ОБЗОР ТЕОРИЙ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА В ПСИХОЛОГИИ

ОБЗОР ТЕОРИЙ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА В ПСИХОЛОГИИ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

128

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 19 (220), Май ‘25

Поделиться

В статье представлен обзор ключевых психологических теорий перфекционизма, раскрывающих его сущность, типологию и механизмы формирования. Рассматриваются взгляды на перфекционизм с позиции различных направлений психологии — психоаналитического, гуманистического, когнитивного и гештальт-подходов. Освещаются современные многомерные модели перфекционизма, включая концепции Хьюитта и Флетта, Фроста и коллег. Анализ существующих исследований выявляет доминирование теоретического подхода и дефицит практико-ориентированных разработок. В связи с этим подчёркивается необходимость создания и апробации программ психологической коррекции для людей с выраженными перфекционистскими установками.

Перфекционизм в последние десятилетия привлекает всё больше внимания со стороны психологов, педагогов и специалистов в области психического здоровья. С одной стороны, стремление к высоким стандартам может способствовать личностному росту и профессиональным достижениям, с другой — избыточная требовательность к себе и страх неудачи нередко приводят к эмоциональному выгоранию, тревожным расстройствам и заниженной самооценке. Особенно остро эта проблема проявляется в условиях социальной конкуренции, давления со стороны окружения и усиления влияния социальных сетей, где формируется культ идеальности. Актуальность темы обусловлена необходимостью глубокого понимания природы перфекционизма, его типологических особенностей и факторов формирования, а также острой потребностью в практических решениях для психологической помощи людям с выраженными перфекционистскими установками.

Перфекционизм — это стремление к безупречности, установление завышенных стандартов и чрезмерная самокритичность. термин «перфекционизм» в психологическом контексте впервые ввёл Моррис Холлендер (M. Hollender) в 1965 году. Он рассматривал перфекционизм как личностную черту, связанную с чрезмерной самокритичностью и высокими стандартами.

В рамках психоанализа перфекционизм рассматривается как проявление глубинных внутренних конфликтов, возникающих на ранних этапах психосексуального и эмоционального развития личности.

З. Фрейд считал, что перфекционистские установки формируются под влиянием Сверх-Я (суперэго) — части психики, представляющей собой внутреннего критика и носителя социальных, моральных и родительских норм. Когда требования Сверх-Я чрезмерны, человек начинает стремиться к недостижимому идеалу, что порождает внутреннее напряжение, тревогу и чувство вины за невозможность соответствовать ожиданиям [19].

А. Адлер, отходя от фрейдовской концепции, акцентировал внимание на стремлении человека к превосходству как основной движущей силе личности. Перфекционизм, по его мнению, — это форма компенсации чувства неполноценности, возникающего в детстве. Стремление быть идеальным становится способом преодоления внутренних комплексов и получения социального признания [1].

К. Хорни видела в перфекционизме одно из проявлений невротических потребностей, в частности — потребности быть безупречным, чтобы заслужить любовь и избежать отвержения. По её мнению, человек с невротическим перфекционизмом строит образ «идеального Я», к которому он постоянно стремится, испытывая при этом хроническое недовольство собой и страх быть раскритикованным или отвергнутым [20].

Таким образом, с точки зрения психоанализа, перфекционизм не является просто высокой планкой или чертой характера — это сложный защитный механизм, коренящийся в раннем опыте, страхах и отношениях с родителями.

Представители гештальт-терапии рассматривали перфекционизм как форму прерывания контакта с «здесь и сейчас». Перфекционист стремится к идеалу, который существует в будущем, тем самым теряя связь с собственными актуальными чувствами, потребностями и переживаниями. По мнению Ф. Перлза, перфекционизм может быть выражением интроекта — усвоенного извне правила или требования («я должен быть идеальным»), которое человек не осознал и не интегрировал как своё. Такой подход акцентирует внимание на необходимости осознания и принятия своей уникальности и несовершенства как части целостного опыта.

Психологи гуманистического направления рассматривали перфекционизм как искажённую форму стремления к самоактуализации. К. Роджерс подчеркивал, что перфекционизм возникает в условиях условного принятия, когда человек стремится соответствовать чужим ожиданиям, чтобы заслужить любовь и одобрение. А. Маслоу считал, что здоровое стремление к развитию — часть самоактуализирующейся личности, тогда как деструктивный перфекционизм возникает при неудовлетворении базовых потребностей и нарушении подлинного «Я» [23].

Представители когнитивного направления рассматривают перфекционизм как результат иррациональных убеждений и ошибочных схем мышления. А. Бек связывал перфекционизм с негативными автоматическими мыслями и дисфункциональными убеждениями, такими как «я должен быть идеальным, чтобы иметь ценность» [25].

А. Эллис считал перфекционизм проявлением иррациональных требований к себе и другим («я обязан всегда добиваться успеха»), что приводит к тревоге и фрустрации. В когнитивно-поведенческом подходе подчеркивается, что перфекционизм поддерживается через привычные паттерны мышления и поведенческие стратегии, и может быть изменён с помощью психотерапии [26].

П. Хьюитт и Г. Флетт разработали одну из наиболее влиятельных и широко используемых многомерных моделей перфекционизма. Их подход отражён в статье 1991 года и лег в основу шкалы Multidimensional Perfectionism Scale (MPS), которая используется как в научных исследованиях, так и в клинической практике [27].

Основные компоненты модели П. Хьюитта и Г. Флетта:

1. Самоориентированный перфекционизм

Это стремление к идеалу, предъявление к себе высоких, часто недостижимых стандартов. Люди с выраженным этим типом перфекционизма ориентированы на самосовершенствование, но нередко страдают от чрезмерной самокритики и страха неудачи.

2. Ориентированный на других перфекционизм

Характеризуется завышенными ожиданиями и требовательностью к окружающим. Такие люди часто испытывают раздражение или разочарование в других, если те не соответствуют их стандартам.

3. Социально предписанный перфекционизм

Отражает убеждение, что окружающие ожидают от человека быть идеальным, и что любовь и принятие зависят от его достижений. Этот тип особенно тесно связан с тревожностью, депрессией и низкой самооценкой.

Ключевые особенности модели:

Модель подчёркивает, что перфекционизм не является однородной чертой, а включает разные типы, которые по-разному влияют на личность и её адаптацию.

Социально предписанный перфекционизм считается наиболее дезадаптивным, поскольку он формирует зависимость от внешней оценки и высокий уровень стресса.

Исследования П. Хьюитта и Флетта показали, что разные типы перфекционизма связаны с разными клиническими симптомами, включая депрессию, тревожность, нарушения пищевого поведения и даже суицидальные мысли [27;30].

Диагностическая методика «Многомерная шкала перфекционизма, MPS», разработанная П. Хьюиттом и Г. Флеттом (1990) и адаптированная И.И. Грачевой (2006) широко используется для диагностики перфекционизма в России.

Д. Хамачек (Don Hamachek) внёс значительный вклад в изучение перфекционизма, предложив одно из первых различий между его адаптивной и дезадаптивной формами. В своей работе 1978 года он описал перфекционизм не как исключительно негативное явление, а как многогранную характеристику, которая может как способствовать личностному росту, так и вызывать психологические трудности [29].

Основные идеи Д. Хамачека:

1. Нормальный (адаптивный) перфекционизм

Характеризуется высоким уровнем мотивации, стремлением к качественной работе и достижению целей. Такие люди способны радоваться успехам и воспринимать ошибки как часть роста. Адаптивный перфекционизм помогает самореализации и связан с высокой самооценкой и удовлетворённостью жизнью.

2. Невротический (дезадаптивный) перфекционизм

Основывается на страхе неудачи и чрезмерной самокритике. Человек с этим типом перфекционизма редко бывает доволен результатами своей деятельности, воспринимает любые ошибки как катастрофу и испытывает хроническое напряжение. Такой перфекционизм часто приводит к тревоге, депрессии и выгоранию.

Значение вклада:

Д. Хамачек был одним из первых психологов, кто обратил внимание на двойственную природу перфекционизма, тем самым проложив путь для последующих многомерных моделей (например, моделей П. Хьюитта и Г. Флетта). Его подход стал основой для различения «здорового» и «нездорового» перфекционизма в психотерапии и научных исследованиях.

Большой вклад в изучение перфекционизма внесли современные российские исследователи [29].

В российской психологической науке хотя перфекционизм не всегда выделялся как самостоятельный объект исследования, его проявления и механизмы активно обсуждались в контексте личностного развития, профессионального становления и адаптации.

Е. А. Климов, анализируя типы профессионального мышления и структуру личности в различных профессиях, подчеркивал, что стремление к идеалу часто характерно для специалистов, чья деятельность требует высокой степени ответственности и точности (например, врачей, педагогов, инженеров). Он указывал, что такие перфекционистские установки могут способствовать профессиональному росту, но в то же время приводить к внутреннему напряжению и выгоранию при невозможности достичь «идеального» результата [7].

Л. И. Божович в рамках исследований мотивационной сферы личности рассматривала стремление к достижению высоких результатов как важнейший компонент личностного развития. Её работы позволяют рассматривать перфекционизм как результат внутренней мотивации к саморазвитию, но при неблагоприятных условиях — как источник фрустрации, тревоги и внутреннего конфликта между «хочу» и «должен» [2].

А. И. Захаров в своих трудах, посвященных детским неврозам, обращал внимание на то, как завышенные родительские ожидания могут провоцировать у ребенка развитие тревожности, сомнений в себе и стремления быть «идеальным». Он подчеркивал, что в таких семьях часто формируются патологические формы перфекционизма, проявляющиеся в жесткой самокритике, страхе ошибки и зависимости от внешней оценки [6].

В. В. Столин изучал формирование Я-концепции, самооценки и механизмов саморегуляции. В его концепции можно усмотреть основы понимания перфекционизма как черты личности, формирующейся в процессе социализации. Стремление к соответствию внутренним и внешним стандартам, описанное им, может выступать основой как адаптивного, так и деструктивного перфекционизма [17].

Т. Д. Марцинковская в рамках своих исследований подросткового возраста обращала внимание на формирование образа «Я» и идеала «Я», включая повышенные требования к себе, тревожность и стремление к социальной приемлемости. Эти черты часто рассматриваются как основа подросткового перфекционизма, особенно в условиях давления со стороны значимых взрослых или социальных сетей [12].

Н. Г. Гаркави, занимаясь изучением адаптационных реакций организма, подчеркивала важность личностных установок в восприятии стрессовых факторов. Перфекционистские тенденции, по её мнению, могут усиливать стрессовые реакции, поскольку создают внутреннее напряжение при несоответствии результата завышенным ожиданиям. Это особенно проявляется в ситуациях хронического стресса и перегрузок [3].

Также в последние годы в России наблюдается активизация интереса к изучению перфекционизма как важного психологического феномена. В связи с ростом актуальности темы, в научной литературе появляется всё больше эмпирических исследований, направленных на выявление особенностей проявления перфекционизма, его структуры, факторов формирования и влияния на различные аспекты психической жизни личности.

В частности, ряд российских исследователей рассматривает взаимосвязь перфекционизма с личностными характеристиками. Среди них можно отметить работы Н. Д. Масленниковой и М. Ю. Землянского (2013) [13], в которых перфекционизм изучается в контексте адаптации и уровня притязаний. Е. А. Соколович и И. А. Фурманов (2016) [16] проанализировали особенности проявления перфекционизма у студентов с разным типом акцентуации личности. Н. С. Осташова (2019) [14] исследовала связь перфекционистских тенденций с самооценкой и уровнем тревожности, а в работе Н. Ю. Литвиновой (2023) [11] была предпринята попытка типологизации перфекционизма на основе эмоционально-личностных особенностей. Интерес представляют также исследования В. А. Савинцевой, С. С. Новиковой и Е. В. Щетининой (2023) [15], в которых анализируется влияние перфекционизма на профессиональное выгорание и удовлетворённость жизнью.

Значительное внимание уделяется исследованию влияния стиля родительского воспитания на формирование перфекционистских черт. Так, в работах М. В. Ларских и И. В. Лисовой (2015) [10] показано, что гиперответственный стиль воспитания способствует развитию нормативного (здорового) перфекционизма. О. Ю. Гроголева и А. А. Гаркина (2016) [4] рассматривают жесткие родительские требования как фактор риска развития деструктивного (невротического) перфекционизма. В более недавнем исследовании К. О. Чижовой (2024) [22] выявлены особенности влияния родительской гиперопеки и эмоционального отвержения на склонность к самокритичности и заниженной самооценке у подростков с выраженными перфекционистскими установками.

Отдельное направление исследований посвящено изучению возрастной специфики перфекционизма. Так, М. Э. Хорошун (2012) [21] анализировала особенности перфекционизма в подростковом возрасте, выявив связь между стремлением к идеалу и социальной тревожностью. А. Д. Толмачева (2023) [18] изучила особенности перфекционизма в юношеском возрасте, показав, что данное качество часто сочетается с поиском смысла жизни и повышенной рефлексией. В работе А. И. Загидуллиной (2024) [5] рассматривается специфика перфекционистских проявлений в зрелом возрасте, в том числе в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

Таким образом, современная российская психология демонстрирует многогранный подход к изучению перфекционизма, раскрывая как его конструктивные стороны, так и потенциальную угрозу для психологического благополучия личности.

Вывод: современные исследования перфекционизма демонстрируют широкий интерес к его взаимосвязи с личностными характеристиками, возрастными особенностями, воздействием социальной среды и родительского воспитания, а также влиянием на психологическое благополучие. Несмотря на накопленный теоретический материал, выявляется дефицит прикладных исследований, направленных на разработку эффективных стратегий психологической помощи. В связи с этим актуальной задачей становится создание и эмпирическая проверка программ психологической коррекции для клиентов с выраженными перфекционистскими установками.

Список литературы

  1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер; пер. с нем. В. И. Гарбера. – СПб.: Университетская книга, 1997. – 288 с.
  2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. — М.: Просвещение, 1976. — 287 с.
  3. Гаркави Л. Х., Квакина Е. Б., Уколова Е. М. Адаптационные реакции организма и сопротивляемость. — М.: Медицина, 1979. — 254 с.
  4. Гроголева, О. Ю. Влияние стратегий взаимодействия и перфекционизма родителей на перфекционизм и мотивацию достижения детей младшего школьного возраста / О. Ю. Гроголева, А. А. Гаркина // Активность и ответственность личности в контексте жизнедеятельности: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 300-летию г. Омска, Омск, 06–07 октября 2016 года. – Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2016. – С. 56-59
  5. Загидуллина, А. И. перфекционизм в студенческом возрасте / А. И. Загидуллина // Наука - шаг в будущее: Сборник научных трудов по материалам ежегодной Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, Уфа, 22 ноября 2024 года. – Уфа: РИЦ УУНиТ, 2024. – С. 229-233
  6. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков: Психотерапия и профилактика. — М.: Академический проект, 2000. — 320 с.
  7. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 192 с.
  8. Кононов, А. Н. Исследование феномена перфекционизма в отечественной и зарубежной психологии / А. Н. Кононов, К. Э. Дунькина // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований: Сборник трудов Международной научно-практической конференции "XV Левитовские чтения". В 3-х томах, Москва, 15–16 апреля 2020 года / Министерство образования Московской области, Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет, Факультет психологии. Том 2. – Москва: Московский государственный областной университет, 2020. – С. 231-235
  9. Король, Н. В. Теоретический обзор изучения феномена перфекционизма в психологии / Н. В. Король, Е. В. Евхута // София: электронный научно-просветительский журнал. – 2024. – № 2. – С. 23-28
  10. Ларских, М. В. Зависимость перфекционизма подростков от перфекционизма и депрессии матерей / М. В. Ларских, И. В. Лисова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. – 2015. – №1 (2). – С. 150-154
  11. Литвинова, Н. Ю. Взаимосвязь перфекционизма и тревожности в деятельности студента / Н. Ю. Литвинова // Мир науки, культуры, образования. – 2023. – №3 (100). – С. 172-174
  12. Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология. — М.: Академия, 2005. — 304 с.
  13. Масленникова, Н. Д. Исследование уровня перфекционизма у лиц с суицидальным поведением / Н. Д. Масленникова, М. Ю. Землянский, М. В. Ларских // Молодежный инновационный вестник. – 2013. – Т. 2, № 1. – С. 128
  14. Осташова, Н. С. Особенности перфекционизма у студентов в зависимости от локуса контроля / Н. С. Осташова // Перспективы и реалии педагогического образования, Сыктывкар, 11 апреля 2019 года. – Сыктывкар: Издательство СГУ им. Питирима Сорокина, 2019. – С. 14-16
  15. Савинцева, В. А. Перфекционизм личности с тревожностью / В. А. Савинцева, С. С. Новикова, Е. В. Щетинина // Евразийское пространство: экономика, право, общество. – 2023. – № 11. – С. 81-84
  16. Соколович, Е. А. Личностные характеристики студентов с различными видами перфекционизма / Е. А. Соколович, И. А. Фурманов // Ананьевские чтения - 2016: Психология: вчера, сегодня, завтра : Материалы международной научной конференции: в 2-х томах, Санкт-Петербург, 25–29 октября 2016 года. Том 2. – Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью "Айсинг", 2016. – С. 178-179
  17. Столин В. В. Самосознание личности. — М.: Изд-во МГУ, 1983. — 272 с.
  18. Толмачева, А. Д. Перфекционизм в подростковом возрасте / А. Д. Толмачева // Generation Ψ: Материалы IV Всероссийской научно-практической студенческой конференции, Новосибирск, 17 мая 2023 года. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2023. – С. 217-219
  19. Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия / З. Фрейд; пер. с нем. Л. И. Анцеловича // Фрейд З. Собр. соч.: в 5 т. – М.: Наука, 1990. – Т. 2. – С. 261–307
  20. Хорни, К. Невроз и личностный рост: борьба за самоосуществление / К. Хорни; пер. с англ. И. В. Герасимовой. – М.: Академический проект, 1997. – 352 с.
  21. Хорошун, М. Э. Особенности динамики показателей перфекционизма на разных возрастных этапах / М. Э. Хорошун // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. – 2012. – Т. 14. – С. 121-128
  22. Чижова, К. О. "Родительские послания" как фактор формирования перфекционизма детей / К. О. Чижова // Generation Ψ: Материалы V Всероссийской научно-практической студенческой конференции, Новосибирск, 16 мая 2024 года. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2024. – С. 114-115
  23. Maslow A. H. Motivation and personality. 2nd ed. New York: Harper & Row, 1970
  24. Rogers C. R. On becoming a person: A therapist’s view of psychotherapy. Boston: Houghton Mifflin, 1961
  25. Beck A. T. Cognitive therapy and the emotional disorders. New York: International Universities Press, 1976
  26. Ellis A. Reason and emotion in psychotherapy. New York: Lyle Stuart, 1962
  27. Flett G. L., Hewitt P. L. Perfectionism: Theory, research, and treatment. Washington, DC: American Psychological Association, 2002
  28. Frost R. O., Marten P., Lahart C., Rosenblate R. The dimensions of perfectionism // Cognitive Therapy and Research. 1990. Vol. 14, № 5. P. 449–468
  29. Hamachek D. E. Psychodynamics of normal and neurotic perfectionism // Psychology: A Journal of Human Behavior. 1978. Vol. 15, № 1. P. 27–33
  30. Hewitt P. L., Flett G. L. Perfectionism in the self and social contexts: Conceptualization, assessment, and association with psychopathology // Journal of Personality and Social Psychology. 1991. Vol. 60, № 3. P. 456–470
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее