Система оплаты труда государственных служащих в российской федерации

Система оплаты труда государственных служащих в российской федерации

В статье рассматривается система оплаты труда государственных служащих, определенная законодательством Российской Федерации и указами Президента РФ. Анализируются основы формирования оплаты труда государственных служащих.

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 4 (6), март ‘21

Поделиться

Системы оплаты труда государственных служащих в Российской Федерации устанавливается в соответствии со статьей 144 Трудового Кодекса Российской Федерации и в совокупности с Федеральным законом РФ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» [1].

В соответствии со статьей 50 Федерального закона РФ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (далее – Закон о государственной гражданской службе) предусматривается, что оплата труда государственного служащего устанавливается в виде денежного содержания, что является основным способом увеличения материальной поддержки и стимулирования его профессиональной деятельности [1].

Рассмотрим более детально составляющие части оплаты труда государственных служащих.

В Российской Федерации существует несколько подходов к формированию оплаты труда государственных служащих.

Первый подход основан на комбинации, которая хорошо известна по формированию оплаты труда в негосударственных организациях: оклад, денежное содержание и дополнительные выплаты. В денежное содержание государственных служащих входит: должностной оклад и оклад по классному чину. Кроме того, государственные служащие получают ежемесячные и другие выплаты. К ним относятся, например, выплаты за стаж работы – от 10% (стаж работы от одного до пяти лет) до 30% к должностному окладу (если стаж работы более 15 лет).

Важной дополнительной оплатой может стать ежемесячная надбавка, которая составляет до 200% к должностному окладу.

В дополнительные выплаты также входят:

  • доплата за работу с гостайнами;
  • доплата за выполнение важных и сложных задач;
  • ежемесячные денежные поощрения;
  • оплата отпуска;
  • материальная поддержка.

Помимо вышеизложенного, к оплате труда государственных служащих применяются районные коэффициенты, индексация, а также производятся иные выплаты, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

Подход к определению размера заработной платы государственного служащего может быть и другим. Основой оплаты труда государственного служащего могут быть и показатели эффективности и результативности его деятельности. При этом вышеперечисленное не применяется, а условия оплаты труда государственного служащего определяются контрактом, согласно части 14 статьи 50 Закона о государственной гражданской службе [1].

Возможные позиции должностей государственных служащих по применению такого подхода определяются Президентом Российской Федерации.

Для государственных служащих регионального уровня система оплаты труда определяется региональным законодательством субъектов Российской Федерации. Кроме перечня должностей государственных служащих, определяемых контрактом, субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют размеры должностных окладов и размер оклада классного чина.

Третий подход оплаты труда государственных служащих – это применение денежного вознаграждения. Оно, как правило, используется для оплаты труда руководителей и заместителей государственных органов.

Данный метод не имеет самостоятельности, так как размер окладов государственных служащих устанавливается Указом Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» и включает в себя:

  • должностной оклад;
  • оклад за классный чин;
  • ежемесячные надбавки за выслугу.

При этом стоит обратить внимания, что при применении данного метода оплаты труда государственных служащих премии и ежемесячные денежные поощрения подлежат начислению отдельно.

Рассмотрим оплату труда на примере федеральных государственных служащих в 2021 году.

Так, оклад заместителя министра, согласно Указу Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» составляет 10 305 руб. Ежемесячное денежное поощрение его составляет размер 10,5 оклада, и ежемесячная надбавка за особые условия службы – до 200% оклада. Итого оплата труда государственного служащего в должности заместителя министра составляет около 150 000,0 рублей в месяц.

В приведенном выше примере оплаты труда государственного служащего в 2021 году не учтен ряд выплат, а именно:

  • оклад за классный чин составляет, например: для действительного госсоветника РФ 1-го класса – 3377 руб., секретаря государственной гражданской службы РФ 3-го класса – 824 руб.
  • надбавка за выслугу лет – до 30% должностного оклада;
  • надбавка за работу со сведениями, содержащими гостайну – до 75% должностного оклада;
  • надбавка за стаж работы с гостайной – до 20% должностного оклада.

О реформировании системы оплаты труда на протяжении многих лет ведутся дискуссии. Так, Президентом РФ определены основные направления развития государственной службы, где в том числе предусмотрена реформа системы оплаты труда государственных служащих.

Определены следующие направления реформы:

  • исключение риска снижения размера оплаты государственных служащих;
  • рост доли должностного оклада в составе оплаты труда государственных служащих;
  • увеличение пенсии за выслугу лет.

Стоит обратить внимание, что основы формирования оплаты труда государственных служащих в 2021 году утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29.12.2020 протоколом № 13 и закреплены в  «Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год» [2].

Итак, система оплаты труда государственных служащих в Российской Федерации состоит из должностного оклада, оклада за классный чин, доплаты за выслугу лет, за особые условия работы и прочие доплаты. В ближайшие годы в Российской Федерации ожидается реформирование системы оплаты государственных служащих, процесс которого предполагает увеличение доли окладов всех выплат, входящих в состав оплаты их труда.

Список литературы

  1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ; в ред. от 30.12.2015 // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.
  2. О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих: указ Президента РФ от 25.07.2006 № 763; в ред. от 10.07.2015 // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31, ч. 1. – Ст. 3459.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary