ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Просмотры

41

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 21 (222), Май ‘25

Поделиться

В данной статье рассматриваются влияние самостоятельных занятий физической культурой в домашних условиях на общую физическую подготовку студентов технических университетов, а также динамика в количественных показателях выполнения определенных упражнений.

Введение

Современный мир, несмотря на все технологические достижения, создал новые проблемы для здоровья человека. Автоматизация и цифровизация привели к резкому снижению физической активности, а постоянный стресс и высокие нагрузки способствуют развитию многих болезней.

 

В нынешних условиях жизни физическая культура становится важнейшим инструментом поддержания здоровья и работоспособности. Регулярная активность помогает компенсировать негативное влияние современного образа жизни и сохранить ее качество.

 

Комплексный анализ влияния занятий физической культурой на человека

Занятия физической культурой оказывают множество положительных эффектов на организм человека и важны для общего здоровья. Преимущества регулярных занятий спортом следующие:

 

1. Улучшение физического здоровья;

2. Повышение выносливости и работоспособности;

3. Улучшение физических качеств;

4. Поддержание сбалансированного уровня всех компонентов состава тела.

5. Улучшение психического здоровья;

6. Улучшение качества сна.

 

Таким образом, регулярные занятия физической культурой позволяют добиться улучшения общего физического и психического состояния, делая человека более здоровым, выносливым и сильным.

 

Методика организации занятий физической культурой в домашних условиях

1. Целеполагание

  • Четкое определение индивидуальных целей (повышение выносливости, развитие силы, коррекция веса и т. д.)
  • Установление измеримых показателей для контроля прогресса

2. Разработка программы

Подбор упражнений с учетом:

  • доступного оборудования
  • уровня физической подготовки
  • временных возможностей

Оптимальное сочетание:

  • аэробных нагрузок
  • силовых упражнений
  • упражнений на гибкость

3. Оптимизация пространства

Требования к тренировочной зоне:

  • минимальная площадь 2х2 м
  • безопасная поверхность
  • хорошее освещение и вентиляция

4. Структура занятия

Разминка (7–10 мин);

Основная часть (25–35 мин):

  • чередование различных групп упражнений
  • постепенное увеличение нагрузки
  • Заминка (5–7 мин): растяжка, дыхательные упражнения

5. Контроль эффективности

  • Ведение дневника тренировок (самоконтроль)
  • Регулярные тестирования физических показателей
  • Коррекция программы по мере необходимости

Составление программы занятий физической культурой в домашних условиях

Исследование было проведено во время самоизоляции группы (n = 20) студентов, подверженных заболеванию и впоследствии отправленных на карантин (временную самоизоляцию). Комплекс упражнений выполнялся в течение 16 (шестнадцати) недель. Предложенная методика состоит из 5 (пяти) основных упражнений, 3 (три) из которых входят в перечень испытаний ГТО.

 

1. Прыжок в длину с места

Прыжок в длину — дисциплина легкоатлетической программы, входящая в перечень испытаний ГТО.

Техника прыжка в длину с места делится на:

 

— подготовку к отталкиванию;

— отталкивание;

— полет;

— приземление.

 

Правильная техника, а также физическая подготовленность студента являются основополагающими критериями для успешной сдачи данного норматива.

 

2. Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на скамье

Упражнение, также входящее в перечень испытаний ГТО.

 

Исходное положение: стоя на гимнастической скамье, ноги выпрямлены в коленях, ступни ног расположены параллельно на ширине 10–15 см.

 

Техника выполнения:

  1. По команде судьи участник выполняет два предварительных наклона, скользя пальцами рук по линейке измерения, которая прикреплена к скамье на высоте 30–40 см от верхнего края скамьи.
  2. При третьем наклоне участник максимально сгибается и фиксирует результат в течение 2 секунд.
  3. В случае потери равновесия при выполнении испытания допускается повторное выполнение.

3. Отжимания (сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу)

Встать на колени, поставить руки на ширину плеч. Перенести вес тела на ладони и колени, выпрямить спину, слегка подтянуть живот. Медленно согнуть локти, опуская корпус до уровня, когда грудь находится на одной линии с локтями. Сохранять прямую линию от головы до колен. Плавно вернуться в исходное положение, контролируя движение.

 

4. Приседания

Принять исходное положение: ноги шире плеч, носки и колени развёрнуты наружу. Медленно сгибать колени, опуская таз до параллели бёдер с полом. Спину держать прямой, вес тела сместить на пятки. Зафиксировать нижнюю точку на 1–2 секунды. Плавно вернуться в исходное положение, выдыхая на подъёме.

 

Примечание:
— Колени не выходят за линию носков;
— Грудь приподнята, поясница не округляется;
— Допустимо уменьшить амплитуду при дискомфорте.

 

5. Планка

Тело располагается параллельно полу, опираясь на предплечья и носки. Локти согнуты под прямым углом и находятся строго под плечами. Корпус образует прямую линию от головы до пят — без прогибов в пояснице или подъёма таза.

 

Показатели физической подготовленности студентов до внедрения разработанного комплекса упражнений для самостоятельных занятий в домашних условиях

Таблица 1.

Показатели студентов до ввода комплекса домашних упражнений

Показатели физической подготовленности студентов после внедрения разработанного комплекса упражнений для самостоятельных занятий в домашних условиях

Таблица 2.

Показатели студентов после ввода комплекса домашних упражнений

Вывод

В ходе исследования было обнаружено значительное увеличение показателей по определенным упражнениям у группы студентов, а также отмечено улучшение общего самочувствия после выполнения комплекса упражнений, значительное улучшение физической подготовки студентов, что так же благоприятно сказалось на умственных и когнитивных способностях молодых людей. Таблица 1 и таблица 2 наглядно показывают улучшение результатов у студентов во всех категориях, что еще раз подтверждает эффективность регулярной методики даже в домашних условиях.

 

Занятия физической культурой в любых условиях являются эффективным и доступным способом поддержания здоровья, улучшения формы и повышения настроения. Они никогда не заменят качественно подобранную специалистом программу, сочетающую в себе допустимые по здоровью силовые и кардио-упражнения, но станут хорошим дополнением к бытовой физической активности и поможет чувствовать себя лучше и поддерживать свою физическую форму и здоровье на уровне допустимой нормы.

Список литературы

  1. Гордеев А.Е. Физическая культура в современном обществе // Журнал Science Time – 2021. - 1-4 c.
  2. Федоров В. Г. Физическая культура в системе школьного образования: взгляд на проблему // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2021. — №3 (193). — 443-448 с.
  3. Филиппова Е.В. Физическая культура студентов в условиях самоизоляции / Е. В. Филиппова // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики: материалы XVII Международной научно-практической конференции, Ставрополь, 25 декабря 2020 года. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2020. — 111-113 с.
  4. Химич М.Н. Физическая культура и спорт в условиях постпандемической реальности // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики: материалы XVIII Международной научно-практической конференции, Ставрополь, 04 декабря 2021 года. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2021. — 175-177 с.
  5. Шварак К.Н. Мотивация. С чего начать физические упражнения // Форум молодых ученых — 2020. — Брянск: ФГБОУ ВО «БГТУ» — 2-3 с.
  6. САБЛИН А.Б., ЧЕРНЫШЕВ С.В., КОРНЕЕВ Р.А. ПУЛЬСОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СПОРТИВНЫХ ИГР // ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА. Сборник трудов XVII Международной отраслевой научно-технической конференции — 2023 — Москва, Московский технический университет связи и информатики МТУСИ — 333-335 с.
  7. САБЛИН А.Б., ЧЕРНЫШЕВ С.В., КОРНЕЕВ Р.А. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА. Сборник трудов XVII Международной отраслевой научно-технической конференции — 2023 — Москва, Московский технический университет связи и информатики МТУСИ — 347-349 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее