ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РАБОТЕ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ДЕСТРУКТИВНЫХ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ

ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РАБОТЕ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ДЕСТРУКТИВНЫХ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

50

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (219), Май ‘25

Поделиться

В данной статье, предлагается рассмотреть приёмы психологической коррекции детей от 10 лет, подвергшихся деструктивным формам воспитания и эмоцио-нальному насилию, в интегративном подходе.

Каждый год миллионы детей по всему миру подвергаются различным формам деструктивного отношения и психического насилия, что приводит к серьезным последствиям для их психического здоровья. По данным различных источников, около 400 миллионов детей младше пяти лет регулярно испытывают физические наказания и психологическое насилие [1].

Согласно последним исследованиям, примерно 1 миллиард детей в мире (шесть из десяти) страдают от различных форм насилия, включая психическое. Это приводит к долгосрочным последствиям, включая повышенный риск психических расстройств в будущем, а именно, такие дети, в три раза чаще страдают от психических расстройств по сравнению с теми, кто этого не испытывал. Статистика по регионам: в Европейском регионе по данным ВОЗ каждый год жертвами насилия становятся не менее 55 миллионов детей, из которых 700 погибают от рук взрослых. Такие данные подчеркивают важность терапевтического вмешательства и поддержки для детей, подвергшихся деструктивным формам воспитания и психическому насилию, чтобы минимизировать негативные последствия для их здоровья и благополучия [2].

Психологические интервенции при терапии последствий деструктивных форм воспитания и психического насилия направлены на преодоление негативных эмоций, депрессивных эпизодов, суицидальной направленности, страхов, повышенной тревожности, заниженной самооценки, аутоагрессии, телесных зажимов, а также способствуют работе на восстановление психического здоровья, принятие своего тела, образа «Я-реальное», веры в себя и доверия миру. Включают методы, такие как КПТ, ДБТ, ДПДГ, ЭОТ, интегративный, транзактный, АРТ и телесная психотерапия. В настоящей статье мы будем рассматривать интегративный подход, как систему более широкого, целостного и многогранного взгляда на решение данных задач.

Предлагаем коротко рассмотреть основные формы деструктивных форм родительского отношения в воспитании детей и их последствия, которые, в свою очередь, будут являться объектами терапевтического вмешательства.

  1. Половая инверсия в воспитании, с характерным отсутствием баланса между строгостью и нежностью в отношении своего ребенка, что формирует в ребёнке неадаптивную структуру понимания собственных эмоций, а также методов их выражения. В отношениях с ребёнком, родителем могут транслироваться различные сценарии: «не живи, не будь собой, не принадлежи, не будь близким, не чувствуй»). Результатом подобного воспитания могут стать затруднения в установлении эмоционального контакта с окружающими; выстраивании взаимоотношений с близкими, особенно интимных с противоположным полом; проблемы с принятием своего тела и своей сексуальности и даже её отвержением; расстройства сексуальной сферы; вопросы идентичности также будут поставлены под сильное сомнение. Как следствие, может появиться склонность к деструктивному, аутоагрессивному, агрессивному, дезадаптивному, девиантному поведению и жестокости.
  2. Гипоопека, с характерной отрешённостью от воспитания, вследствие дефицита времени, сил, и/или нежелания воспитывать. Родители погружаются в чрезмерную занятость, ради достатка семьи, или карьеры, а решая проблему надзора за детьми, вынуждены оставлять детей одних, с родственниками (если они есть), или c малознакомыми людьми, чьё влияние на становление личности ребенка может стать отрицательным.  Результатом подобного воспитания могут стать: утрата эмоционального контакта; нарушение привязанности; ощущение себя не нужным и нелюбимым; травма «отверженного и покинутого»; социальная изоляция.
  3. Доминирующая гиперпротекция, с характерным стремлением держать ребёнка под контролем. Ребёнка не приучают к самостоятельности и ответственности, а практически всё стараются делать за него. Родители относятся к ребёнку предвзято, сравнивая его с другими, культивируя чувство вины и ощущение неполноценности.  Результатом подобного воспитания могут стать: заниженная самооценка; формирование эгоистических и нарциссических черт; снижение самостоятельности и инициативности; эмоциональная зависимость; асоциальное поведение.
  4. Эмоциональное отвержение и жестокое отношение, с характерным игнорированием потребностей ребёнка, повышенным уровнем недовольства ребёнком, с переходом в открытую агрессию, и даже издевательствами. Эмоции ребёнка не встречают понимания и экологичного отреагирования со стороны взрослого, возникает эмоциональная депривация. Результатом подобного воспитания могут стать: низкая самооценка; тревожные расстройства; депрессивные состояния; трудности в отношениях; проблемы с привязанностью и эмоциональной регуляцией; нарушения самоидентификации; ПТСР/КПТСР; депривация потребности в безопасности; психологическая преемственность агрессивного реагирования в семейной системе.
  5. Повышенная моральная ответственность с характерной чрезмерной требовательностью от ребёнка честности, порядочности и чувства долга, не соответствующих его возрасту, стремление сделать ребенка «образцовым». Родитель может сравнивать ребёнка с собой или своим ценностным ориентиром в виде значимой ему личности. В подобных отношениях игнорируются интересы, желания и способности ребёнка. Результатом подобного воспитания могут стать: отсутствие веры в себя; выученная беспомощность и покорность; повышенная тревожность и чувство вины; социальная изоляция; трудности в отношениях.

Также следует отметить возможные смешанные проблемные воспитательные аспекты, обусловленные взаимоотношениями родителей и их стилями воспитания. Одним из распространённых, может быть препятствие контактам ребенка с другим (отсутствующим) родителем, вплоть до настойчивого искоренения унаследованных от него качеств. Отношения с ребёнком будут обусловлены неприязнью к бывшему партнёру, а следствием становится двойственное отношение к ребенку. В ситуациях, с явными тяжёлыми последствиями, терапия ведётся только с наступлением улучшения общего состояния ребёнка, после прохождения полустационарного лечения.

В коррекционной/психотерапевтической работе с подобными случаями важно возвратить ребёнку знания и понимания своей идентичности, своего достоинства, своей социальной роли, состояние безопасности, повышение уровня эмоционального интеллекта, принятие своей «Я-концепции», своего тела и права на свободу выбора. После оценки состояния (общего физиологического, медицинского анамнеза, эго-состояний, поведенческих паттернов, убежденческих аспектов, уровня мотивации к изменению), этапа входа в контакт, прописывается контракт на работу, план работы и манифест. В статье мы рассмотрим структурную комбинацию восьми психотехник в краткосрочном подходе, с точки зрения автора статьи, наиболее качественно подходящую для максимального эффекта при работе с детьми от 10 лет, прошедшими острую фазу проживания травмы и находящимися в стабильном состоянии.

1. Первой сессией, для накопления ресурсного состояния и повышения уровня осознания своего достоинства, может быть использована техника «Изменение решения» (М.М. Гулдинг), где терапевт погружает клиента в проживание эпизодов, в которых тот в состоянии самостоятельно сделать себя счастливым. Меняясь ролями эго-состояний (можно с пересаживанием на другой стул), клиент учится заботиться о себе, хвалить, ценить, понимать, и любить себя из эго-позиции заботливого родителя, а также принимать эти блага из эго-позиции ребёнка. Клиент также может представить сцену своего рождения и произнести: «Этот ребенок заслуживает уважения, и я люблю его» - позиция ЗР. Из позиции ребёнка принять эти слова, а из позиции взрослого, сказать себе: «Я уникален, бесценен и достоин любви независимо от того, способны ли были мои родители любить меня, когда я был маленьким. Отныне я буду любить себя и заботиться о себе и в качестве ребенка, которым я был, и в качестве взрослого, которым я теперь стал» [3].

По завершении каждой сессии терапевт: дает клиенту время настроиться на завершение; просит рассказать о эмоциональном состоянии; предлагает поразмышлять о том, что ценного было на сессии; просит рассказать, как он сейчас видит свою проблему; предлагает подумать о том, что можно сделать уже в ближайшие дни для закрепления полученного результата и освоения навыков; дает обратную связь о сессии; отмечает сильные стороны клиента, дает поддержку; предлагает рекомендации (упражнения, АРТ-задания, книги, фильмы и пр.); выражает благодарность.

2. На второй сессии клиента важно наполнить новым реалистичным смыслом, применив рефрейминг, (Джон Гриндер) но перед техникой, важно обучить клиента когнитивной регуляции и основам терапии реальностью (Уильям Глассер), предполагающей исследование образа мышления и искоренение иррациональных его форм. Когнитивные искажения или «Карты» (Эдвард Толмен, Ричард Лазарус), можно свести к 8 пунктам, по которым клиент может научиться сверять реалистичность своих убеждений:

1. «Абсолютная оценка» – ситуации без сравнения (хорошо-плохо, чёрное-белое).

2. «Отрицание\долженствование» – очевидное отрицание реальности (так должно/не должно быть).

3. «Обобщение» – дедукция \ индукция (все, всегда, никто, никогда).

4. «Знание мыслей других» – додумывание (я знаю, что про меня скажут).

5. «Знание будущего» – фантазии (со мной такого не случится).

6. «Прошлое могло быть другим» – фантазии (если бы я тогда не… всё бы было по-другому).

7. «Могу всё, что хочу» – переоценка возможностей (я в любой момент могу измениться).

8. «Эмоции людей зависят от обстоятельств» – эмоции зависят от наших представлений об обстоятельствах (меня обидели, поэтому мне плохо).

Совместное заполнение основных убеждений и сопутствующих переживаний даёт возможность применить технику рефрейминг более качественно [4].

3. Третье вмешательство может быть выполнено с применением техники «Репортёр» (М.М. Гулдинг) [5] или «Кинотеатр» [6] (Юрий Мошкин, Владимир Пугач) чтобы клиент максимально чувствовал себя в безопасности, терапевт предлагает ему стать репортёром событий травмирующего опыта. Суть мысленной экспозиции в позиции стороннего наблюдателя событий, не будучи захваченным эмоциями. Задача клиента-репортера описывать событие и обсуждать его с терапевтом до тех пор, пока они не выяснят все факты, сценарное поведение и систему сопутствующих убеждений всех участников событий.

Если техника «Репортёр» оказывается тяжёлой для выполнения, она заменяется на «Кинотеатр», суть которой в представлении ситуации на экране телевизора или кинотеатра, транслирующего фильм с участием клиента. У клиента имеется пульт от видеопроигрывателя и он, по своему усмотрению может перематывать плёнку, чтобы рассмотреть кадры фильма. Задача техники тождественна с предыдущей. Перед завершением сеанса просим клиента пригласить для разговора пострадавшего ребенка, для воображаемого ребенка ставится пустой стул. Клиент и терапевт вместе просят ребенка прояснить сомнительные и непонятные факты, также просят поведать его состояние, слушают оказывают ему поддержку.

Важно, чтобы клиент оказывал поддержку из эго-позиции взрослого. После выполнения, важно выписать все сценарии, эмоции и когнитивные искажения для последующей работы.

4. Четвёртый сеанс предлагается провести в «Технике хождения по листам» из транзактного анализа, для понимания структуры сценарных решений (жертва-преследователь-спасатель). Данная техника довольно широко раскрывает поведение жертвы и позволяет клиенту не только увидеть это со стороны, но и принять решение об изменении. Для техники берутся 4 листа с названиями сценариев, где последний именуется «взрослый» - для формирования нейтральной позиции наблюдателя. Предполагается хождение по листам с эмоциональной со-настройкой на состояние, соответствующее данному сценарию, под чётким руководством терапевта.

После того, как клиент настроился и осознал свои ощущения, работа переходит на стадию исследования сценария, психолог задает вопросы для концептуализации: Как обычно проигрывается сценарий? Кто в этой ситуации кем и кому является? Какие ощущения и чувства к участникам сценария? Что побуждает играть в эту роль? Что другие участники сценария делают с ребёнком, как это ощущается? и т.д. пройдя «треугольник» психолог ведёт ребёнка, к проживаемому актуальному сценарию и проводит рефлексию: о выводах, потребностях, выгодах, целях, методах и задачах данной позиции.

Если клиент принимает решение изменить свой сценарий и выйти из игры, психолог проводит его на 4-й лист «Взрослый» и предлагает: посмотреть на всех участников сценария в лице ребёнка; почувствовать отношение к себе; понять, какими другими способами можно получить те же выгоды, что получали в сценарии; каким способом можно удовлетворить свои потребности; какие новые убеждения будут в этом помогать? какие способы поведения помогут выйти из этой игры; спрашивает, готов ли ребёнок закрепить результат. В завершение сессии важно, чтобы ребёнок сделал любое целевое действие, для закрепления новой позиции.

5. Пятая встреча считается серединой пути, на данном этапе важно сделать сверку плана работы, и провести сеанс ДПДГ (если нет противопоказаний) по полному протоколу, для понимания интенсивности переживаемого стресса, степени реакций на травмирующее событие и уровня устойчивости к раздражителям. После определения предмета воздействия, терапевт в ходе техники возвращает клиента в травмирующее событие, где ребёнок максимально точно вспоминает ситуацию, свои эмоции, ощущения, запахи, образы, звуки, прикосновения.

Соответственно, после отрицательного самопредставления и перехода к положительному, цикл определения предмета воздействия, десенсибилизации, инсталляции и сканирования тела повторяются до тех пор, пока ребёнок не пройдёт все свои переживания и уровень проживаемости ситуации станет комфортным, после чего проводится этап завершения [7].

6. Шестой сеанс можно провести в технике ЭОТ «Образ животного» (Николай Линде) для более качественного проживания отрицательных психических состояний, а также понимания их природы и потребности. Терапевт настраивает ребёнка на работу через контакт с телом и, убедившись, что он состоялся, начинает технику. На этапе моделирования ситуации, психолог просит: максимально детально вспомнить и описать ситуацию, которая вызывает раздражение, обиду, злость и т.д., а также описать, межличностную коммуникацию и внутреннее состояние.

Важно сфокусировать внимание на эмоциях и их отклике в теле и представить их в виде животного. Далее происходит знакомство с образом животного через детальное описание его внешности, качеств и отношения к клиенту. Терапевт системно подводит к контакту и взаимодействию, чтобы клиент ощутил его и подружился с ним через диалог. Когда животное соглашается на общение, можно задавать следующие вопросы: «Чего ты хочешь?» «Что для тебя важно?» «Какие у тебя ценности?», «Какие цели?», «Какой совет ты мне хочешь передать?», «Какие у тебя потребности?», «Как я могу тебе это дать?» Чем ты недоволен?» «Что я могу сделать, чтобы ты был доволен?».

В завершение техники клиенту необходимо дать животному то, что оно хочет, (обнять, дать любви, заботы, внимания, ласки, принятия и т.д.), благодарить его за общение, сильные качества, за ценные советы, за то, что оно есть. Сказать ему, что всегда хотелось бы быть в контакте с ним и поэтому просим животное больше не вызывать раздражение гнев, ярость, агрессию, обиду и т.д., а подавать другой знак или говорить о своих потребностях напрямую, неким импульсом в определённой точке в теле. 

Терапевт создаёт с клиентом в его воображении какое-то особенное место, где это животное будет находиться и куда к нему у ребёнка всегда будет понятная дорога. Либо размещает животное в теле, в том месте, где в начале техники появились сильные ощущения, где оно будет подавать сигналы о помощи. Данная техника помогает научить ребёнка понимать свои эмоциональные потребности и проживать сложные ситуации из ресурсного состояния [8].

7. На седьмом сеансе, для детального знакомства ребёнка со своим внутренним миром, можно использовать проективную методику «Внутренний ребёнок» (Мэрилин Мюррей) [9]. Эта техника требует медитативного погружения клиента в гипнотическое состояние. Однако, замечено, что даже в случае непогружения, наблюдается эффект. Техника требует подготовки ребёнка на телесном уровне в позиции полулёжа.

Погружая в необходимое состояние, терапевт просит ребёнка осознавать своё внутреннее пространство как параллельную метавселенную с обратным временным сдвигом, где клиенту необходимо найти себя маленького 5-7 лет.  Оценить, какой он, что делает, что говорит, чем занят. Установить контакт, через вопросы по протоколу. Психологу важно оценить ответы клиента о ребёнке: как он смотрит на клиента, как реагирует, готов ли к тактильному контакту или нет, что он говорит? он удовлетворён, или чем-то недоволен? Делается пауза для самостоятельной беседы клиента с образом около минуты, далее выясняются потребности, желания, переживания и стратегии защиты, образа.

После чего, ребёнка просят проявить к образу свою любовь, и, если это возможно, удовлетворить выявленные потребности. Если беседа состоялась в позитивном ключе, важно заякорить эмоции в теле клиента, если же, встреча прошла без контакта, или образ вёл себя негативно – техника откладывается до выяснения и проработки возможных гипотез.  Данная техника помогает исцелить эмоциональные травмы, восстановить связь со своей травмированной частью, улучшить качество жизни, способствует пониманию своих чувств и потребностей.

8. Восьмой сеанс предлагается выполнить в технике «Пирамида логических уровней» (Роберт Дилтс) НЛП, для формирования у клиента детального, качественно-нового плана действий с учётом выписанных в ходе работы, сценариев, убеждений и реакций, а также, для комплексного видения данного плана со стороны. После повторения с ребёнком новых адаптивных стратегий, терапевт предлагает сформировать план их долгосрочного применения. Составляются пункты из желаний и целей, далее психолог рассказывает принципы техники ребёнку и подготавливает к выполнению. Важно ребёнку представить в своём воображении образ качественно нового, счастливого «Я» [10].

На первой ступени детально рассматривается уровень окружения, в котором ребёнок может оказаться при использовании своих новых стратегий: место жительства и условия, домашняя и учебная обстановка, люди, с которыми он общается и т.д.

На второй ступени рассматривается его поведение: что ребёнок там делает, какие действия совершает, чем они особенны, как себя ведёт, как он теперь живёт.

На третьем уровне обсуждаются новые способности, навыки, знания, умения и таланты, благодаря которым «счастливое, новое Я» успешно пользуется, и которые ребёнок готов включить в свою повседневность уже сейчас.

На четвёртом уровне предлагается осознать ценности и убеждения, способствующие реализации новой жизни: во что я верю, что меня вдохновляет, что даёт силы, почему это так важно для меня, зачем мне это нужно.

Пятый уровень «Идентичность», подразумевает ответы на вопросы самоидентификации. Ребёнку важно ответить на вопрос: Кто я?» Какой/ая я там? Кто я, когда у меня всё получилось? Сделать несколько глубоких вдохов-выдохов, почувствовать это состояние всем телом для присоединения к качественно-новому образу своей новой «Я-концепции».

На вершине пирамиды предлагается клиенту осознать свою миссию, которая символизирует его цели и устремления, поиск ответа на вопросы: «Зачем я живу; какое благо получают мои близкие; что хорошего происходит в их жизни; какие позитивные изменения происходят в жизни других людей благодаря мне; что для меня важно и ценно в этом; какую миссию я несу; в чем моя миссия.

Для завершения техники психолог предлагает клиенту заякорить своё позитивное состояние в теле и почувствовать внутреннюю опору своей личности. Данная техника эффективно помогает клиенту составить план действий и сформировать систему мотивации из ценностных ориентиров.

Заключение: предложенная комбинация психотехник апробировалась на клиентах ГБУ МСЦ «Ориентир» с 05.2022 г. по 05.2023 г. и показала хорошие результаты в работе с детьми и подростками. Важно отметить, что эффективность психотехник во многом зависит от готовности ребёнка к проведению коррекционных сессий.

Психотехники играют ключевую роль в личностном развитии и психоэмоциональном благополучии, они помогают справляться с внутренними конфликтами, улучшать качество жизни, повышают уровень самосознания и развивают эмоциональную устойчивость. Каждая из этих техник имеет свои уникальные особенности и может быть адаптирована под индивидуальные потребности клиента.

Список литературы

  1. ЮНИСЕФ: почти 400 миллионов детей в возрасте до пяти лет подвергаются дома жестоким наказаниям. 11 июня 2024. Новости ООН [сайт] – 2024 – URL: https://news.un.org/ru/story/2024/06/1453201). (дата обращения: 11.06.2024). – Текст: электронный
  2. ВОЗ: четверть детей в европейском регионе становятся жертвами разных форм насилия. 14 января 2020. Новости ООН [сайт] – 2020 – URL: https://news.un.org/ru/story/2020/01/1370532 (дата обращения: 14.01.2020). – Текст: электронный
  3. Гулдинг М.М., Гулдинг Р.Л. Психотерапия нового решения теория и практика. – Москва, Издательство: Независимая фирма "Класс", 2001. – 288 c.
  4. Гриндер Д., Бендлер Р. Рефрейминг НЛП и трансформации смыслов. – Москва, Издательство ПСИ 2024. – 254 c.
  5. Гулдинг М.М. Краткосрочная терапия нового решения при лечении клиентов, пострадавших в детстве от насилия. [статья] Хейли Д. Эволюция психотерапии: Сборник статей. Т. 4. Иные голоса: / Под ред. Дж. К. Зейга / Перевод с английского — М.: Независимая фирма Класс, 1998. — Библиотека психологии и психотерапии
  6. Методика Кинотеатр. 2009. Сайт психолога Владимира Пýгача [сайт] – 2025 – URL: https://indigo-papa.ru/kinoteatr?ysclid=ma2j1ccoll41779981 (дата обра-щения: 14.01.2020). – Текст: электронный
  7. Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз. Перевод с английского А.С. Ригина – Москва, Издательство: Незави-симая фирма Класс, 1998. – 305 c.
  8. Линде Н.Д. Эмоционально-образная (аналитически действенная) терапия. – Москва, Издательство: Издательские решения, 2004. – 274 c.
  9. Погудина Е. Исцеление внутреннего ребенка. – Москва, Издательство: АСТ, 2022. – 288 c.
  10. Дилтс Р. 9 принципов НЛП для высокоэффективных людей. (пер. с англ. Татлыбаевой А., Потаповой М.) Издательство: Прайм-Еврознак, - Санкт-Петербург. 2008. – 192 c.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее