В связи с научно-техническим прогрессом появились новейшие информационные технологии, которые в действительности очень сильно облегчают нам жизнь. Однако одновременно с облегчением приходят и новые виды совершения мошенничеств с использованием таких технологий.
Мошенники практически первые узнают о новых информационных технологиях и поэтому, узнавая о них подробнее, пользуются этим и, обманывая людей, получают деньги или имущество, обращая в свою пользу.
Мошенничество – это хищение чужого имущества или приобретение права на него путём обмана или злоупотребления доверием. В Уголовный кодекс РФ [1] включены 6 статей, содержащих ответственность за совершение мошенничества, а именно: мошенничество в сфере кредитования, мошенничество при получении выплат, мошенничество с использованием электронных средств платежа, мошенничество в сфере страхования, мошенничество в сфере компьютерной информации и простое мошенничество.
Стоит отметить, что внимание мошенников привлекают уязвимые слои населения: дети, которые ввиду своей наивности могут сделать то, что их попросят, за небольшое вознаграждение, которое зачастую оказывается ложью; пожилые люди, которые склонны к накоплению сбережений и слишком доверчивы из-за одиночества.
Мошенничество с использованием информационных технологий по-другому называется кибермошенничеством и обладает своей уникальностью – оно наносит колоссальный ущерб не только гражданам, но и предприятиям [3, с. 4].
Кибермошенничество отличается от других видов мошенничества высокой динамичностью и адаптацией к любым условиям. Развитие информационных технологий порождает возникновение новых методов. Среди последних это фишинг, фарминг, мошенничество в сфере торговли-онлайн и мошенничество в социальных сетях.
Фишинг – это рассылка спам-писем, сообщений со ссылкой, перейдя по которой мошенники получают информацию о логинах, паролях и картах.
Фарминг – это перенаправление на поддельные сайты посредством изменения DNS – записи [2, с. 12].
Мошенничество в сфере онлайн-торговли обусловлено тем, что мошенники продают товар в интернете, однако покупатель свой товар не получает.
Так, например, мошенник, получив деньги, отправляет совершенно другой товар, идентичный по весу купленному товару (вместо телефона мошенники отправляют камень).
Или же мошенник может отправить реквизиты карты покупателю, а после того, как покупатель оплатит, мошенник с помощью возможности редактирования сообщений изменяет данные карты и пишет покупателю о том, что деньги не дошли по ошибке со стороны покупателя, так как карта не та.
Мошенничество в социальных сетях направлено на одиноких, наивных людей. Так, например, мошенники, притворяясь женщиной, входят в доверие одиноких мужчин, знакомясь с ними в социальных сетях «Одноклассники» или «Вконтакте», а впоследствии просят отправить им фотографии или видео с интимным содержанием, после чего шантажируют их тем, что выложат видео в сеть «Интернет» или отправят близким родственникам и друзьям. Данный случай распространен среди молодых одиноких людей.
В связи с высоким уровнем совершения кибермошенничества, необходимо найти ответы на современные вызовы развития информационных технологий, с помощью которых мошенники совершают преступления.
Так, на наш взгляд, в первую очередь, предупреждение совершения новых преступлений необходимо начинать с правовой грамотности потенциальных жертв.
Во-вторых, необходимо разработать программу для защиты конфиденциальных данных в гаджетах или компьютерах, с помощью которой мошенники не смогут получить данные карт или иные данные.
В-третьих, нужно создать единую базу данных номеров телефонов мошенников. Так, каждый человек, которому позвонили мошенники, может отметить номер телефона последнего как спам-звонок, после чего данный номер телефона проверится правоохранительными органами и будет заблокирован. В случае, если номер телефона будет принадлежать человеку, авторизованному в приложении «Госуслуги», номер не будет помещаться в базу, однако будет на постоянном контроле.
Таким образом, вышеперечисленные методы профилактики мошенничества с использованием информационных технологий, на наш взгляд, являются достаточно эффективными при условии консолидации сил правоохранительных органов и населения.
Список литературы
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954
- Красовская Н. Р. К вопросу о кибермошенничестве / Н.Р. Красовская // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. – 2022. – С. 12
- Сульгина В. С. Кибермошенничество: виды, схемы, способы противодействия / В.С. Сульгина, Е.В. Мацкайлова // ЧОУ «Романовская гимназия». – 2023. – С. 4