ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ И ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ПОСТАВКАХ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ И ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ПОСТАВКАХ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

51

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 21 (222), Май ‘25

Поделиться

Международная торговля является одним из системообразующих параметров современного состояния и функционирования экономик на всех уровнях. На взаимосвязанных глобальном и международном уровнях экономики сталкиваются, среди прочего, с зависимостью от энергетических ресурсов. Энергетическая безопасность остаются важной проблемой для многих стран. Стабильные сбыт и получение источников энергии, требуют значительных усилий и устойчивого международного сотрудничества в этой сфере. Объект исследования – поставки СПГ в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Предмет исследования – таможенные риски при поставках СПГ в Азиатско-Тихоокеанский регион. Цель исследования – рассмотреть таможенные риски оформления поставляемых СПГ в Китае и Индии. В статье описана актуальная ситуация, характеризующая поставки СПГ в страны указанного региона. Представлены особенности таможенных режимов для стран АТР. Сделаны выводы о ключевых направлениях снижения рисков в данной сфере международной торговли.

Сжиженный природный газ (СПГ) является одним из самых популярных энергоресурсов и этому способствуют несомненные преимущества международной торговли данным товаром/энергоносителем.

Удобство и гибкость поставок обеспечивается относительно гибкой и свободной логистикой: СПГ транспортируется в сжиженном виде на специальных танкерах, что позволяет экспортерам не зависеть от географически фиксированной трубопроводной системы. Страны-экспортеры (в нашем случае, - РФ) и страны-импортеры могут выстраивать торговые процессы в зависимости от своих потребностей и рыночной конъюнктуры, не беря во внимание проблемы, находящиеся в плоскости политической географии. В условиях геополитической нестабильности, экспортирующие и импортирующие акторы рынка имеют возможность «….диверсифицировать импорт и избежать возможных перебоев в поставках из-за политических конфликтов или санкций» [5].

СПГ также является более щадящей по сравнению с другими видами энергоносителей (уголь, сланцы, нефть и др.) альтернативой для окружающей среды. Экономические выгоды для стран-производителей газа СПГ «…открывает возможности для увеличения доходов от экспорта, так как мировые цены на этот ресурс часто привязаны к спотовым рынкам. Производители могут продавать СПГ по более выгодным ценам в зависимости от рыночных условий, а не полагаться на долгосрочные контракты» [5].

Согласно аналитике Международного энергетического агентства (The International Energy Agency / IEA)), его рост в тихоокеанском регионе в настоящее время составляет более 2,5 %. Притом, что Россия является ведущим мировым производителем этого вида энергоресурсов, китайская и индийская экономики характеризуются значительным его потреблением [6]. Данная реальность предопределяет логику расширения международной торговли сжиженным газом.

Рост спроса на СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) обусловлен энергетическими потребностями быстроразвивающихся экономик и стран с рекордно большой численностью населения, таких как Китай и Индия. В 2024 году Китай увеличил общий импорт СПГ на 27%, достигнув 6,55 млн тонн в сентябре.

Индия демонстрирует устойчивый рост закупок, несмотря на конкуренцию с нефтепродуктами [2, 3]. Однако поставки СПГ сопряжены с таможенными рисками, включая колебания пошлин, нормативные ограничения и логистические сложности. Подробно статистика по основным экспортерам в страны АТР представлена в таблице 1 [7].

Таблица 1.

Основные экспортеры СПГ в страны АТР

Основные экспортеры СПГ в Индию

Основные экспортеры СПГ в Китай

Катар (41%)

Австралия (35%)

США (19%)

Катар (23%)

ОАЭ (11%)

Россия (10%)

Ангола (8%)

США (5%)

 

Важно понимать, что основные условия внешнеторговой деятельности определяет именно государственная таможенная служба. Ниже представлены особенности таможенных режимов для стран АТР:

  • Китай:

- импорт СПГ облагается НДС (13%) и таможенной пошлиной 5–10% в зависимости от контрактной цены (таможенной стоимости). С 2024 года действуют льготы для долгосрочных контрактов, например, снижение пошлины до 3% для поставок по газопроводу «Сила Сибири» [1, 2];

- обязательная сертификация качества СПГ через Главное таможенное управление (ГТУ) КНР. Нарушения в документах приводят к задержкам на 7–14 дней, что может быть критично для крупных поставок [1].

  • Индия:

- базовая пошлина — 2,5%, но введен дополнительный налог на углеродный след до 5% для СПГ с высоким уровнем выбросов. Таким образом Индия пытается повлиять на стабильно ухудшающиеся экологические условия в регионе;

- требуется предварительное одобрение Министерства нефти и природного газа (Ministry of Petroleum and Natural Gas) для спотовых поставок. Этот дополнительный шаг необходим для индийской стороны, которой необходимо убедиться в качестве СПГ.

Помимо таможенных требований, есть еще и документальные. Обычно это дополнительные сертификаты или иные сведения, подтверждающие законность деятельности организации. Среди таких требований можно выделить следующие:

- сертификат происхождения (для РФ – по форме БРИКС);

- фитосанитарные сертификаты (для танкерных поставок);

- декларация соответствия стандартам ISO 13686 (Китай) или PNGRB (Индия).

При импорте СПГ в АТР важно также учитывать логистические и инфраструктурные особенности региона:

  • Китай:

- дефицит регазификационных терминалов: загрузка мощностей достигает 98%, что увеличивает сроки обработки грузов [2];

- приоритет для трубопроводного газа (доля СПГ в импорте – 45%, остальное — трубопроводы из РФ и Центральной Азии) [7];

- среднее время таможенного оформления – 35 дней.

  • Индия:

- ограниченное число портов, принимающих СПГ (основные – Дабхол и Кочи);

- среднее время таможенного оформления – 5-7 дней [3].

Политические и экономические риски [1,7]:

- Китай избегает прямых контрактов с США, заменяя их поставками из РФ и Катара. В связи с новыми пошлинами США и Китая торговля между ними будет сокращаться;

- Индия увеличила закупки российского СПГ на 120% в 2024 году, несмотря на давление G7. Делается это с помощью обходных путей (свопы, параллельный или «серый» импорт);

- индекс JKM Platts в АТР влияет на расчет таможенной стоимости.

Существенная часть работы участника ВЭД заключается в оптимизации рисков и в последующем исправлении их последствий.

В рамках проведенного исследования предлагаются следующие рекомендации для экспортеров СПГ в АТР:

- оптимизация контрактов: заключение долгосрочных соглашений с фиксированными ценами (например, контракты «Газпрома» с CNPC на 25 лет);

- технологические решения: использование блокчейна для отслеживания цепочки поставок (пилотный проект «Новатэка» с индийскими партнерами);

- оптимизация документооборота и унификация правил ведения торговли: участие в рабочих группах БРИКС по гармонизации таможенных правил.

Экономический рост и процветание национальных экономик в значительной степени зависят от трансграничной торговли и эффективность взаимодействие ее участников и таможенных органов должно позитивным образом влиять на бизнес, ведущий международную торговлю, стремиться стать более эффективными.

Таможенное оформление СПГ в Китае и Индии требует учета специфики национального регулирования, инфраструктурных ограничений, а также экономических и политических трендов. Ключевыми направлениями снижения рисков, представленные в этой работе, является взаимная интеграция государств-партнеров (БРИКС), унификация ведения ВЭД, упрощение механизмов взаимодействия, расширение пропускной способности объектов таможенного оформления и заключение долгосрочных контрактов, способствующих повышению стабильности в вопросах ведения торговли. Также важно уточнить фактор неопределенности, связанный с агрессивной тарифной политикой США 2025 года и с ответными мерами крупнейших экономических центров, таких как Европейский и Азиатский рынки.

Список литературы

  1. ВТБ Капитал. Аналитический обзор «Российский СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе». – М.: ВТБ, 2024. – 32 с.
  2. Главное таможенное управление КНР. Статистика импорта СПГ за 2024 год [Электронный ресурс]. – https://www.customs.gov.cn
  3. Министерство нефти и природного газа Индии (MoPNG). Отчет «Импорт энергоресурсов». – Нью-Дели: MoPNG, 2025. – 45 с.
  4. ПАО «Газпром». Контрактные условия газопровода «Сила Сибири». – М.: Газпром, 2024. – 18 с.
  5. Почему СПГ стал важным экспортным продуктом? [Электронный ресурс]. – URL: https://smart-lab.ru/blog/1076751.php
  6. Approvisionnement en gaz naturel: où en est-on? – URL: https://www.sirenergies.com/article/approvisionnement-en-gaz-naturel-ou-en-est-on/
  7. Rystad Energy. Исследование «Мировой рынок СПГ: тенденции и прогнозы». – Осло: Rystad Energy, 2025. – 89 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее