Возникновения кризиса или риска для гостиницы неизменно приводит к потрясениям, влияющим на работу отеля и всю его последующую деятельность. Он может затронуть репутационную безопасность, экономическую и финансовую стабильность, существующую структуру управления предприятием. Такие ситуации также непосредственно влияют на перспективы долгосрочного успеха на рынке. Однако в то же время многие руководители и специалисты по антикризисному управлению склонны рассматривать возникающий кризис как предоставленную возможность для роста и положительных изменений. Он может стать необходимым толчком к улучшению безопасности, повышению квалификации сотрудника, необходимым изменениям в качестве предоставляемых услуг или возможностью пересмотреть маркетинговые и финансовые процессы. Такой подход важен для построения упрочненных позиций на рынке и установления доверительных долгосрочных отношений с клиентами, партнерами и инвесторами.
Оценка положительного воздействия кризисных ситуаций на аппарат управления и функционирование всей гостиницы в целом может подразумевать различные подходы, от применения передовых технологий до внесения изменений в существующие модели управления и ведения финансовой политики в гостинице. Также это может включать в себя обновление установленных методик по взаимоотношению с посетителями, внедрение новых моделей по управлению персоналом, разработку выхода на новых инвесторов и посредников. В конечном итоге, возникший кризис зачастую является хорошим стартом для нововведений при грамотном подходе к антикризисному управлению.
В дополнении к вышесказанному, кризис может быть стимулом поиска новых маркетинговых решений для выхода на новые рынки или для расширения потребителей в гостиничном бизнесе. Речь может идти о поиске новой целевой аудитории, например, более платежеспособной, с целью нивелировать последствия финансового кризиса, а в долгосрочной перспективе выйти на качественно новый уровень гостиницы.
Также кризис может быть мотивацией для внесения изменений во внутренней структуре управления предприятием. Компании, которые сталкиваются с кризисами или рисками, часто приходят к тому, что существующие в гостинице методы руководства нуждаются в изменениях. В конечном итоге улучшение и модернизация внутренних процессов по управлению гостиницей и по взаимодействию с подчиненными приводит к автоматизации многих функций, что позволяет переключить фокус внимания руководителей на другие сферы.
В конечном итоге кризис способствует реализации более адаптивного и современного подхода к управлению процессами в гостиничном бизнесе. Когда отель максимально налаживает внутренние процессы с располагаемыми им ресурсами, в дальнейшем риск возникновения кризисной ситуации изнутри сводится к минимуму.
Хотя кризис и является ситуацией, в ходе которой руководители и работники отеля могут столкнуться с репутационными и материальными убытками, налаженная система антикризисного управления в гостиничном бизнесе всегда предполагает выявление появившихся возможностей, требующих своевременного внимания и реализации, чтобы в дальнейшем снизить влияния непредвиденных ситуаций на руководство процессами в предприятии.
Важным нововведением, на которое стоит обратить внимание руководителям в гостиничном бизнесе, является внедрение информационных цифровых систем, ориентированных на регулярный мониторинг угроз со стороны внутренней и внешней. Безусловно, такие системы не способны в полной мере охватить угрозы извне, поскольку они являются наиболее непредсказуемыми и редко имеют закономерность, однако это является одной из возможных превентивных мер, которые можно принять в антикризисном управлении. На сегодняшний день искусственный интеллект является одной из наиболее передовых и быстро развивающихся технологий в области модернизации систем мониторинга. Такая система позволяет проводить аналитику большого объема данных и определять закономерности в развитии рынка индустрии гостеприимства, а также отслеживать и предсказывать геополитические и природные ситуации, требующие большого внимания на регулярной основе. Технологии искусственного интеллекта в антикризисном управлении гостиничным бизнесом также могут быть использованы для внутреннего мониторинга финансовых систем и решений в гостинице.
Модернизация также возможна при обеспечение всесторонней безопасности гостиничного предприятия. Если говорить о цифровой и электронной безопасности, то передовые технологии на сегодняшний день способы повлиять на вмешательство третьих лиц на финансовую деятельность отеля. Например, существуют технологии, способные обеспечить систему защиты от конкурентной разведки, хакеров и киберпреступников. Затрагивая тему безопасности гостиницы и её постояльцев, стоит отметить, что уже существуют успешные практики по внедрению антикризисных мер управления в этой области.
Например, в Великобритании со времен проведения Олимпийских игр в Лондоне в 2012 году широко использовалась практика реагирования на кризисные ситуации, влияющие на безопасность. По опыту лондонских отелей, видимые системы безопасности (металлодетекторы на входах) подходят далеко не для всех целевых сегментов индустрии гостеприимства, к тому же, не обеспечивают достаточного уровня безопасности при большой проходимости отеля и наплыве туристов со всех уголков мира (в том числе, потенциально опасных нелегальных мигрантов из стран с напряженной геополитической обстановкой). В этом случае для Лондона необходимой мерой, принятой только после возникшего кризиса систем безопасности, стало сотрудничество между отелями и полицией Великобритании. Оно подразумевало включение оповещения по электронной почте о мошеннических действиях, направленных на отели, с фотографиями потенциально опасных лиц, на которых системам охран отелей стоит обращать внимания.
Гости отеля в той же степени рассчитывают на видимые меры безопасности, обеспеченные технологиями и являющиеся необходимыми в современном развитом мире (например, электронные ключи-карты, камеры видеонаблюдения вокруг отеля и на его территории). Также часть инновационных ресурсов отеля должна быть направлена на обеспечение защиты конфиденциальных данных посетителей. Опыт показывает, что многие крупные отели сталкиваются с утечками данных, и это становится большим и продолжительным скандалом, влияющим на репутацию отеля и кредит доверия со стороны посетителей в долгосрочной перспективе. Руководству отеля проще и разумнее принять превентивные меры по недопущению такой ситуации, чем сталкиваться с последствиями этого кризиса.
Таким образом, кризис может стать достаточным основанием для последующего рывка вперед. И следует сказать, что кризисом, в его классическом определении, является не только смена позитивной тенденции на негативную (как это обычно воспринимается), но также и наоборот: смена негативной тенденции на позитивную.
Список литературы
- Лайко М.Ю., Ильина Е.Л., Латкин А.Н. Изучение опыта воздействия мегасобытийного туризма на развитие туристского пространства // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. №2. С. 26-34
- Повышение потребительской ценности гостиничных услуг на основе концепции клиентоцентричности / М.Ю. Лайко, Е.Л. Ильина, Е.Л. Гаранина. М.: Изд-во АБЦ, 2017. – 228 с.
- Степанова С.А. Экономика предприятия туризма: учебник / С.А. Степанова, А.В. Крыга. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 346 с.
- Швецова, И. В. Актуальность антикризисного управления в целях повышения конкурентоспособности отеля / И. В. Швецова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — №25 (472). — С. 129-132. — URL: https://moluch.ru/archive/472/104284/