Становление в постсоветской России рыночных отношений в связи с изменением экономики государства потребовало реализации на практике многих правовых и экономических институтов, закономерно привело к появлению в правовом поле новых субъектов, наличие которых ранее не предполагалось при плановой экономике или деятельность которых была принципиально иной, а именно, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Развитие корпоративного сектора становится одной из важнейших задач государственной власти, от которой зависит развитие всей страны.
Развитие свободы экономических отношений и увеличение количества юридических лиц вызвало рост споров корпоративного характера, в том числе, споры связанные с вопросом привлечения к административной ответственности.
Тенденция арбитражных судов к расширению пределов компетенции по административным делам, а также постоянное совершенствование законодательства и судебной системы показывает актуальность темы и ее востребованность.
Дела, возникшие из административных и иных публичных правоотношений в арбитражном процессе, обладают своей особенностью, в связи с чем, законодатель данную категорию дел регламентировал отдельным разделом в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (далее – АПК РФ). Данные особенности касаются, в том числе, и рассмотрения дел арбитражным судом о привлечении к административной ответственности.
Процесс привлечения к административной ответственности регламентирован параграфом 1 главы 25 АПК РФ, которая в себе содержит 5 статей (ст. ст. 202 – 206).
Следует ответить, что что производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается арбитражным судом на основании обращения с заявлением административного органа. Сам процесс принятия такого заявления состоит из следующих этапов: составление уполномоченным органом или должностным лицом протокола об административном правонарушении; составление заявления в отношении лица, совершившего правонарушение; обращение в арбитражный суд с требованием о привлечении нарушителя к административной ответственности [1].
АПК РФ устанавливает требования к заявлению, на основании которого возбуждается производство по рассматриваемой категории дел, в частности ст. 204.
В научных кругах выделяется одна из проблем рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях, так как согласно АПК РФ, необходимым условием для возбуждения данной категории дел и принятие его к рассмотрению выступает заявление уполномоченного на то органа или должностного лица, тогда как КоАП РФ предусмотрен немного другой порядок, при котором возбуждение дела об административном правонарушении происходит при подаче протокола и указанного заявления[2].
На наш взгляд, данный момент, закреплённый в нормативно-правовых актах, является не совсем корректным, так как препятствует правильной оценке совершённого правонарушения, что в свою очередь может вызывать определённые проблемы и затруднения при рассмотрении и разрешении дела. В связи с этим, представляется, что в рамках данных требований будет достаточно только заявления. Вопрос получения протокола лицом, привлекаемым к административной ответственности, может изучаться судом дополнительно, если сторона будет возрождать против удовлетворения заявления.
Главная проблема в осуществлении правосудия в рамках административных дел заключается в разделении подведомственности таких дел между арбитражными судами и судами общей юрисдикции. Однако, считаем, что главным признаком отличия заключается в том, что подобные дела относятся к компетенции арбитражного суда только, если они содержат в себе экономическую составляющую.
Кроме того, необходимо отметить, что Конституционный Суд РФ в определении от 04.04.2006 № 113-О излагает свою позицию в отношении данного вопроса, согласно которой, арбитражному суду не подведомственны те дела о привлечении к административной ответственности лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, но не имеющих статус юридического лица, если совершённое указанными лицами правонарушение, не связано с осуществлением ими предпринимательской деятельности[1].
При изучении судебной практики, установлено, что наиболее распространённой ошибкой, возникающей при определении компетенции арбитражных судов по рассмотрению дел о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, можно отнести неправильную квалификацию состава административного правонарушения, от которого главным образом зависит, относится ли данное дело к рассмотрению арбитражным судом.
Нельзя не затронуть вопросы материального права при рассмотрении указанных дел.
Зачастую арбитражный суд рассматривая дела о привлечении к административной ответственности применяет положения ст. 2.9. КоАП РФ, которой установлено освобождение от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
Проблема данной нормы заключается в отсутствии ее пределов. Арбитражный суд, рассматривая тождественные дела, принимает абсолютно разные решения. Думается, что арбитражному суду необходимо подходить к вопросу привлечения к административной ответственности единообразно, поддерживая тождественную судебную практику. Бесспорно, необходимо учитывать индивидуализацию ответственности, но при соблюдении единообразного подхода.
Подводя итог работе, можно сделать вывод, что рассмотрение дел арбитражным судом о привлечении к административной ответственности имеет свои особенности, а также специфические черты. При этом следует заметить, что выявлены проблемы при определении компетенции арбитражных судов по рассмотрению дел о привлечении к административной ответственности.
Список литературы
- Научно-практический комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (постатейный) / под ред. А.П. Морозова. 2017. С. 211.
- Река А.Ю. К вопросу о рассмотрении дел об административных правонарушениях в арбитражных судах // Вестник Уральского финансово-юридического института. 2017. № 4 (10). С. 38-40.