Сжиженный природный газ (СПГ) является одним из самых популярных энергоресурсов и этому способствуют несомненные преимущества международной торговли данным товаром/энергоносителем.
Удобство и гибкость поставок обеспечивается относительно гибкой и свободной логистикой: СПГ транспортируется в сжиженном виде на специальных танкерах, что позволяет экспортерам не зависеть от географически фиксированной трубопроводной системы. Страны-экспортеры (в нашем случае, - РФ) и страны-импортеры могут выстраивать торговые процессы в зависимости от своих потребностей и рыночной конъюнктуры, не беря во внимание проблемы, находящиеся в плоскости политической географии. В условиях геополитической нестабильности, экспортирующие и импортирующие акторы рынка имеют возможность «….диверсифицировать импорт и избежать возможных перебоев в поставках из-за политических конфликтов или санкций» [5].
СПГ также является более щадящей по сравнению с другими видами энергоносителей (уголь, сланцы, нефть и др.) альтернативой для окружающей среды. Экономические выгоды для стран-производителей газа СПГ «…открывает возможности для увеличения доходов от экспорта, так как мировые цены на этот ресурс часто привязаны к спотовым рынкам. Производители могут продавать СПГ по более выгодным ценам в зависимости от рыночных условий, а не полагаться на долгосрочные контракты» [5].
Согласно аналитике Международного энергетического агентства (The International Energy Agency / IEA)), его рост в тихоокеанском регионе в настоящее время составляет более 2,5 %. Притом, что Россия является ведущим мировым производителем этого вида энергоресурсов, китайская и индийская экономики характеризуются значительным его потреблением [6]. Данная реальность предопределяет логику расширения международной торговли сжиженным газом.
Рост спроса на СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) обусловлен энергетическими потребностями быстроразвивающихся экономик и стран с рекордно большой численностью населения, таких как Китай и Индия. В 2024 году Китай увеличил общий импорт СПГ на 27%, достигнув 6,55 млн тонн в сентябре.
Индия демонстрирует устойчивый рост закупок, несмотря на конкуренцию с нефтепродуктами [2, 3]. Однако поставки СПГ сопряжены с таможенными рисками, включая колебания пошлин, нормативные ограничения и логистические сложности. Подробно статистика по основным экспортерам в страны АТР представлена в таблице 1 [7].
Таблица 1.
Основные экспортеры СПГ в страны АТР
Основные экспортеры СПГ в Индию |
Основные экспортеры СПГ в Китай |
Катар (41%) |
Австралия (35%) |
США (19%) |
Катар (23%) |
ОАЭ (11%) |
Россия (10%) |
Ангола (8%) |
США (5%) |
Важно понимать, что основные условия внешнеторговой деятельности определяет именно государственная таможенная служба. Ниже представлены особенности таможенных режимов для стран АТР:
- Китай:
- импорт СПГ облагается НДС (13%) и таможенной пошлиной 5–10% в зависимости от контрактной цены (таможенной стоимости). С 2024 года действуют льготы для долгосрочных контрактов, например, снижение пошлины до 3% для поставок по газопроводу «Сила Сибири» [1, 2];
- обязательная сертификация качества СПГ через Главное таможенное управление (ГТУ) КНР. Нарушения в документах приводят к задержкам на 7–14 дней, что может быть критично для крупных поставок [1].
- Индия:
- базовая пошлина — 2,5%, но введен дополнительный налог на углеродный след до 5% для СПГ с высоким уровнем выбросов. Таким образом Индия пытается повлиять на стабильно ухудшающиеся экологические условия в регионе;
- требуется предварительное одобрение Министерства нефти и природного газа (Ministry of Petroleum and Natural Gas) для спотовых поставок. Этот дополнительный шаг необходим для индийской стороны, которой необходимо убедиться в качестве СПГ.
Помимо таможенных требований, есть еще и документальные. Обычно это дополнительные сертификаты или иные сведения, подтверждающие законность деятельности организации. Среди таких требований можно выделить следующие:
- сертификат происхождения (для РФ – по форме БРИКС);
- фитосанитарные сертификаты (для танкерных поставок);
- декларация соответствия стандартам ISO 13686 (Китай) или PNGRB (Индия).
При импорте СПГ в АТР важно также учитывать логистические и инфраструктурные особенности региона:
- Китай:
- дефицит регазификационных терминалов: загрузка мощностей достигает 98%, что увеличивает сроки обработки грузов [2];
- приоритет для трубопроводного газа (доля СПГ в импорте – 45%, остальное — трубопроводы из РФ и Центральной Азии) [7];
- среднее время таможенного оформления – 35 дней.
- Индия:
- ограниченное число портов, принимающих СПГ (основные – Дабхол и Кочи);
- среднее время таможенного оформления – 5-7 дней [3].
Политические и экономические риски [1,7]:
- Китай избегает прямых контрактов с США, заменяя их поставками из РФ и Катара. В связи с новыми пошлинами США и Китая торговля между ними будет сокращаться;
- Индия увеличила закупки российского СПГ на 120% в 2024 году, несмотря на давление G7. Делается это с помощью обходных путей (свопы, параллельный или «серый» импорт);
- индекс JKM Platts в АТР влияет на расчет таможенной стоимости.
Существенная часть работы участника ВЭД заключается в оптимизации рисков и в последующем исправлении их последствий.
В рамках проведенного исследования предлагаются следующие рекомендации для экспортеров СПГ в АТР:
- оптимизация контрактов: заключение долгосрочных соглашений с фиксированными ценами (например, контракты «Газпрома» с CNPC на 25 лет);
- технологические решения: использование блокчейна для отслеживания цепочки поставок (пилотный проект «Новатэка» с индийскими партнерами);
- оптимизация документооборота и унификация правил ведения торговли: участие в рабочих группах БРИКС по гармонизации таможенных правил.
Экономический рост и процветание национальных экономик в значительной степени зависят от трансграничной торговли и эффективность взаимодействие ее участников и таможенных органов должно позитивным образом влиять на бизнес, ведущий международную торговлю, стремиться стать более эффективными.
Таможенное оформление СПГ в Китае и Индии требует учета специфики национального регулирования, инфраструктурных ограничений, а также экономических и политических трендов. Ключевыми направлениями снижения рисков, представленные в этой работе, является взаимная интеграция государств-партнеров (БРИКС), унификация ведения ВЭД, упрощение механизмов взаимодействия, расширение пропускной способности объектов таможенного оформления и заключение долгосрочных контрактов, способствующих повышению стабильности в вопросах ведения торговли. Также важно уточнить фактор неопределенности, связанный с агрессивной тарифной политикой США 2025 года и с ответными мерами крупнейших экономических центров, таких как Европейский и Азиатский рынки.
Список литературы
- ВТБ Капитал. Аналитический обзор «Российский СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе». – М.: ВТБ, 2024. – 32 с.
- Главное таможенное управление КНР. Статистика импорта СПГ за 2024 год [Электронный ресурс]. – https://www.customs.gov.cn
- Министерство нефти и природного газа Индии (MoPNG). Отчет «Импорт энергоресурсов». – Нью-Дели: MoPNG, 2025. – 45 с.
- ПАО «Газпром». Контрактные условия газопровода «Сила Сибири». – М.: Газпром, 2024. – 18 с.
- Почему СПГ стал важным экспортным продуктом? [Электронный ресурс]. – URL: https://smart-lab.ru/blog/1076751.php
- Approvisionnement en gaz naturel: où en est-on? – URL: https://www.sirenergies.com/article/approvisionnement-en-gaz-naturel-ou-en-est-on/
- Rystad Energy. Исследование «Мировой рынок СПГ: тенденции и прогнозы». – Осло: Rystad Energy, 2025. – 89 с.