СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ КАК ФОРМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ И КАК ВИДА УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ КАК ФОРМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ И КАК ВИДА УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

20

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (219), Май ‘25

Поделиться

Статья посвящена системе административных наказаний, которые  характеризуется сложной структурой, а процесс их назначения и исполнения сопровождается рядом трудностей. В статье выполнен сравнительно-правовой анализ обязательных работ, рассматриваемых как разновидность административных и уголовных наказаний. По итогам исследования автор предлагает ряд мер, направленных на улучшение практики применения обязательных работ.

Термин «обязательные работы» в российском праве изначально относился к уголовному наказанию (ст. 44 УК РФ), введённому в 1997 году и применяемому с 2005-го. В административном праве обязательные работы как наказание появились позже — с 1 января 2013 года по Федеральному закону № 65-ФЗ от 2012 года.

По данным за 2022 год в Республике Хакасия обязательные работы назначались 819 лицам по КоАП РФ и 209 — по УК РФ, что подтверждает актуальность темы.

Обязательные работы назначаются только судом и предполагают выполнение бесплатных общественно полезных заданий вне времени работы или учёбы. Несмотря на схожесть наказаний по КоАП и УК РФ, между ними есть существенные отличия: сроки и порядок назначения, категории лиц, к которым они не применяются, а также ответственность за уклонение от исполнения.

В рамках КоАП обязательные работы относятся к административным наказаниям, назначаются как основное взыскание и выполняются вне времени работы, учебы или службы, в объёме от 20 до 200 часов. В уголовном законодательстве обязательные работы — это уголовное наказание с более длительным сроком — от 60 до 480 часов, регулируемое Уголовно-исполнительным кодексом, а также специальными приказами Министерства юстиции. Специфических нормативных актов, регламентирующих исполнение таких работ в административном праве, нет.

Максимальное время выполнения работы в день ограничено четырьмя часами, однако возможно увеличение до восьми часов в некоторых случаях. В рабочие дни, учитывая занятость лиц по учебе или службе, время сокращается. Назначаются такие работы только за конкретные правонарушения, указанные в статьях КоАП и УК РФ.

Таким образом, при сравнении административных и уголовных обязательных работ важно учитывать особенности каждой из систем, связанные с процедурой и условиями исполнения наказания. Обязательные работы назначаются только судом и представляют собой выполнение бесплатных, полезных для общества заданий в свободное от основной деятельности время. Несмотря на то, что административное наказание в виде обязательных работ по КоАП РФ напоминает уголовный аналог, предусмотренный УК РФ, между ними существуют существенные различия. Они касаются сроков назначения, порядка и длительности выполнения, категорий лиц, к которым такое наказание не может применяться, а также мер ответственности за уклонение от исполнения. Не смотря на сходство по цели и сущности, административные и уголовные обязательные работы имеют ряд отличий в юридическом регулировании, порядке назначения и реализации.

Список литературы

  1. Павлова Е.В. Теоретико-правовые аспекты обязательных работ как вида административного наказания: проблемы их реализации / Е.В. Павлова, М.В. Сидорова // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2016. №2 (37). С. 39-43
  2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. №1-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»
  3. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" // СПС «КонсультантПлюс»
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее