ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

106

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 21 (222), Май ‘25

Поделиться

В статье рассматриваются особенности формирования представлений о величине у детей дошкольного возраста. Обоснована роль дидактических игр и упражнений как эффективного средства развития элементарных математических представлений. Представлены примеры игровых методик, направленных на формирование у детей понимания таких категорий, как длина, ширина, высота, толщина, масса и объем.

Формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте является важной задачей педагогического процесса. Одним из ключевых компонентов этого направления является развитие у детей представлений о величине. Под величиной понимается качественная характеристика объектов, измеряемая с помощью сравнения и количественной оценки (длина, ширина, высота, масса и т.д.).

Теоретические основы формирования представлений о величине

В исследованиях Л.А. Венгера, Н.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина отмечается, что освоение величин требует развития сенсорных способностей, логического мышления и речевого описания наблюдаемых признаков. Представления о величине формируются постепенно, переходя от практического сравнения предметов к абстрактному мышлению и оперированию символами и числами.

Роль дидактических игр и упражнений

Дидактические игры — это форма организации обучения, в которой познавательная деятельность осуществляется в игровой форме. В процессе игры ребенок учится выделять признаки величины, сравнивать предметы, классифицировать их по заданным параметрам.

Преимущества дидактических игр:

  • эмоциональная вовлеченность ребенка;
  • повышение мотивации к обучению;
  • формирование умений работать в коллективе;
  • развитие речи и логического мышления.

Методика формирования представлений о величине

1. Ознакомление с величинами через сенсорные игры

Например:

Игра «Подбери по размеру» — детям предлагается подобрать крышки к коробочкам разного диаметра.

Игра «Чудо-мешочек» — ребенок на ощупь определяет, какой из предметов длиннее/толще/тяжелее.

2. Сравнение предметов по величине

Игра «Кто выше?» — дети сравнивают рост игрушек.

Игра «У кого больше?» — дети складывают кубики и сравнивают по количеству и высоте.

3. Упражнения на упорядочивание и классификацию

Игра «Разложи по порядку» — нужно выстроить палочки от самой короткой до самой длинной.

Игра «Группировка по ширине» — предметы сортируются в группы: узкие, средние, широкие.

4. Применение величин в практической деятельности

Например, при строительстве из конструктора, моделировании или аппликации дети используют понятия величины, учатся соотносить детали по размеру и форме.

Регулярное использование дидактических игр и упражнений в образовательной деятельности способствует более эффективному формированию представлений о величине. Дети не только усваивают понятия, но и учатся применять их в различных жизненных ситуациях. Развивается наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы, что формирует основу для дальнейшего обучения математике в начальной школе.

Список литературы

  1. Венгер Л.А. Развитие психических процессов у дошкольников. — М.: Просвещение, 1988
  2. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978
  3. Менчинская Н.А. Психологические вопросы обучения математике. — М.: Наука, 1971
  4. Флерина Е. А. Дидактические игры в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2013
  5. Поддъяков Н.Н. Развитие понятий у детей дошкольного возраста. — М.: Наука, 1985
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее