Формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте является важной задачей педагогического процесса. Одним из ключевых компонентов этого направления является развитие у детей представлений о величине. Под величиной понимается качественная характеристика объектов, измеряемая с помощью сравнения и количественной оценки (длина, ширина, высота, масса и т.д.).
Теоретические основы формирования представлений о величине
В исследованиях Л.А. Венгера, Н.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина отмечается, что освоение величин требует развития сенсорных способностей, логического мышления и речевого описания наблюдаемых признаков. Представления о величине формируются постепенно, переходя от практического сравнения предметов к абстрактному мышлению и оперированию символами и числами.
Роль дидактических игр и упражнений
Дидактические игры — это форма организации обучения, в которой познавательная деятельность осуществляется в игровой форме. В процессе игры ребенок учится выделять признаки величины, сравнивать предметы, классифицировать их по заданным параметрам.
Преимущества дидактических игр:
- эмоциональная вовлеченность ребенка;
- повышение мотивации к обучению;
- формирование умений работать в коллективе;
- развитие речи и логического мышления.
Методика формирования представлений о величине
1. Ознакомление с величинами через сенсорные игры
Например:
Игра «Подбери по размеру» — детям предлагается подобрать крышки к коробочкам разного диаметра.
Игра «Чудо-мешочек» — ребенок на ощупь определяет, какой из предметов длиннее/толще/тяжелее.
2. Сравнение предметов по величине
Игра «Кто выше?» — дети сравнивают рост игрушек.
Игра «У кого больше?» — дети складывают кубики и сравнивают по количеству и высоте.
3. Упражнения на упорядочивание и классификацию
Игра «Разложи по порядку» — нужно выстроить палочки от самой короткой до самой длинной.
Игра «Группировка по ширине» — предметы сортируются в группы: узкие, средние, широкие.
4. Применение величин в практической деятельности
Например, при строительстве из конструктора, моделировании или аппликации дети используют понятия величины, учатся соотносить детали по размеру и форме.
Регулярное использование дидактических игр и упражнений в образовательной деятельности способствует более эффективному формированию представлений о величине. Дети не только усваивают понятия, но и учатся применять их в различных жизненных ситуациях. Развивается наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы, что формирует основу для дальнейшего обучения математике в начальной школе.
Список литературы
- Венгер Л.А. Развитие психических процессов у дошкольников. — М.: Просвещение, 1988
- Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978
- Менчинская Н.А. Психологические вопросы обучения математике. — М.: Наука, 1971
- Флерина Е. А. Дидактические игры в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2013
- Поддъяков Н.Н. Развитие понятий у детей дошкольного возраста. — М.: Наука, 1985