МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СУДЕБНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В РАМКАХ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СУДЕБНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В РАМКАХ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

32

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 20 (221), Май ‘25

Поделиться

В данной статье представлена информация о механизме совершенствования института судебного представительства. Разработан ряд мероприятий, улучшающих качество и эффективность представительства сторон в суде.

В настоящее время российский рынок юридических услуг, в частности, сегмент судебного представительства в различных видах судопроизводства, находится в процессе реформирования. Предполагается унификация требований к судебным представителям, в соответствии с принципом, закрепленным в статье 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, об обязательном наличии высшего юридического образования. Данная тенденция, характерная для многих стран, обусловлена необходимостью повышения качества правовой помощи и развития рынка судебного представительства как самостоятельной профессиональной сферы [4].

 

Развитие профессионального судебного представительства не только подстегнет рост юридического рынка в России и откроет возможности для выхода на мировой уровень, но и значительно повысит эффективность правосудия. Судьи смогут взаимодействовать с квалифицированными юристами, что позволит более глубоко и качественно разбирать сложные юридические вопросы. Это особенно актуально в кассационной инстанции, где ключевое значение имеет профессиональное понимание и применение норм права.

 

Несмотря на конституционное право граждан (статья 48 Конституции РФ) на квалифицированную юридическую помощь, и очевидное требование к квалификации оказывающего её лица, в российском процессуальном законодательстве (за исключением КАС РФ) отсутствуют четкие критерии к судебным представителям. Этот вопрос активно обсуждался в юридической среде более десяти лет, породив множество предложений и законодательных инициатив, которые, однако, также подвергались критике [2].

 

Законодательство устанавливает определенные требования к лицам, представляющим интересы сторон в суде. В частности, при рассмотрении гражданских и арбитражных дел, помимо адвокатов, представителями могут выступать лица, имеющие высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности. Однако это правило не действует в гражданских делах, рассматриваемых мировыми и районными судами.

Важно отметить, что требование о профессиональном представительстве не распространяется на представителей, действующих в силу закона. Например, в арбитражном процессе это касается патентных поверенных, арбитражных управляющих и других лиц, указанных в федеральном законе. В гражданском процессе исключения предусмотрены для законных представителей, патентных поверенных, арбитражных управляющих, профессиональных союзов (представляющих интересы своих членов в трудовых спорах) и иных лиц, определенных федеральным законом.

Новая поправка в Кодексе административного судопроизводства расширяет круг лиц, имеющих право представлять интересы в суде по административным делам, включая тех, кто имеет ученую степень в области права.

 

Введение новых требований к судебным представителям совпало с началом работы кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. Это обусловлено тем, что создание независимых кассационных судов, рассматривающих жалобы в полном объеме, приведет к увеличению числа судебных заседаний с участием сторон.

 

Унификация реформационных положений позволит кассационному правосудию выйти на новый концептуальный уровень развития. Это, в свою очередь, обеспечит проведение в судебных заседаниях углубленных и комплексных правовых дискуссий с участием квалифицированных специалистов, обладающих обширными знаниями в области права и судебной практики.

 

Ограничение круга судебных представителей также призвано повысить уровень судебной этики. Поскольку поведение участников процесса не всегда соответствует этическим стандартам, введение профессионального представительства должно установить более высокие требования к поведению представителей в отношениях с судом и клиентами [1].

 

Положительные стороны изменений в судебном представительстве включают:

  • Повышение качества юридических услуг;
  • Ускорение судебных процессов;
  • Соответствие международным стандартам юридической помощи.

Реализация всех этих целей станет возможной только при условии, что выбранные представители будут честно отстаивать интересы своих клиентов, тщательно готовиться к судебным разбирательствам, избегать ошибок в оформлении документов и внимательно следить за соблюдением сроков и других важных организационных аспектов как со своей стороны, так и со стороны доверителя.

 

Среди недостатков стоит упомянуть, что ограничение конкуренции в получении статуса судебного представителя может привести к увеличению стоимости услуг тех лиц, которые, в соответствии с указанным Федеральным законом, будут соответствовать квалификационным требованиям для участия в судебном процессе в качестве представителей.

 

Следует учитывать, что издержки, связанные с неквалифицированной юридической помощью, оказывают существенное негативное влияние на положение граждан. Непрофессионализм судебных представителей приводит к проигрышам в суде, что влечет за собой значительные убытки. Помимо этого, действия таких представителей дискредитируют судебную власть, поскольку граждане, потерпевшие поражение, зачастую возлагают ответственность за исход дела на суд.

 

Чтобы сделать юридическую помощь более доступной, предлагаются различные способы оплаты, которые могут снизить финансовую нагрузку на клиентов:

  1. Оплата за результат: Юристы могут получать вознаграждение, размер которого зависит от успеха в деле. Это означает, что клиент платит больше, если дело выиграно, и меньше, если проиграно.
  2. Финансирование судебных процессов: Инвесторы могут оплачивать судебные издержки истца в обмен на долю от присужденной суммы, если иск будет удовлетворен. Это позволяет истцам, у которых нет средств, подать в суд.
  3. Более справедливое распределение судебных расходов: Необходимо улучшить систему возмещения судебных издержек, чтобы можно было доказать обоснованность и разумность понесенных расходов и эффективно взыскивать их с проигравшей стороны.

Модернизация института судебного представительства требует реализации конкретных шагов, направленных на повышение качества юридической помощи в суде. Необходимо:

  • Организовать систему непрерывного профессионального развития для судебных представителей, включая обучение, тренинги и обмен опытом.
  • Разработать и внедрить профессиональные стандарты, определяющие требования к квалификации и этике судебных представителей.
  • Активно внедрять информационные технологии для оптимизации работы представителей, включая электронный документооборот и онлайн-коммуникацию.
  • Создать эффективную систему контроля за деятельностью судебных представителей для предотвращения злоупотреблений.
  • Принять меры для обеспечения доступности квалифицированной юридической помощи для всех слоев населения, включая разработку программ поддержки для малоимущих граждан.

Эти меры позволят повысить эффективность судебной системы и обеспечить более справедливое рассмотрение дел.

Модернизация института судебного представительства позволит обеспечить более квалифицированную правовую помощь гражданам и организациям, что, в свою очередь, приблизит российское судопроизводство к международным стандартам.

Список литературы

  1. Астапова Е.В. Формирование системы квалифицированной юридической помощи в России // Юрист-правовед. - 2021. - №6 (79), С. 33-38
  2. Бердиева А.А. Реформирование института представительства в гражданском судопроизводстве // Молодой ученый. - 2022. - №22 (208), С. 210-211
  3. Момотов В.В. Выступление на круглом столе Общероссийского гражданского форума «Об обеспечении необходимых гарантий адвокатской деятельности» от 30.05.2018 г. // Адвокатская газета. - 2020. - №2, С. 25
  4. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее