Национальные проекты в Омской области активно реализуются с применением механизмов федерального софинансирования. В 2022 году регион получил финансирование в размере 15,2 млрд рублей, что составило 1,8% от общего объема средств федерального бюджета, заложенных на эти цели. Это подчеркивает значительное участие региона в национальных проектах и необходимость рационального использования выделенных средств для достижения поставленных задач.
Финансирование национальных проектов в Омской области распределяется между различными направлениями, включая здравоохранение, экологию, образование и инфраструктуру. Например, в рамках проекта "Экология" было выделено 2,5 млрд рублей, которые направлены на озеленение и улучшение водоснабжения. Такое распределение средств свидетельствует о приоритетах региона в решении экологических проблем, однако требует тщательного контроля для обеспечения эффективности их использования.
Достигнутые результаты реализации национальных проектов в Омской области включают строительство новых медицинских учреждений в рамках проекта "Здравоохранение" за последние три года. Эти достижения подчеркивают положительное влияние проектов на доступность и качество медицинских услуг для населения региона. Несомненно, «реализация мер приоритетного национального проекта «Здоровье» заложила основу для улучшения качества услуг в сфере здравоохранения» [1, с. 1].
В 2022 году введено в эксплуатацию 693,36 тыс. кв. м. жилых домов, что на 8,4% выше показателя аналогичного периода 2021 года [5, с. 4]. Эти данные свидетельствуют о значительном прогрессе в сфере жилищного строительства и подтверждают положительную динамику в реализации национальных проектов.
Согласно данным Минэкономразвития за 2023 год, Омская область занимает 18-е место среди регионов по уровню исполнения национальных проектов. Данное свидетельствует о среднем уровне эффективности реализации проектов в регионе и подчеркивает необходимость дальнейшего совершенствования процессов управления и контроля.
Общественный контроль является важным инструментом обеспечения прозрачности и эффективности реализации национальных проектов [8, с. 111]. Однако в Омской области только 15% жителей знают о целях и задачах этих проектов, что свидетельствует о низком уровне информированности населения. Это ограничивает возможности общественного участия и контроля за выполнением мероприятий. При этом, согласно мониторингу мнений населения Омской области, публикуемых в социальных сетях и иных источниках, 64% жителей Омской области, знакомых с нацпроектами, положительно оценивают результаты реализации национальных проектов, что указывает на относительно высокую степень удовлетворенности населения достигнутыми результатами и подчеркивает важность продолжения работы в этом направлении.
Финансирование национальных проектов является одним из ключевых факторов их успешной реализации [3, с. 145].
На конец 2024 года в Омской области на реализацию национальных проектов было направлено 23,4 млрд. рублей, из которых [9]:
- 3 201,0 млн. рублей выделено на реализацию национального проекта «Образование»;
- 3 496,7 млн. рублей выделено на реализацию национального проекта «Здравоохранение»;
- 1 146,6 млн. рублей выделено на реализацию национального проекта «Демография»;
- 446,2 млн. рублей выделено на реализацию национального проекта «Культура»;
- 3 235,4 млн. рублей выделено на реализацию национального проекта «Экология»;
- 158,5 млн. рублей выделено на реализацию национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства»;
- 5 682,9 млн. рублей выделено на реализацию национального проекта «Безопасные качественные дороги»;
- 5 584,1 млн. рублей выделено на реализацию национального проекта «Жилье и городская среда»;
- 363,7 млн. рублей выделено на реализацию национального проекта «Малое и среднее предпринимательство»;
- 25,7 млн. рублей выделено на реализацию национального проекта «Производительность труда»;
- 83,5 млн. рублей выделено на реализацию национального проекта «Цифровая экономика»;
- 21,0 млн. рублей выделено на реализацию национального проекта «Беспилотные авиационные системы».
При этом эффективность реализации нацпроектов определяется не только объемом выделенных средств, но и тем, как они расходуются. А.Н. Краснов подчеркивает, что с 2009 года применяется система оценки, в которой, помимо объема финансирования, учитывается также эффективность по набору целевых индикаторов [4]. Таким образом, снижение финансирования может существенно повлиять на общую эффективность проектов в регионе.
Координация между муниципальными, региональными и федеральными уровнями власти является важным аспектом успешного выполнения национальных проектов [7]. В Омской области 22% проектов сталкиваются с задержками из-за недостаточного взаимодействия между этими уровнями. Это приводит к увеличению сроков реализации мероприятий и снижению их эффективности.
Квалификация кадров, задействованных в реализации национальных проектов, играет значительную роль в их успешности. В Омской области около 30% работников, участвующих в выполнении проектов, не имеют профильного образования или достаточного опыта. Это приводит к ошибкам в планировании и реализации мероприятий, что снижает их качество и эффективность.
Для улучшения координации между уровнями власти в рамках реализации национальных проектов необходимо внедрение ряда практических мер. Во-первых, следует разработать и внедрить единые стандарты взаимодействия, которые будут регламентировать процесс согласования решений и распределения полномочий. Во-вторых, необходимо создать платформу для оперативного обмена информацией между всеми уровнями власти, что позволит избежать дублирования функций и повысить прозрачность процессов. В-третьих, важно проводить регулярные обучающие семинары для сотрудников, участвующих в управлении проектами, чтобы повысить их компетенции в вопросах координации. Эти меры помогут устранить существующие проблемы и значительно повысить эффективность реализации национальных проектов в Омской области.
Для успешной реализации национальных проектов также важно, чтобы их цели и задачи соответствовали реальным потребностям региона. В Омской области в 2022 году 18% запланированных мероприятий не были выполнены из-за несоответствия утвержденных целей реальным нуждам. Это подчеркивает необходимость более тщательного анализа потребностей населения перед утверждением нацпроектов. Такой анализ может стать основой для более точного формирования целей национальных проектов, что, в свою очередь, повысит их эффективность.
Регулярный мониторинг прогресса выполнения мероприятий позволяет своевременно выявлять проблемы и корректировать действия. В Омской области лишь 40% проектов имеют установленный механизм мониторинга, что затрудняет оценку их прогресса и эффективности. В условиях современных вызовов «цифровые технологии позволяют значительно повысить эффективность проектов, улучшить контроль и мониторинг, обеспечить прозрачность и своевременность исполнения задач» [6, с. 1]. Это подчеркивает необходимость внедрения цифровых решений для улучшения ситуации с мониторингом в регионе.
Для повышения эффективности финансирования и ресурсного обеспечения в Омской области необходимо внедрение современных методов управления проектами [2, с. 97]. В этом контексте использование цифровых технологий для мониторинга расходования средств и координации действий между участниками играет ключевую роль [6, с. 3]. При этом важно привлекать дополнительные источники финансирования, включая частные инвестиции, что позволит увеличить объем доступных ресурсов и ускорить реализацию проектов.
Список литературы
- Банюшевич И.А., Денисов А.П., Бабенко А.И., Куцевал Е.В. Удовлетворенность родителей организацией медицинского обслуживания детей в детских поликлиниках в условиях реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» // Фундаментальные исследования. – 2014. – №4. – С. 453-454
- Дмитриев А.Г., Мелехина П.Ю. Эффективное государственное управление: стратегии успеха при реализации государственных программ и национальных проектов // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2024. — Том 14. — №4А. — С. 96-105
- Каширская Л. В., Зурнаджьянц Ю. А. Аудит эффективности национальных проектов // Вестник Казанского ГАУ. – 2022. – №2 (66). – С. 145-153
- Краснов А.Н. Система показателей эффективности региональной социально-экономической политики на примере национальных проектов: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Владимир, 2012. – 18 с.
- Кузнецова О. П., Кузнецов В. В., Чижикова Т. А. Реализация национального проекта «Жилье и городская среда» регионами: промежуточные итоги, перспективы развития (на примере Омской области) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – №7. – С. 162-163
- Куприянов В.В., Кузнецова О.П., Чижикова Т.А. Влияние цифровой экономики на развитие транспортной отрасли в Омской области // Электронный научный журнал «Век качества». – 2024. – №1. – С. 117-126. – Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2024/124008.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
- Леонов М.В., Ончукова Г.Е., Земцова Н.В. Регулирование и оценка эффективности деятельности региональных органов власти в условиях реализации национальных проектов // Электронный научный журнал «Вектор экономики». – 2020. – №3. – С. [б. с.]
- Меха В.А. Регулирование реализации национальных проектов в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития // Вопросы российского и международного права. – 2023. – Том 13. – №6А. – С. 107-112. — DOI: 10.34670/AR.2023.54.39.015
- Реализация национальных проектов в Омской области // Портал Правительства Омской области. URL: https://special.omskportal.ru/oiv/mf/otrasl/otkrbudg/nac-proekt/2024 (дата обращения: 28.03.2025)