Понятие реструктуризации подразумевает под собою комплексное изменение структур подсистем предприятия. Следует уделять внимание производственной, маркетинговой, организационной и финансовой подсистемам при составлении плана мероприятий по реструктуризации. С учетом современных вызовов и угроз, с которыми сталкиваются предприятия авиатранспорта, необходимо проведение реструктуризации, которая оптимизирует производственные процессы и повысит экономическую эффективность основной деятельности. Это обусловлено негативным влиянием санкционной политики, приведшей к технологичным санкциям в отношении авиатранспортной отрасли экономики России.
Российская авиационная отрасль в своем стратегическом развитии в настоящее время направлена на институциональные изменения, на повышение объемов государственного финансирования отрасли до 50 млрд. руб., на изменение рыночного окружения, изменение в авиационных программах, на выстраивание новых альянсов при отдалении от Запада в условиях геополитических изменений. Правительство России в Стратегии развития авиационной отрасли до 2030 года с бюджетом около 770 млрд. руб. собирается субсидировать авиакомпании с целью прироста пассажиропотока до 100 млн. чел. [1].
По причине негативного влияния технологичных санкций и необходимости обеспечения экономической устойчивости предприятий авиатранспорта России, актуальность приобретает обновление совокупности теоретических положений и разработка практических рекомендаций в процессе реструктуризации, ориентированных на повышение конкурентоспособности. Достаточная изученность отдельных теоретических вопросов и методических подходов к разработанности данной проблемы, а также ее возрастающая практическая значимость поспособствуют решению качественного внедрения реструктуризации.
Реструктуризация предприятий авиационной промышленности направлена на сохранение и наращивание производственного и научно-технического потенциала, накопленного в авиационной отрасли за многие десятилетия [3]. Проведя опрос среди специалистов в области гражданской авиации, основной причиной к рассмотрению реструктуризации предприятия является ухудшение экономического состояния авиапредприятия, вызванное несоответствием деятельности компании меняющимся требованиям рынка. Следствиями подобной ситуации становятся неудовлетворительные финансовые показатели, падение уровня пассажиропотока, неэффективное взаимодействие между подразделениями (см. рис. 1).
Рисунок 1. Значимость факторов, влияющих на внедрение реструктуризации авиапредприятием
Необходимость в реструктуризации может возникнуть и у вполне успешных компаний. Так, любая модификация масштабов бизнеса или рыночных условий требует адекватного изменения системы управления. И дальновидные руководители проводят преобразования, не дожидаясь снижения эффективности деятельности.
Важным аспектом является то, что только комплексное выполнение разрабатываемых мероприятий позволит сформировать эффективный управленческий механизм проведения реструктуризации и создаст основу для перехода на качественно новый уровень управления авиапредприятием и его конкурентоспособностью [4].
На начальном этапе проводится комплексная диагностика текущего состояния организации, анализируется влияние внешней и внутренней сред на предприятие. На основе полученных результатов определяются направления реструктуризации. После выбора направлений составляется предварительный план мероприятий, составляется прогноз реструктуризации предприятия. Вырабатывается подробный поэтапный план, а именно механизм реализации программы реструктуризации с указанием сроков проведения мероприятий. Завершающим этапом является анализ эффективности проведенной реструктуризации компании [5].
Важным условием успешной реструктуризации предприятий авиатранспорта является оценка эффективности применяемых решений. Для этого можно использовать комплекс показателей (см. табл. 1).
Таблица 1.
Показатели оценки эффективности проведения реструктуризации предприятия
Показатель |
Характеристика |
Коэффициент управляемости |
Демонстрирует степень загруженности каждого руководителя с учетом нормы управляемости |
Коэффициент уровня механизации и автоматизации труда |
Показывает степень соответствия стоимости средств автоматизации и оргтехники нормативным требованиям на работника |
Коэффициент экономической эффективности управленческой деятельности |
Показывает соотношение прибыли организации к численности аппарата управления |
Коэффициент результативности управления производством |
Показывает соотношение объема реализации продукции к численности аппарата управления |
Экономическая результативность деятельности |
Показывает соотношение прибыли организации к общей сумме затрат на производство продукции |
По нашему мнению, для современных предприятий авиатранспорта в процессе реструктуризаций сейчас остро стоит задача обеспечить совершенствование производства и оптимизацию производственных процессов, что позволит увеличить эффективность экономической деятельности. Данные изменения позволят уже улучшить финансовые показатели результаты бизнеса, что положительно повлияет на выручку и все виды прибыли. Наиболее традиционным подходом к модернизации и оптимизации производственных процессов на предприятиях авиатранспорта является использование методов бережливого производства.
В рамках бережливого производства на предприятиях авиатранспорта интегрируются следующие цели, достижение которых обеспечивает повышение эффективности экономической деятельности [2]: сокращение брака и потери товарно-материальных ценностей, используемых в основной деятельности; рациональная организация труда и рабочих мест, где экономно используется трудовое время сотрудников для полного решения ними своих задач; оптимизация финансовых расходов бизнеса через снижение себестоимости.
Также к приоритетным стратегиям стимулирования роста производительности на предприятиях авиационной промышленности является цифровизации, актуальность которой в России связана с быстрыми темпами развития сектора информационно-коммуникационных технологий в экономике, что создает новые продукты и инновации для совершенствования практических аспектов менеджмента. Интерес исследуемой проблематики в нынешнее время обусловлен следующими факторами, как развитием новейших технологий, формированием шестого технологического уклада и реализации стратегии цифровизации на уровне микроэкономических субъектов и макроэкономических институтах. Соответственно, возникает актуальность оценки перспективы практического использования технологий при совершенствовании систем управления предприятиями авиатранспорта российской экономики.
В заключении статьи подытожим, что по каждой из структур предприятия, осуществляя его реструктуризацию, возможно проводить какой-либо определенный вид изменений, либо комплекс изменений. В случае единичных структурных изменений речь идет об осуществлении проекта реструктуризации транспортного предприятия, если же необходимо провести комплекс изменений в структурах, разрабатывается программа реструктуризации, включающая множество проектов. Дальнейшие исследования следует рассматривать в направлении оптимизации состава программы реструктуризации транспортного предприятия.
При этом важно отметить важность реструктуризации с учетом необходимости модернизации предприятий авиатранспорта России в период импортозамещения и технологичных санкций. Современные компании столкнулись с угрозами и вызовам, последствиями чему является снижение экономической устойчивости и эффективности основной деятельности. Поэтому важна разработка управленческих решений, обеспечивающих совершенствование производственных процессов в рамках проводимой реструктуризации.
Список литературы
- Лизунов Д.А. Анализ стратегий развития авиационных компаний: международный опыт и российская практика // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. №11 (137)
- Бухалков М.И., Кузьмин М.А. Организационно-экономические основы бережливого производства // Организатор производства. 2023. №4. С. 63-68
- Мысаченко В.И., Сафронов С.С. Необходимость реструктуризации промышленных предприятий и ее содержание // Горизонты гуманитарного знания. 2022. №1. С. 22-30
- Петрова И.В., Дмитренко Д.Р. Необходимость реструктуризации для выхода предприятий из кризисной ситуации // Академическая публицистика. 2023. №3-1. С. 84-87
- Шамонина О.А. Предпосылки и условия реструктуризации предприятий промышленности в условиях санкционной экономики // Научный аспект. 2024. Т. 8. №2. С. 955-960