ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Просмотры

163

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 20 (221), Май ‘25

Поделиться

Статья посвящена изучению благотворного воздействия физической активности на здоровье студентов. В ней анализируются положительные изменения, происходящие в организме при регулярных занятиях спортом, а также рассматривается, как физическая активность способствует профилактике заболеваний, снижению стресса и повышению успеваемости. Кроме того, акцентируется внимание на необходимости формирования у студентов устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни.

Физическая культура и спорт очень важны в поддержании здоровья студентов вузов. Из-за большого объема учебы и стресса, свойственных для нынешней студенческой жизни, систематические спортивные занятия необходимы для поддержания физической, психической и умственной формы.

Научные данные подтверждают, что физические занятия положительно воздействуют на психику студентов. Наблюдения показывают, что постоянные тренировки уменьшают стресс и тревожность, что важно для этой группы населения. Например, исследование Университета Иллинойс показало, что всего 20 минут зарядки в день значительно повышают уровень счастья и улучшают сон.

 

В процессе учебной и социальной жизни, учащиеся испытывают большие нагрузки, физические занятия необходимы. Они позволяют улучшить эмоционального состояния (35%) и повышению жизненного тонуса (25%). Также, спорт повышает успеваемость (по 20%). Таким образом, активный образ жизни необходим студентам не только для улучшения физической формы, но и для умственного и эмоционального состояния.

 

Рисунок 1. Влияние физической культуры и спорта на здоровье студентов, %

 

Ученые установили, что спорт положительно сочетается с академической успеваемостью. В частности, исследование Университета Джорджии установило, что учащиеся, стабильно занимающиеся спортом, лучше учатся, так как у них улучшается память, внимание и способность решать сложные задачи. В итоге, они показывают более высокую продуктивность, эффективнее задания и получают лучшие оценки на экзаменах [1].

Занятия физической культурой — это действенный вариант профилактики многих заболеваний. Систематические тренировки укрепляют сердечно-сосудистую систему, повышают выносливость и снижают вероятность развития болезней сердца, диабета и ожирения. Тренировки также важны в предотвращении проблем с опорно-двигательным аппаратом, укрепляя кости и суставы. Поддержание оптимального веса и укрепление иммунитета благодаря физкультуре позволяют вузовцам реже болеть и быстрее возвращаться к учебе после болезни.

Спорт положительно влияет на эмоциональное благополучие учащихся. Неоднократные физические занятия позволяют снизить тревожность и депрессивных симптомов, улучшая таким образом качество жизни [2, с. 406].

 

Физическая культура оказывает существенное воздействие на социализацию студентов. Спортивные мероприятия и командные виды спорта способствуют развитию лидерских качеств, навыков коллективной работы, формированию круга единомышленников и установлению прочных социальных связей.

 

Рассмотрим в таблице 1 влияние на здоровье отдельных видов занятий физической культуры.

 

Таблица 1.

Влияние занятий физической культурой на здоровье

Вид занятия физической культуры

Влияние на здоровье

Кардионагрузки (бег, ходьба, плавание)

Улучшение работы сердечно-сосудистой системы, повышение выносливости, снижение риска сердечно-сосудистых заболеваний.

Силовые тренировки (тренажеры, упражнения с весом)

Укрепление мышц и суставов, улучшение костной плотности, повышение общей физической силы и выносливости.

Йога и растяжка

Снижение стресса, улучшение гибкости и координации, повышение уровня концентрации, улучшение психоэмоционального состояния.

Групповые спортивные игры (футбол, волейбол)

Улучшение координации движений, развитие командного духа, повышение социальной активности, улучшение настроения.

Функциональные тренировки (кроссфит, фитнес)

Увеличение общей физической подготовки, улучшение координации, сжигание жира, повышение энергии.

Танцы (народные, современные)

Развитие ловкости и координации, улучшение настроения, улучшение гибкости и общего состояния организма.

Аэробика (групповые занятия)

Повышение выносливости, улучшение работы дыхательной системы, укрепление сердечно-сосудистой системы, снижение стресса.

Медитация и дыхательные практики

Снижение уровня стресса, улучшение психоэмоционального состояния, повышение концентрации и улучшение настроения.

 

 

Каждый вид спорта или упражнений по-своему полезен для здоровья, будь то улучшение физической формы, эмоционального состояния или расширение круга общения.  [3, с. 135].

 

Аэробные нагрузки, такие как бег, ходьба и плавание, оказывают благоприятное воздействие на сердечно-сосудистую систему. Они способствуют улучшению функционального состояния миокарда, повышению аэробной мощности и снижению риска развития сердечно-сосудистой патологии, а также поддержанию оптимального уровня артериального давления.

 

Упражнения с весом и на тренажерах, известные как силовые тренировки, не только укрепляют мышцы и суставы, но и играют ключевую роль в поддержании здоровья костей. Они помогают увеличить костную плотность, что критически важно для предотвращения остеопороза и других заболеваний опорно-двигательной системы. Как следствие, силовые тренировки делают человека сильнее и выносливее.

 

Регулярные занятия йогой и растяжкой благотворно влияют на психическое и эмоциональное здоровье студентов, способствуя снижению стресса и тревоги. Эти практики положительно сказываются на гибкости, координации движений и концентрации внимания, что является важным фактором для поддержания психологического равновесия. Йога также способствует развитию осознанности тела и навыков релаксации.

Футбол и волейбол, как и другие командные виды спорта, предоставляют студентам возможность улучшить свою физическую форму, развить координацию и командный дух. Кроме того, они способствуют снижению стресса, улучшению настроения и активному социальному взаимодействию.

Функциональные тренировки, включая кроссфит и фитнес, комплексно развивают тело, улучшая выносливость, координацию и общую физическую форму. Они способствуют снижению веса, повышению тонуса и приливу энергии, что особенно важно для поддержания здоровья и работоспособности во время учебы.

 

Благодаря танцам можно развить ловкость, координацию движений и гибкость тела. Кроме того, это отличный способ избавиться от стресса и поднять настроение, что в конечном итоге приводит к улучшению физической формы и общего самочувствия. Танцы — это комплексный подход к здоровью и благополучию.

Аэробика — это отличный способ укрепить сердечно-сосудистую систему и улучшить работу легких. Кроме того, она повышает выносливость, помогает контролировать вес за счет сжигания калорий и снижает уровень стресса, что положительно сказывается на общем состоянии здоровья.

Регулярная практика медитации и дыхательных техник способствует уменьшению тревожности, повышению концентрации внимания и улучшению общего психического состояния. Эти методы являются эффективным инструментом для восстановления внутреннего баланса, что особенно актуально в условиях интенсивной учебной нагрузки [5, с. 1513].

 

Таким образом, разные виды спорта положительно влияют на физическое и психическое состояние студентов. Комплексное Воздействие занятий спортом способствует поддержанию хорошей физической формы, снижению уровня стресса и улучшению общего качества жизни.

 

С учетом выявленных преимуществ занятий физической активностью для здоровья студентов высших учебных заведений, целесообразно внедрение следующих мероприятий:

  1. Расширение учебных программ, включающих обязательные и факультативные занятия физической культурой, с учетом индивидуальных интересов и уровня физической подготовки студентов.
  2. Создание и поддержка студенческих спортивных клубов, а также регулярная организация внутри- и межвузовских соревнований и массовых физкультурных мероприятий, направленных на повышение вовлеченности молодежи в активную деятельность.
  3. Развитие материально-технической базы, включая строительство и модернизацию спортивных залов, площадок и тренировочных зон, доступных для студентов вне зависимости от специальности.
  4. Проведение системной просветительской работы среди студентов и преподавателей, направленной на формирование мотивации к здоровому образу жизни, осознание важности регулярной физической активности для профессиональной успешности и общего благополучия.

Реализация данных мероприятий будет способствовать повышению осведомленности студентов о роли физической культуры на здоровье студентов. Обеспеченность соответствующей инфраструктурой является ключевым фактором в реализации программ по повышению физической активности, в связи с чем развитие материально-технической базы является значимым мероприятием.

 

Для стимулирования студентов к физической активности необходимо принимать во внимание современные тенденции, в связи с чем популярностью пользуется групповой фитнес, посещение тренажерного зала, а также такие направления, как йога, пилатес, функциональный тренинг и танцевальные направления (например, Zumba, современные хореографии). Занятия этими видами спорта и физической активности привлекательны и, что важно, оказывают комплексное воздействие: мотивируют к занятиям, формируют чувство принадлежности к группе, стимулируют социальную активность и снижают уровень стресса.

 

Университетам необходимо пересмотреть подход к физическому воспитанию, сделав его более гибким и ориентированным на индивидуальные потребности студентов. Это включает в себя предоставление выбора различных видов активности, использование цифровых инструментов для мониторинга результатов и создание благоприятной атмосферы, мотивирующей к регулярным занятиям спортом и поддержанию здоровья. Занятия физической культурой и спортом оказывают комплексное благотворное воздействие на здоровье студентов. Они способствуют укреплению сердечно-сосудистой системы, улучшению памяти и концентрации, снижению тревожности и развитию командного духа. В связи с высокими требованиями к успеваемости, необходимо обеспечить студентам доступ к спортивным возможностям и мотивировать их к регулярным тренировкам.

Список литературы

  1. Ахматгатин А.А., Вайнер-Кротов А.В., Яловенко О.В., Вишнякова Г.В. Динамика физической подготовленности студентов первого курса технического вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – №4
  2. Влияние благоприятного мотивационного климата на успеваемость обучающихся в вузе / С. А. Печерский, А. А. Ахматгатин, А. И. Усенко [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – №12 (214). – С. 406-408
  3. Петрина, Е. Д. Влияние физической культуры и спорта на здоровье студентов высших учебных заведений / Е. Д. Петрина, Г. В. Федотова, Л. П. Федосова // Тенденции развития науки и образования. – 2023. – №93-7. – С. 135-136
  4. Плотников Е.Г. Двигательная активность и ее влияние на здоровье человека / Е.Г. Плотников, Е.Д. Склемина // Инновации. Наука. Образование. – 2021. - №36. – С. 307-309
  5. Славинский, Н. В. Изучение сердечного ритма студенческой молодежи при занятиях физической культурой и в состоянии покоя / Н. В. Славинский, З. В. Кузнецова, И. В. Яткин // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2023. – Т. 28, №6. – С. 1513-1522
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее