ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ: ЗНАЧИМЫЕ ТЕРМИНАЛЬНЫЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ)

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ: ЗНАЧИМЫЕ ТЕРМИНАЛЬНЫЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ)

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

76

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 19 (220), Май ‘25

Поделиться

В статье представлены результаты проведенного в 2024 году исследования по определению ведущих терминальных и инструментальных ценностей молодежи по методике М. Рокича «Ценностные ориентации» на примере студенческой молодежи. При делении испытуемых на группы «юноши» и «девушки» установлены ведущие ценности для каждой из групп, а также установлены общие для юношей и девушек ведущие ценности: терминальные - здоровье, любовь, материально обеспеченная жизнь, развитие; инструментальные - воспитанность, образованность, самоконтроль, честность, смелость в отстаивании своего мнения.

Необходимость обращения к теме формирования системы ценностных ориентаций молодежи обуславливается влиянием на данный процесс множества различных факторов: этнокультурных, социально-экономических, социально-политических, религиозных, семейных, а также института образования [3].

Значительное влияние на процесс формирования ценностных ориентаций молодежи оказывает массированное информационное воздействие, в том числе фильмы и передачи зарубежного производства, интернет - ресурсы, различные социальные платформы, что приводит к распространению ценностей, не свойственных российской культуре [2].

Актуальное значение приобретает проблема адаптации молодежи к новой социальной ситуации и изучение происходящих изменений во взглядах и отношении молодежи на происходящие события, изучение ее жизненных ориентиров и целей. 

Набор ценностных ориентаций личности является важной составляющей личностной структуры и оказывает непосредственное влияние на дальнейшее развитие личности. В то же время формирование системы ценностей происходит под влиянием социума, общества в котором человек существует, а также на основе личного опыта. Таким образом, ценностные ориентации — это одновременно и часть мировоззрения индивида, и элемент его жизненной среды. Любой социальной группе свойственна ее собственная индивидуальная идея, обеспечивающая ее сохранность и безопасность, поэтому важно понимание направления развития отдельных личностей, составляющих эту группу.

Становление системы ценностей современной молодежи происходит в условиях предлагаемого множественного выбора: идеологий разных культур, ценностей, выбора любого места проживания, места учеба, площадок для реализации творческого потенциала, личностного и духовного роста – интернет - ресурсы переполнены данными предложениями. Зачастую человек оказывается в условиях равнозначности разнонаправленного выбора, что может приводить к формированию внутренних конфликтов.

Вышеуказанные факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций молодежи, а также напряженные ритмы жизни, все повышающиеся требования к знаниям и навыкам различного плана, нехватка времени на их приобретение в нужном качестве, приводит к ситуации хаотичного формирования ценностных ориентаций [4].

Современная система идеалов и ценностей в России представляет противоречивую и динамичную структуру, вследствие чего становятся важными исследования динамики и изменений ценностных ориентаций.  Особое значение приобретает изучение взглядов на ценности у молодежи [1].  

Жизненные ценности могут меняться на протяжении всей жизни, однако первичное распределение ценностей в определенную систему личной иерархии ценностных ориентаций происходит именно в юношеском возрасте [5].

Ценности и выбираемые ценностные ориентации являются элементом социальной адаптации, служат основой формирования установок, которые в дальнейшем помогают человеку занимать определенные жизненные позиции. Важное значение в формировании системы ценностей имеют социальные контексты и условия, в которых формируется конкретный жизненный опыт. Все это делает проблему исследования выбора ценностных ориентаций молодежи, как потенциала развития общества, особенно актуальной.

Целью проведенного в 2024 году исследования являлось определение ведущих ценностных ориентаций молодежи по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича. В исследовании приняло участие 50 представителей студенческой молодежи Волгограда человек: 25 юношей и 25 девушек, учащихся в высших учебных заведениях Волгограда.

М. Рокич выделил две группы ценностей: терминальные ценности – цели и убеждения, в соответствии с которыми человек существует и стремится к их достижению, и инструментальные - средства, убеждения в предпочтительности того или иного образа действий, или того или иного свойства личности.

В ходе проведения методики испытуемым предъявляются два списка ценностей: терминальные и инструментальные (в каждом списке по 18 ценностей), в каждом из списков необходимо проранжировать ценности от 1 до 18, где 1 ранг – самый высокий, 18 ранг – наименьший. Полученная иерархия ценностей может быть разделена на три группы: «предпочитаемые ценности» (ранги с 1 по 6), «индифферентные ценности» (ранги с 7 по 12), «отвергаемые ценности» (ранги с 13 по 18).

Результаты исследования для группы «Терминальных ценностей» представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Представление результатов проведения методики М. Рокича по группе «Терминальные ценности»

Ценность Юноши (ср.ранг) Девушки (ср.ранг)
активная деятельность жизни 11,00 7,89
здоровье 4,58 4,37
интересная работа 9,95 9,42
красота природы и искусства 12,63 15,74
любовь 6,79 5,95
материально обеспеченная жизнь 8,05 5,68
наличие хороших и верных друзей 8,11 8,63
общественное признание 13,63 12,37
познание 9,37 11,63
продуктивная жизнь 8,58 9,89
развитие 8,42 6,95
свобода 9,05 10,05
счастливая семейная жизнь 8,16 5,95
жизненная мудрость 8,05 9,79
счастье других 13,68 14,47
творчество 13,32 14,58
уверенность в себе 9,00 6,05
Удовольствия 9,68 12,11

Для наглядности полученные результаты по списку «Терминальные ценности» методики М. Рокича «Ценностные ориентации» представлены в виде диаграммы на рис. 1.

 

Рисунок 1. Результаты полученных средних значений ценностных ориентаций по списку «Терминальные ценности» методики М. Рокича «Ценностные ориентации»

По результатам анализа данных, полученных по списку «Терминальных ценностей» у юношей значимыми ценностями, являются здоровье (4,58), любовь (5,84), жизненная мудрость (8,05), материально обеспеченная жизнь (8,05), наличие хороших и верных друзей (8,11), развитие (8,42).

У девушек значимыми ценностями являются здоровье (4,37), материально обеспеченная жизнь (5,68), счастливая семейная жизнь (5,95), любовь (5,95), уверенность в себе (6,05), развитие (6,95).

Таким образом, общими значимыми терминальными ценностями для юношей и девушек в категории студенты являются здоровье, любовь, материально обеспеченная жизнь, развитие. Современная молодежь ориентирована на здоровый образ жизни, обеспечение собственного дальнейшего развития, формирование взаимоотношений.

Незначимым для юношей оказалось общественное признание, что характеризует их независимость от социального одобрения, для девушек красота природы и искусства. И для девушек, и для юношей незначимыми ценностями также оказались творчество и счастье других.

Результаты исследования для группы «Инструментальных ценностей» представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Представление результатов проведения методики М. Рокича по группе «Инструментальные ценности»

Ценность Юноши (ср.балл) Девушки (ср.балл)
аккуратность 10,00 9,37
воспитанность 5,74 4,68
Высокие запросы 11,84 12,68
жизнерадостность 8,26 9,84
исполнительность 10,79 10,58
независимость 9,53 9,84
непримиримость 14,00 14,95
образованность 6,63 5,32
ответственность 10,47 6,95
рационализм 7,37 8,26
самоконтроль 8,37 6,79
смелость в отстаивании своего мнения 8,84 8,53
чуткость 10,79 10,32
терпимость 12,11 12,63
широта взглядов 10,42 10,74
твердая воля 8,95 10,47
честность  6,32 7,47
эффективность 9,53 11,16

Для наглядности полученные результаты по списку «Инструментальные ценности» методики М. Рокича «Ценностные ориентации» представлены в виде диаграммы на рис. 2.

 

Рисунок 2. Результаты полученных средних значений ценностных ориентаций по списку «Инструментальные ценности» методики М. Рокича «Ценностные ориентации»

По результатам проведенного анализа полученных значений по списку «Инструментальные ценности» выявили следующие значимые ценности:

- для юношей: воспитанность (5,74), честность (6,32), образованность (6,63), жизнерадостность (8,26), самоконтроль (8,37), смелость в отстаивании своего мнения (8,84).

- для девушек: воспитанность (4,68), образованность (5,32), самоконтроль (6,79), честность (7,47), рационализм (8,26), смелость в отстаивании своего мнения (8,53). 

Общими значимыми инструментальными ценностями для юношей и девушек в категории студенты являются: воспитанность, образованность, самоконтроль, честность, смелость в отстаивании своего мнения; общей отвергаемой ценностью является непримиримость, что говорит о желании и способности договариваться, находить общие решения. 

Полученные данные могут быть использованы для проведения дальнейших исследований ценностных ориентаций молодежи, в том числе динамики значимых терминальных и инструментальных ценностей.

Список литературы

  1. Богданова В.О. Ценностные ориентиры и жизненные смыслы представителей цифрового поколения на примере студентов педагогического ВУЗа: социально-аксиологический аспект исследования // Социум и власть. 2023. №1 (95). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientiry-i-zhiznennye-smysly-predstaviteley-tsifrovogo-pokoleniya-na-primere-studentov-pedagogicheskogo-vuza-sotsialno (дата обращения: 16.04.2025)
  2. Волосков И. В., Валлис Ингеборг. Молодежь 2024: система ценностей и жизненные ориентиры // IN SITU. 2024. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezh-2024-sistema-tsennostey-i-zhiznennye-orientiry (дата обращения: 16.04.2025)
  3. Дамбегов Аслан Астемирович, Яковлев Вадим Сергеевич Факторы формирования гражданских ценностей российской молодежи в условиях современных реалий // Социально-гуманитарные знания. 2024. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-formirovaniya-grazhdanskih-tsennostey-rossiyskoy-molodezhi-v-usloviyah-sovremennyh-realiy (дата обращения: 16.04.2025)
  4. Тарасенко, Е. В. Формирование ценностных ориентаций у молодёжи / Е. В. Тарасенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — №2 (449). — С. 482-485. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98942/ (дата обращения: 16.04.2025)
  5. Яровова Т.В., Калинкина В.В. Смысложизненные ориентации студентов и их взаимосвязь с ценностями // Современное педагогическое образование. 2021. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smyslozhiznennye-orientatsii-studentov-i-ih-vzaimosvyaz-s-tsennostyami (дата обращения: 16.04.2025)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее