Плавание – это не просто спорт, это танец с водной стихией, завораживающая симфония движений, где каждое усилие отзывается эхом здоровья и грации. Являясь одним из самых популярных видов физической активности, плавание раскрывает перед нами бескрайние горизонты прикладного применения и спортивных достижений, погружая в мир, где тело обретает невесомость, а дух – свободу.
Сквозь призму времени, исследования неустанно подтверждают эффективность использования технических средств в обучении плаванию. Анализ научных трудов открывает перед нами калейдоскоп возможностей применения этих средств, как на суше, так и в водной среде. На суше эти помощники становятся верными союзниками в освоении движений, расчленяя сложное на простые элементы, позволяя постигать суть каждого жеста.
Эти технические средства, словно мудрые наставники, чутко реагируют на малейшие отклонения, внося коррективы в движения обучающихся в режиме реального времени, ориентируясь на заданные параметры.
Для формирования совершенной техники плавания, способной покорять водные просторы, наиболее эффективно использование средств, создающих ясное представление о целесообразной структуре движений, направленно воздействующих на развитие двигательных навыков и создающих оптимальные условия для раскрытия потенциала эффективной техники.
Однако, как и у любой медали, у использования технических средств на суше есть и обратная сторона. Сложность организации групповых занятий и неизбежные различия в формировании кинестетических, слуховых, зрительных и тактильных ощущений между сушей и водной стихией могут стать препятствием на пути к совершенству.
В обучении детей плаванию вспомогательные средства, такие как поплавки, ласты и круги, становятся добрыми друзьями, помогая им почувствовать себя уверенно в новой стихии. Эксперты единогласно утверждают, что использование комплекта специальных поддерживающих средств, включающих жилет-поплавок, набедренный и предплечный поплавки, способно сократить время освоения начальных навыков плавания в 2-2,5 раза.
При обучении младших школьников в неглубоком бассейне ласты и поддерживающие средства (нарукавники, доски, круги) позволяют им с легкостью парить над водной гладью. Анализ ряда исследований показывает, что при двух занятиях в неделю в течение двух месяцев возможно достичь средней дистанции проплывания в глубоком бассейне 125 метров. При этом рекомендуется методика одновременного обучения всем стилям плавания, с особым вниманием к интенсивности упражнений. Основными критериями нагрузки становятся показатели общей и моторной плотности. Разработанная методика, словно опытный дирижер, умело сочетает принципы физических упражнений: динамичность, равномерное распределение нагрузки, контроль дыхания, что особенно важно при обучении детей плаванию. В результате занятия превращаются в феерию эмоций, с высокой моторной плотностью (до 80-90%).
В поисках новых горизонтов, некоторые исследователи обратились к принципам срочной информации и программированного обучения, создавая обучающие программы для детей и родителей, включающие красочные рисунки для юных пловцов и подробные пояснения для их наставников.
Поддерживающие средства и фиксаторы становятся надежной опорой для детей, позволяя им выполнять упражнения по освоению с водой (дыхание, открытие глаз, сбор игрушек) и принимать положение "всплывания".
Использование ласт и досок для плавания на ногах облегчает процесс обучения и усвоения, позволяя почувствовать правильные движения ногами еще на суше. Предварительная имитация движений в ластах помогает избежать распространенных ошибок, а в воде ласты дарят ощущение свободы, позволяя быстрее научиться правильным движениям, развить большую скорость и обрести комфорт.
Поддерживающие средства, словно крылья, дарят уверенность боязливым детям, помогая им преодолеть страх и раскрыть свой потенциал.
В групповом обучении технические средства становятся незаменимыми помощниками в освоении движений в воде. Они помогают принимать правильное положение тела, удерживать направление, обеспечивать страховку, оптимизировать процесс обучения и сокращать время освоения навыка. Использование средств срочной информации, адаптированных для водной среды и соответствующих требованиям полной ориентировочной основы действия, открывает новые горизонты в обучении плаванию.
Таким образом, применение технических средств для оптимизации ускоренного обучения плаванию – это не просто инновация, это ключ к совершенствованию учебного процесса при начальной подготовке, формированию потребности в регулярных занятиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, это путь к гармонии с водной стихией.
Список литературы
- Баранин, И. Обучение детей плаванию / И. Баранин. – М: Физкультура и спорт, 2000. - 156 с.
- Булгакова, Н.Ж. Плавание / Н.Ж. Булгакова. - М.: АСТ Харвест Астрель, 2009. – 160 с.
- Иванченко, Е.И. Наука о спортивном плавании: Учебно-методическое пособие / Е.И. Иванченко. – Минск: АФВиС РБ, 2008. – 364 с.
- Плавание / под ред. Е. Карпенко. – М.: АСТ Харвест Астрель, 2010. – 32 с.
- Платонов, В.Н. Спортивное плавание: путь к совершенству / В.Н. Платонов. – М.: Советский Спорт, 2012. – Кн.1. – 480 с.