В последние десятилетия отмечается рост продолжительности жизни больных с онкологическими заболеваниями, что ставит необходимость в рассмотрении вопроса реабилитации больного, перенесшего онкологические заболевания [1]. Необходимо отметить, что пациенты, столкнувшиеся с данным заболеванием, сталкиваются не только с физическими, но и психологическими последствиями. Особенно тяжело переживаются калечащие хирургические вмешательства, которые могут привести к глубоким изменениям в восприятии себя и окружающего мира [3]. В связи с этим возникает потребность в исследовании такого феномена, как психологический реабилитационный потенциал (ПРП) – совокупности внутренних ресурсов, обеспечивающих адаптацию к болезни и восстановление [2]. Целью данного исследования было выявление различий в ПРП у пациентов, перенёсших инвазивное и неинвазивное лечение. Под инвазивным лечением подразумевались операции, в ходе которых происходит удаление органа или его части, влекущее привычное функционирование и/или изменяющих внешний вид больного [5].
В исследовании приняли участие 26 пациентов (16 женщин и 10 мужчин) в возрасте от 35 до 65 лет с диагнозами рака желудка и кишечника II-III стадии. Деление участников на группы было проведено по типу лечения: инвазивное лечение или неинвазивное.
В исследовании использовались следующие психодиагностические методики: опросник социальной значимости болезни (А.И. Сердюк), методика COPE-30 для оценки стратегий совладания, опросник типа отношения к болезни, ТОБОЛ (НИПНИ им. В.М. Бехтерева), методика оценки уровня притязаний (В.К. Гербачевский), опросник реабилитационного потенциала личности (И.Ю. Кулагина), интегративный тест тревожности, ИТТ, опросник эмоциональной регуляции, ERQ (Панкратова, Корниенко), опросник самоэффективности в отношении болезни (Тхостов, Рассказова), опросник локуса контроля в болезни (Анциферов и др.)
В результате проведенного исследования были получены следующие результаты: пациенты после неинвазивного лечения показали более высокий уровень ПРП по сравнению с перенёсшими инвазивные вмешательства. У них лучше сформирована внутренняя картина болезни (p<0.001), выше мотивация (p<0.001), самооценка (p=0.001) и коммуникативные навыки (p=0.002).
Неинвазивная группа чаще использовала адаптивные копинг-стратегии (принятие p=0.007, позитивное переформулирование p=0.008), тогда как у инвазивной преобладали неадаптивные типы реагирования (p<0.001).
Отмечены значимые различия в уровне притязаний: неинвазивная группа демонстрировала большую познавательную активность (p=0.003) и готовность к изменениям (p<0.001). Эмоциональное состояние больных онкологическими заболеваниями, перенесших инвазивное вмешательство, также характеризуется более высоким уровнем ситуативной (p=0.000) и личностной тревожности (p=0.001), а также сниженная эмоциональная регуляция (p<0.001).
Исследование социальной значимости болезни показало, что в сфере семейных отношений пациенты после инвазивного лечения отмечают более выраженное ухудшение внутрисемейных связей (p=0.006). В профессиональной сфере значительно чаще встречаются жалобы на невозможность профессиональной реализации (p=0.008).
Таким образом, полученные результаты подтвердили, что тип лечения оказывает значимое влияние на психологический реабилитационный потенциал. Пациенты, перенесшие инвазивное лечение, сталкиваются с более выраженной психологической дезадаптацией. Это проявляется в снижении ключевых компонентов психологического реабилитационного потенциала – мотивационного, самооценочного и коммуникативного. Консервативное лечение, несмотря на выраженную соматическую нагрузку, позволяет сохранить телесную идентичность и способствует более продуктивному включению в реабилитационный процесс [4].
Список литературы
- Анциферова Л.И. Психология личности и локус контроля. — М.: Наука, 2004. — 256 с.
- Кулагина И.Ю. Психологический реабилитационный потенциал личности: учеб. пособие. — М.: Изд-во МГУ, 2015. — 168 с.
- Панкратова О.С., Корниенко К.В. Эмоциональная регуляция у больных с хроническими заболеваниями. — СПб.: Речь, 2019. — 144 с.
- Порохина Ж.В. Личностные ресурсы в условиях хронической болезни: монография. — СПб.: Питер, 2018. — 224 с.
- Тхостов А.В., Рассказова И.С. Самоэффективность и болезнь: психол. аспекты. — М.: Институт психологии РАН, 2016. — 192 с.