые ограничения.

Договор розничной купли-продажи - один из наиболее распространенных на сегодня видов договоров. Правовое регулирование его напрямую зависит от современных рыночных тенденций, оно тесно связано со стремительно меняющимися условиями жизни общества и нуждается в постоянном контроле и пересмотре. Нормативно-правовые акты, регулирующие данное правовое поле призваны прогнозировать, регулировать и укреплять правовые стандарты государства в данной сфере, а также контролировать соблюдение прав и обязанностей обеих сторон договора и соблюдения законности в целом.

Учитывая изложенные обстоятельства, представляется целесообразным изучить особенности договора розничной купли-продажи.

Рассматривая и обобщая арбитражную практику в связи с заключением, исполнением и расторжением договора розничной купли-продажи, применение закона о защите прав потребителей имеет первостепенное значение.

С 1 января 2021 года на территории Российской Федерации действуют новые Правила розничной торговли, установленные законодателем. Стороны договора розничной купли-продажи получили не только новые преференции, но и некоторые новые ограничения. Давайте рассмотрим ключевые новеллы, установленные последними правилами для крупнейших сфер торговли.

Правительство РФ Постановлением от 31 декабря 2020 года № 2463, которое вступило в силу 1 января 2021 года (и будет действовать до 1 января 2027 года), ввело правила реализации товаров в розничной торговле, которые являются обязательными для использования в том или ином виде всеми субъектами хозяйствования в сфере розничной торговли - как индивидуальными предпринимателями, так и юридическими лицами.

Правила распространяются как на розничную торговлю продуктами питания, так и на продажу непродовольственных товаров.

После вступления в силу Постановления № 2463, был отменен ряд ранее действовавших нормативных актов, которые отдельно регулировали деятельность хозяйствующих субъектов в различных сферах торговли – больше не применяются правила, регулирующие некоторые виды стационарной розничной торговли, продажу товаров по образцам и дистанционным способом, комиссионную торговлю.

Постановление Правительства № 2463 — это единый правовой акт, распространяющийся на все ключевые сферы розничной торговли, состоящий из трех частей, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и перечня изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации. При этом стандарты, содержащиеся в нем, можно условно разделить на две категории - общие для всех сфер розничной торговли и специальные - для отдельных сегментов коммерции.

Вообще следует отметить, что новые правила розничной торговли не несут каких-либо глобальных изменений в эту сферу, хотя в некоторой степени все же меняют правила, особенно те, что ранее действовали, а позже были отменены.

Универсальные межотраслевые стандарты постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020г. № 2463 включают и те, которые устанавливают новые преференции для потребителя товаров. К примеру, пунктом 2 Правил теперь официально разрешено фотографирование товара, а значит и фиксация нарушений в деятельности торговой точки теперь может осуществляться беспрепятственно. Также покупатель, согласно Правилам, вправе рассчитывать на наличие подробных ценников и исправных средств измерений в торговых точках, в том числе и контрольных измерительных приборов. Продажа товаров в обязательном порядке должна осуществляться с применением контрольно-кассовой техники. В случае допродажной расфасовки товара, плата за тару взиматься не должна и на товаре должна быть размещена информация о наименовании, весе, цене, дате фасовке и сроке годности. Товары, требующие сертификации, в обязательном порядке должны иметь сопроводительные документы.

Новые Правила продажи товаров дают некоторые послабления и продавцам. Согласно им, продавец теперь имеет право не предоставлять по требованию покупателя книгу жалоб и предложений, а также товарно-сопроводительную документацию (кроме сферы общепита), не осуществлять бесплатную погрузку крупногабаритных грузов на автомобиль покупателя (без доставки), не обменивать исправные технически сложные товары с гарантией более одного года, предоставлять кассовые и товарные чеки не только в бумажном виде, но и с использованием электронных и иных технических средств и некоторые другие.

Заслуживает внимания важное нововведение, касающееся обязательств продавца, которые могут возникнуть на основании пункта 23 новых Правил торговли. В данном пункте говорится, что расходы по возврату товара ненадлежащего качества несет продавец, а в других случаях (например, при возврате товара должного качества) решение о распределении затрат прописывается в оферте. Таким образом, продавец по своему усмотрению может «прописать» обязанность нести соответствующие расходы. Но, это может быть связано, разве что, с политикой лояльности к клиентам. 

Согласно п.5 Правил, теперь продавец обязан направлять покупателю ответ на заявленные в претензии требования. Только вот срок направления ответа не уточнен.

Также в Правилах оговорено, что если в кассовом чеке не содержится индивидуализирующих товар признаков, то по просьбе покупателя продавец должен в дополнение выдать товарный чек, содержащий их. Таким образом, если данные признаки прописаны в кассовом чеке, то необходимость в чеке товарном отпадает в принципе.

В отношении интернет-магазинов внесены некоторые новшества и уточнения. Теперь интернет-магазин обязан сразу после получения от покупателя намерения заключить договор розничной купли-продажи предоставить ему подтверждение заключения данного договора, содержащее в себе номер заказа или иной способ его идентификации.

 При доставке товара из интернет-магазина, по новым правилам, не требуется подтверждение личности покупателя, а лишь информация о номере заказа, то есть получить заказ теперь может любой член семьи или доверенное лицо покупателя, при наличии лишь данной информации, но это правило может быть изменено договором. Также договором могут быть установлены ситуации, при которых покупатель освобождается от оплаты доставки продавцу товара надлежащего качества. Товары же ненадлежащего качества возвращаются всегда за счет продавца.

Ужесточены правила продажи с использованием автоматов. Теперь продавец обязан разместить в доступном потребителю месте полную информацию о себе – ОГРН, место нахождения, адрес, режим работы, номер телефона и адрес электронной почты; инструкцию по пользованию автоматом и порядок возврата уплаченной суммы, в случае, если товар не был предоставлен.

Не обошли стороной Правила продажи и автозаправочные станции. Теперь потребитель при желании уточнить происхождение топлива и его производителя, а также наименование и адрес нефтебазы, с которой происходила отгрузка и даже дату отгрузки, вправе требовать заверенную собственником или лицом, эксплуатирующим АЗС копию паспорта качества, об этом гласит глава 71 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи.

Контроль за соблюдением новых правил торговли, в том числе всех вышеизложенных положений, возложен на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Рассмотренные принципы, как мы уже знаем, пришли на смену сразу нескольким нормативным актам, регулирующим правоотношения в различных сферах розничной торговли. Применение санкций в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях в период действия этих положений зависело от характера нарушения правила, предусмотренного конкретным источником стандартов.

Итак, новые правила торговли, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020г. № 2463, применяются практически ко всем ключевым сегментам розничной торговли – продовольственным и непродовольственным, интернет-магазинам, разносной и автоматизированной   торговле. Данный нормативный акт заменил одновременно несколько ранее изданных постановлений правительства, регулирующих правоотношения в каждой из указанных сфер розничной торговли.

Пусть незначительные, но изменения коснулись практически каждого сегмента розничной торговли, притом и продавец, и покупатель получили как преференции, так и новые обязательства. Продиктованы эти нововведения практикой применения правил, действующих ранее, до публикации данного Постановления, и призваны сократить количество конфликтных ситуаций между продавцом и конечным потребителем, снизить количество жалоб потребителей на недобросовестное поведение продавцов и дать возможность продавцу самостоятельно выстроить гибкую систему лояльности для привлечения покупателей.

 

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017) Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 01.05.2017) «О защите прав потребителей» 3. Постановление Правительства РФ от 23.12.2015 N 1406 «О внесении изменения в Правила продажи отдельных видов товаров»: офиц. текст// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015. — N 52 (часть I). Ст. – 7628.
  3. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 «Об утверждении правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации»
  4. Постановление Правительства РФ от 23.12.2015 N 1406 «О внесении изменения в Правила продажи отдельных видов товаров»: офиц. текст// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015. — N 52 (часть I). Ст. – 7628.
  5. Абдурахманов, Р.Р. Защита прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества // NovaUm.Ru. 2017. № 6. С. 202-204.
  6. Бандурин Р.А. Защита прав потребителей: правовой и товароведческий аспекты / Экономика. Социология. Право. 2017. № 4 (8). С. 9-14.
  7. Величко А.С., Шамаров В.М. Защита прав потребителей: некоторые проблемы теории и практики // Вестник Екатерининского института. 2017. № 1 (37). С. 108-112.
  8. Дудченко А.В., Колкарева И.Н. Проблемные вопросы применения закона РФ «О защите прав потребителей» // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 14. С. 546-550.
  9. Казиева А.М., Джиоева Л.Г. Актуальные проблемы защиты прав потребителей // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 10. С. 20-25.
  10. Конах, С.А. Гражданско – правовая защита прав потребителей в обязательствах розничной купли – продажи // In Situ. 2017. № 3. С. 17.
  11. Кондратенко Н.А. Спорная судебная практика применения норм закона «О защите прав потребителей» / Отечественная юриспруденция. 2017. № 7 (21). С. 12-18.
  12. Ломакина И. Г. Защита прав потребителей: учеб. пособие / И. Г. Ломакина, С. В. Матиящук; РАНХиГС, Сиб. ин-т упр. — 2-е изд., перераб. и доп. — Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015. — 180 с.
  13. Левошин С.В. Проблемы защиты прав потребителей / С.В. Левошин// Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. — №23. – С. 255.
  14. Маслова А.В. Предприниматель и потребитель: две стороны одной медали. -М. Российская газета, 2015. — 144 с.
  15. Овезов Г.Т. Общая характеристика форм и способов защиты прав потребителей // Вопросы науки и образования. 2017. № 7 (8). С. 74-75.
  16. Овчинникова Е.А., Головина Д.В. Право потребителя. Закон «О защите прав потребителей» // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 8 (16). С. 398-402.
  17. Савченко Е.Я. Право потребителя на информацию в свете закона РФ «О защите прав потребителей» / Е.Я. Савченко// Правопорядок: история, теория, практика. – 2013. – №1(1). – С.57.
  18. Фишер С.И. Защита прав потребителей в суде // Гуманитарный вестник Военной академии ракетных войск стратегического назначения. 2017. № 1 (5). С. 134-141.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее