СТАТИСТИКА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

СТАТИСТИКА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

40

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 21 (222), Май ‘25

Поделиться

Реализация национальных проектов неизбежно сталкивается с рядом сложностей, особенно на региональном уровне. Омская область, как один из субъектов Российской Федерации, представляет собой интересный пример для анализа эффективности исполнения национальных проектов. Целью данного исследования является анализ состояния реализации национальных проектов в Омской области и разработка рекомендаций по совершенствованию данной деятельности. Исследование охватывает период, предшествующий проведению специальной военной операции, а также ее начало, что позволяет выявить динамику изменений и особенности регионального подхода к выполнению поставленных задач, реализуемого по настоящее время.

Национальные проекты в Омской области активно реализуются с применением механизмов федерального софинансирования. В 2022 году регион получил финансирование в размере 15,2 млрд рублей, что составило 1,8% от общего объема средств федерального бюджета, заложенных на эти цели. Это подчеркивает значительное участие региона в национальных проектах и необходимость рационального использования выделенных средств для достижения поставленных задач.

Финансирование национальных проектов в Омской области распределяется между различными направлениями, включая здравоохранение, экологию, образование и инфраструктуру. Например, в рамках проекта "Экология" было выделено 2,5 млрд рублей, которые направлены на озеленение и улучшение водоснабжения. Такое распределение средств свидетельствует о приоритетах региона в решении экологических проблем, однако требует тщательного контроля для обеспечения эффективности их использования.

Достигнутые результаты реализации национальных проектов в Омской области включают строительство новых медицинских учреждений в рамках проекта "Здравоохранение" за последние три года. Эти достижения подчеркивают положительное влияние проектов на доступность и качество медицинских услуг для населения региона. Несомненно, «реализация мер приоритетного национального проекта «Здоровье» заложила основу для улучшения качества услуг в сфере здравоохранения» [1, с. 1].

В 2022 году введено в эксплуатацию 693,36 тыс. кв. м. жилых домов, что на 8,4% выше показателя аналогичного периода 2021 года [5, с. 4]. Эти данные свидетельствуют о значительном прогрессе в сфере жилищного строительства и подтверждают положительную динамику в реализации национальных проектов.

Согласно данным Минэкономразвития за 2023 год, Омская область занимает 18-е место среди регионов по уровню исполнения национальных проектов. Данное свидетельствует о среднем уровне эффективности реализации проектов в регионе и подчеркивает необходимость дальнейшего совершенствования процессов управления и контроля.

Общественный контроль является важным инструментом обеспечения прозрачности и эффективности реализации национальных проектов [8, с. 111]. Однако в Омской области только 15% жителей знают о целях и задачах этих проектов, что свидетельствует о низком уровне информированности населения. Это ограничивает возможности общественного участия и контроля за выполнением мероприятий. При этом, согласно мониторингу мнений населения Омской области, публикуемых в социальных сетях и иных источниках, 64% жителей Омской области, знакомых с нацпроектами, положительно оценивают результаты реализации национальных проектов, что указывает на относительно высокую степень удовлетворенности населения достигнутыми результатами и подчеркивает важность продолжения работы в этом направлении.

Финансирование национальных проектов является одним из ключевых факторов их успешной реализации [3, с. 145].

На конец 2024 года в Омской области на реализацию национальных проектов было направлено 23,4 млрд. рублей, из которых [9]:

- 3 201,0 млн. рублей выделено на реализацию национального проекта «Образование»;

- 3 496,7 млн. рублей выделено на реализацию национального проекта «Здравоохранение»;

- 1 146,6 млн. рублей выделено на реализацию национального проекта «Демография»;

- 446,2 млн. рублей выделено на реализацию национального проекта «Культура»;

- 3 235,4 млн. рублей выделено на реализацию национального проекта «Экология»;

- 158,5 млн. рублей выделено на реализацию национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства»;

- 5 682,9 млн. рублей выделено на реализацию национального проекта «Безопасные качественные дороги»;

- 5 584,1 млн. рублей выделено на реализацию национального проекта «Жилье и городская среда»;

- 363,7 млн. рублей выделено на реализацию национального проекта «Малое и среднее предпринимательство»;

- 25,7 млн. рублей выделено на реализацию национального проекта «Производительность труда»;

- 83,5 млн. рублей выделено на реализацию национального проекта «Цифровая экономика»;

- 21,0 млн. рублей выделено на реализацию национального проекта «Беспилотные авиационные системы».

При этом эффективность реализации нацпроектов определяется не только объемом выделенных средств, но и тем, как они расходуются. А.Н. Краснов подчеркивает, что с 2009 года применяется система оценки, в которой, помимо объема финансирования, учитывается также эффективность по набору целевых индикаторов [4]. Таким образом, снижение финансирования может существенно повлиять на общую эффективность проектов в регионе.

Координация между муниципальными, региональными и федеральными уровнями власти является важным аспектом успешного выполнения национальных проектов [7]. В Омской области 22% проектов сталкиваются с задержками из-за недостаточного взаимодействия между этими уровнями. Это приводит к увеличению сроков реализации мероприятий и снижению их эффективности.

Квалификация кадров, задействованных в реализации национальных проектов, играет значительную роль в их успешности. В Омской области около 30% работников, участвующих в выполнении проектов, не имеют профильного образования или достаточного опыта. Это приводит к ошибкам в планировании и реализации мероприятий, что снижает их качество и эффективность.

Для улучшения координации между уровнями власти в рамках реализации национальных проектов необходимо внедрение ряда практических мер. Во-первых, следует разработать и внедрить единые стандарты взаимодействия, которые будут регламентировать процесс согласования решений и распределения полномочий. Во-вторых, необходимо создать платформу для оперативного обмена информацией между всеми уровнями власти, что позволит избежать дублирования функций и повысить прозрачность процессов. В-третьих, важно проводить регулярные обучающие семинары для сотрудников, участвующих в управлении проектами, чтобы повысить их компетенции в вопросах координации. Эти меры помогут устранить существующие проблемы и значительно повысить эффективность реализации национальных проектов в Омской области.

Для успешной реализации национальных проектов также важно, чтобы их цели и задачи соответствовали реальным потребностям региона. В Омской области в 2022 году 18% запланированных мероприятий не были выполнены из-за несоответствия утвержденных целей реальным нуждам. Это подчеркивает необходимость более тщательного анализа потребностей населения перед утверждением нацпроектов. Такой анализ может стать основой для более точного формирования целей национальных проектов, что, в свою очередь, повысит их эффективность.

Регулярный мониторинг прогресса выполнения мероприятий позволяет своевременно выявлять проблемы и корректировать действия. В Омской области лишь 40% проектов имеют установленный механизм мониторинга, что затрудняет оценку их прогресса и эффективности. В условиях современных вызовов «цифровые технологии позволяют значительно повысить эффективность проектов, улучшить контроль и мониторинг, обеспечить прозрачность и своевременность исполнения задач» [6, с. 1]. Это подчеркивает необходимость внедрения цифровых решений для улучшения ситуации с мониторингом в регионе.

Для повышения эффективности финансирования и ресурсного обеспечения в Омской области необходимо внедрение современных методов управления проектами [2, с. 97]. В этом контексте использование цифровых технологий для мониторинга расходования средств и координации действий между участниками играет ключевую роль [6, с. 3]. При этом важно привлекать дополнительные источники финансирования, включая частные инвестиции, что позволит увеличить объем доступных ресурсов и ускорить реализацию проектов.

Список литературы

  1. Банюшевич И.А., Денисов А.П., Бабенко А.И., Куцевал Е.В. Удовлетворенность родителей организацией медицинского обслуживания детей в детских поликлиниках в условиях реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» // Фундаментальные исследования. – 2014. – №4. – С. 453-454
  2. Дмитриев А.Г., Мелехина П.Ю. Эффективное государственное управление: стратегии успеха при реализации государственных программ и национальных проектов // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2024. — Том 14. — №4А. — С. 96-105
  3. Каширская Л. В., Зурнаджьянц Ю. А. Аудит эффективности национальных проектов // Вестник Казанского ГАУ. – 2022. – №2 (66). – С. 145-153
  4. Краснов А.Н. Система показателей эффективности региональной социально-экономической политики на примере национальных проектов: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Владимир, 2012. – 18 с.
  5. Кузнецова О. П., Кузнецов В. В., Чижикова Т. А. Реализация национального проекта «Жилье и городская среда» регионами: промежуточные итоги, перспективы развития (на примере Омской области) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – №7. – С. 162-163
  6. Куприянов В.В., Кузнецова О.П., Чижикова Т.А. Влияние цифровой экономики на развитие транспортной отрасли в Омской области // Электронный научный журнал «Век качества». – 2024. – №1. – С. 117-126. – Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2024/124008.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
  7. Леонов М.В., Ончукова Г.Е., Земцова Н.В. Регулирование и оценка эффективности деятельности региональных органов власти в условиях реализации национальных проектов // Электронный научный журнал «Вектор экономики». – 2020. – №3. – С. [б. с.]
  8. Меха В.А. Регулирование реализации национальных проектов в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития // Вопросы российского и международного права. – 2023. – Том 13. – №6А. – С. 107-112. — DOI: 10.34670/AR.2023.54.39.015
  9. Реализация национальных проектов в Омской области // Портал Правительства Омской области. URL: https://special.omskportal.ru/oiv/mf/otrasl/otkrbudg/nac-proekt/2024 (дата обращения: 28.03.2025)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее