СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ИЗОЛЯЦИЯ ОТ ОБЩЕСТВА» В КАЧЕСТВЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ КОНСТРУКЦИИ

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ИЗОЛЯЦИЯ ОТ ОБЩЕСТВА» В КАЧЕСТВЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ КОНСТРУКЦИИ

Авторы публикации

Рубрика

Уголовное право

Просмотры

69

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 21 (222), Май ‘25

Поделиться

Гуманизация уголовного законодательства — прогрессивный и исторически предопределённый процесс развития, который выступает объективной потребностью российского общества и основным направлением реформы уголовно-правовой системы. Изоляция от общества представляет собой одну из ключевых концепций в уголовном праве, которая затрагивает  не только вопросы наказания, но и более широкие аспекты социальной реабилитации и защиты прав человека. В условиях современного общества, где преступность и ее последствия становятся все более актуальными, понимание сущности изоляции от общества приобретает особую значимость.

Современный этап развития уголовного законодательства Российской Федерации характеризуется устойчивой тенденцией гуманизации уголовно-исполнительной политики.

 

Развитие государства и общества идет в ногу со всеми его федеральными структурами на основе Конституции Российской Федерации.  Борьба с преступностью осуществляется на основе уголовной политики, составной частью которой является уголовный кодекс Российской Федерации.

 

Она находит свое проявление в смягчении карательной политики, увеличении предусмотренных Уголовным кодексом, видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества, расширении круга оснований их применения, совершенствовании регламентации их исполнения.

 

Изоляция от общества представляет собой одну из ключевых концепций в уголовном праве, которая затрагивает не только вопросы наказания, но и более широкие аспекты социальной реабилитации и защиты прав человека. В условиях современного общества, где преступность и ее последствия становятся все более актуальными, понимание сущности изоляции от общества приобретает особую значимость [1].

 

Актуальность понятия «изоляция от общества» обусловлена несколькими факторами. Во-первых, в последние годы в России наблюдается рост преступности, что требует от правовой системы адекватных и эффективных мер реагирования. Во-вторых, в обществе активно обсуждаются вопросы гуманизации уголовного законодательства, что ставит под сомнение традиционные подходы к изоляции преступников. В-третьих, отсутствие четкого определения понятия «изоляция от общества» в действующем законодательстве создает правовые пробелы и затрудняет применение норм уголовного права на практике.

 

Изоляция от общества в уголовно-правовом контексте представляет собой сложный и многогранный институт наказания, который охватывает множество аспектов, связанных с социальной реабилитацией и безопасностью общества. В первую очередь, изоляция осуществляется путем размещения осужденных в специальный исправительных учреждениях, таких как тюрьмы и колонии, где они лишаются свободы и возможности полной интеграции в общество на определенный срок или пожизненно [2]. Это форма наказания имеет своей целью не только предотвращение дальнейшей преступной деятельности, но и создание условий для исправления и реабилитации осужденных, что говорит о двойственной природе изоляции как меры, ориентированной как на общественную безопасность, так и на социальную защиту прав осужденных.

 

Классификация наказаний предоставляет пространство для различий между мерами, связанными с изоляцией, и теми, которые ее не предполагают. Например, к последним относятся штрафы и обязательные работы, которые не ограничивают свободу осуждённого, тогда как изоляция подразумевает физическое отделение нарушителя от общества [3].

 

Это различие подчеркивает, что не все меры в уголовном праве направлены на изоляцию.

 

Исходя из рассмотренной концепции, можно выделить важный контекст, в котором изоляция функционирует как механизм не только для исполнения наказания, но и как средство социальной адаптации. Научные исследования показывают, что эффективная реабилитация в значительной мере зависит от условий содержания осужденных, что указывает на необходимость комплексного подхода к их исправлению и социализации после выхода на свободу [4]. То есть, изоляция должна восприниматься не только как кара, но и как возможность восстановления социальных навыков и ресурсной базы для возвращения в общество.

 

Существует мнение, что уголовное законодательство должно адаптироваться к современным реалиям, учитывая отличия между различными типами изоляции, включая медико-воспитательные меры, которые тоже могут ввести в систему социальной ответственности и взаимодействия с обществом [5]. Важно отметить и то, что неоднозначность определения концепции «изоляции от общества» создает юридические сложности, требующие дальнейшего изучения и уточнения в практике применения уголовного законодательства.

 

Также важно не забывать, что правовое положение осужденных, отбывающих наказания, всегда должно учитывать доступное пространство для их реабилитации и минимизации негативных последствий изоляции. Необходимо создать такие условия, которые способствовали бы не только исправлению нарушителей, но и полноценному возвращению их в общество, что, в конечном счете, отвечает интересам как самих осужденных, так и общества в целом.

 

Основным критерием для назначения наказаний, связанных с изоляцией от общества, является степень общественной опасности преступления и вероятность исправления осужденного без применения жестких мер. Например, в случаях, когда преступление считается менее опасным, могут назначаться альтернативные меры, такие как исправительные работы или штрафы [6]. Важно отметить, что в уголовном кодексе об этом упоминается в рамках возможности применения альтернативных санкций к лицам, чье поведение не представляет угрозы для окружающих.

 

Вопрос о правомерности применения изоляции от общества нередко вызывает споры, особенно в аспекте соблюдения прав осужденных и социальных последствий стремя к реабилитации. Критики данной меры указывают на её недостатки, такие как возможность рецидива и неприспособленность лиц, отбывших наказание, к жизни в обществе после освобождения. Это подтверждает необходимость индивидуального подхода к каждому осужденному, который позволяет корректировать степень изоляции в зависимости от факторов, таких как возраст, пол, социальное окружение и предыдущий опыт правонарушений [7].

 

Таким образом, меры изоляции от общества остаются многофункциональным инструментом в уголовном праве, балансируя между защитой общественных интересов и правами осужденных, что требует постоянного анализа и совершенствования законодательства в данной области.

 

Наряду с мерами изоляции должны активно применяться альтернативные варианты наказания, что создает возможность для более гуманного подхода к уголовному праву. Этот подход нацелен не только на кару, но и на создание условий для исправления без социальной изоляции, что подтверждается различными примерами успешной реабилитации.

 

Таким образом, эффективная уголовно-правовая конструкция должна подразумевать наличие как изоляции, так и альтернативных мер наказания, что в целом позволяет справедливо регулировать общественные отношения и обеспечивать безопасность общества.

 

Большое внимание расширению сферы применения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы, уделяется и в Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г.

 

Концепция предусматривает, что эффективное применение наказаний без изоляции от общества в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, должно обеспечить снижение уровня криминализации общества и защиту его от преступников, уменьшение численности лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

 

В результате проводимой государственной политики, расширяющей возможности применения альтернативных уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества (ограничение свободы, принудительные работы), численность лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, продолжает последовательно снижаться.

 

По состоянию на 1 января 2021 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 482,9 тыс. осужденных, подозреваемых и обвиняемых, что на 381,1 тыс. человек меньше, чем за аналогичный период 2010 года (на 1 января 2010 г. - 864 тыс. человек).

 

Так, в исправительных колониях по состоянию на 1 января 2021 г. содержалось 354,1 тыс. человек, что на 369,8 тыс. человек меньше, чем за аналогичный период 2010 года (на 1 января 2010 г. - 723,9 тыс. человек).

 

Таким образом, очевидно, что реализация государством современной уголовной политики требует более широкого введения в правоприменительную практику альтернативных лишению свободы видов наказаний. В этом свете важно упомянуть и о перспективных изучениях концепции республиканских и международных практик, практикующих меры, не связанные с изоляцией от общества.

 

Несмотря на то, что проблемами правовой регламентации данного вида наказаний посвящен отдельный раздел уголовного закона, в нем не содержится легальной дефиниции понятия «изоляция

 

от общества», что, в свою очередь, провоцирует многочисленные дискуссии в научном сообществе по данным вопросам. В этой связи неудивительно, что вплоть до настоящего времени в уголовно-правовой доктрине отсутствует единая точка зрения о сущности наказаний, не предусматривающих изоляцию осужденного от общества.

 

Сущность «изоляции от общества» в качестве уголовно-правовой конструкции заключается в том, что уголовно-правовые санкции данного вида предполагают в отношении лица, совершившего преступное деяние, ограничения, которые не препятствуют реализации его социального статуса и роли и не прерывают его социальных связей и взаимодействия. Иными словами, применение наказаний, не связанных с изоляцией от общества, не имеет в качестве своих непосредственных последствий нивелирование влияния на осужденного «социальной матрицы», в рамках которой реализуется его социальное бытие.

 

Именно этим обусловлен гуманистический смысл наказаний данного вида.

 

Следует отметить, что в рамках современного уголовно-правового законодательства Российской Федерации реализуется достаточно большое, по сравнению с советским периодом количество наказаний данного вида.

 

В частности, к ним действующий уголовный закон относит штраф, исправительные, обязательные работы и ограничение свободы в качестве основных наказаний, все дополнительные - лишение специального, воинского и почетного звания, государственных наград, конфискацию имущества, а также те, которые могут быть назначены как в качестве основных, так и в качестве дополнительных (к таким кроме штрафа от носится также и право занимать определенную должность и заниматься определенной деятельностью).

 

Таким образом, изоляция от общества не является самоцелью, а лишь одним из возможных инструментов в борьбе с преступностью. Открытые вопросы и образовательные инициативы в данной области согласовываются с широким кругом экспертов и специалистами по пенологии, стремящимися предложить более эффективные и гуманные пути исправления правонарушителей.

 

Совершенствование уголовно-правовых механизмов изоляции от общества включает несколько направлений, каждое из которых способствует созданию более эффективной и гуманной системы наказаний. Поскольку изоляция — один из основных способов воздействия на правонарушителей, изменения могут значительно улучшить состояние уголовно-исполнительной системы.

 

Одним из значимых шагов является расширение перечня наказаний. Введение новых видов наказаний, не предполагающих изоляцию осужденных от общества, может снизить количество заключенных и облегчить процесс их реинтеграции.

 

Кроме того, предоставление альтернативных наказаний станет важным шагом навстречу более разнообразному и гибкому механизму правоприменения. Это может включать практики исправительных и обязательных работ, которые оправданно использовались для уменьшения количества правонарушителей, отбывающих тюремный срок, и повышения их шансов на успешное возвращение в общество [8].

 

Проблема несовершеннолетних правонарушителей также остается актуальной. Необходимо разработать специальные программы, которые не только направлены на наказание, но и на правовое воспитание молодежи. Они должны включать в себя элементы образования и формирования социальных навыков, чтобы предотвратить повторное преступление.

 

Работа с иностранными гражданами и лицами без гражданства представляет собой отдельное направление, где необходимо совершенствовать норму о порядке исполнения наказаний. Это может включать возможность передачи таких лиц для отбывания наказания в их странах, что облегчит как процесс реабилизации, так и подготовку к возвращению их в общество [9].

 

Все эти рекомендации способствуют созданию более гуманных и эффективных подходов к уголовной ответственности. Изоляция от общества должна быть лишь одним из инструментов, действующим в контексте более глубоких изменений психологического восприятия наказания как меры исправления, а не просто лишения свободы.

 

Понятие «изоляция от общества» представляет собой многогранный и сложный элемент уголовно-правовой конструкции, который требует более глубокого анализа и четкого определения в законодательстве. Исследование показало, что изоляция от общества, как мера уголовного наказания, имеет свои цели и функции, которые направлены на защиту общества, предупреждение преступлений и исправление правонарушителей. Однако, несмотря на очевидные преимущества, такие как снижение уровня преступности и возможность реабилитации осужденных, существуют и значительные недостатки, связанные с применением мер изоляции.

 

Актуальной проблемой остается отсутствие четкого и однозначного определения понятия «изоляция от общества» в российском законодательстве.     Это создает правовую неопределенность и затрудняет применение норм уголовного права. Важно отметить, что четкое определение данного понятия могло бы способствовать более эффективному применению мер наказания и улучшению правоприменительной практики. В связи с этим, необходимо разработать рекомендации по совершенствованию законодательства, которые включали бы в себя не только уточнение понятия «изоляция от общества», но и пересмотр существующих мер наказания с целью их оптимизации.

 

Важным аспектом является необходимость повышения правовой ясности в области уголовного законодательства. Это может быть достигнуто через активное сотрудничество между законодателями, правозащитными организациями и научным сообществом. Важно учитывать международный опыт и лучшие практики других стран, которые уже столкнулись с аналогичными проблемами и нашли эффективные решения.

 

Таким образом, изоляция от общества как уголовно-правовая конструкция требует комплексного подхода и дальнейшего исследования. Необходимо учитывать как положительные, так и отрицательные аспекты применения мер изоляции, а также активно работать над улучшением законодательства, чтобы обеспечить более справедливую и эффективную систему уголовного наказания. В конечном итоге, цель уголовного права должна заключаться не только в наказании, но и в восстановлении социальной справедливости и реабилитации правонарушителей, что невозможно без четкого понимания и правильного применения понятия «изоляция от общества», устойчивой тенденцией гуманизации уголовно-исполнительной политики.

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. №1138-р Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г. [Электронный ресурс] -Режим доступа: //https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400639567/?ysclid=mazc5pv390250369474
  2. УК РФ Статья 56. Лишение свободы на определенный срок... [Электронный ресурс] // www.consultant.ru - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_10699/57aab780bd6bda63d406bf99082ab3b3afe269ab/, свободный. - Загл. с экрана
  3. ЛЕКЦИЯ 4. [Электронный ресурс] // kpfu.ru - Режим доступа: https://kpfu.ru/portal/docs/f_651640593/lekciya.po.uip.dlya.1.potoka.3.kursa.na.06.04.2020.pdf, свободный. - Загл. с экрана
  4. Воронин О.В. О НЕКОТОРЫХ ВИДАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА, ИЗВЕСТНЫХ РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ [Электронный ресурс] // journals.tsu.ru - Режим доступа: https://journals.tsu.ru/uploads/import/1003/files/02-068.pdf, свободный. - Загл. с экрана
  5. Изоляция от общества как средство исправления? [Электронный ресурс] // www.advgazeta.ru - Режим доступа: https://www.advgazeta.ru/mneniya/izolyatsiya-ot-obshchestva-kak-sredstvo-ispravleniya/, свободный. - Загл. с экрана
  6. Прокурор разъясняет - Прокуратура Свердловской области [Электронный ресурс] // epp.genproc.gov.ru - Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/ru/web/proc_66/activity/legal-education/explain?item=36931180, свободный. - Загл. с экрана
  7. Пертли В.А. Теоретические и правовые основы применения уголовно-правовых мер без изоляции от общества // Проблемы экономики и юридической практики. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-i-pravovye-osnovy-primeneniya-ugolovno-pravovyh-mer-bez-izolyatsii-ot-obschestva (29.04.2025)
  8. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010... | ГАРАНТ [Электронный ресурс] // base.garant.ru - Режим доступа: https://base.garant.ru/1357449/, свободный. - Загл. с экрана
  9. Документы - Правительство России [Электронный ресурс] // government.ru - Режим доступа: http://government.ru/docs/all/74397/?page=3, свободный. - Загл. с экрана
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее