В настоящее время наблюдается растущий интерес к тяжелой атлетике, и с каждым годом все больше людей начинает заниматься этим видом спорта. Существуют проверенные методики физической подготовки, а также разработаны программы в спортивных образовательных учреждениях, однако не все из них учитывают возрастные особенности занимающихся.
По мнению физиологов, ранее начало тренировок в этом спорте способствует более высокому уровню физической работоспособности и подготовленности, а также позволяет достичь лучших результатов. Исследования анатомо-физиологических аспектов показывают, что ключевые системы организма достигают уровня взрослых лишь к 17-20 годам. Занятия тяжелой атлетикой оказывают комплексное воздействие на связочный аппарат и мышечную систему, что поднимает вопрос о правильной и эффективной тренировке молодых, начинающих атлетов [5].
Тренировочный процесс ориентирован на достижение высоких спортивных результатов в тяжелой атлетике и определяется не только характером тренировочных нагрузок, но и особенностями развития спортсмена. Физическая подготовка должна учитывать возрастные особенности тяжелоатлетов и быть направлена на увеличение функциональных возможностей, а также развитие таких физических качеств, как сила, ловкость, скорость и выносливость. Техническая подготовка, в свою очередь, формирует двигательные навыки, способствующие улучшению тренировочного процесса.
Основная проблема в разработке тренировочных программ для молодых одаренных тяжелоатлетов — это индивидуальные возрастные особенности их развития. Каждая возрастная группа имеет специфические физические и психологические характеристики, что влияет на силу и выносливость. Младшие юноши чаще имеют большую гибкость и координацию, а старшие подростки — мышечную силу. Адаптированные методы тренировок и индивидуальный подход необходимы для предотвращения травматизма и оптимального физического развития. Важно реализовывать возрастно-ориентированные методы тренировок для обеспечения безопасности молодых атлетов.
В отечественной и зарубежной литературе представлено множество исследований, посвященных возрастным особенностям развития тяжелоатлетов, в частности работ авторов А. И. Лукьянова, А. И. Фаламеева, Б. Е. Подскоцкого и Л. С. Дворкина. А. В. Черняк и А. С. Прилепин исследуют тренировочные нагрузки для спортсменов различных возрастов, однако недостаточно внимания уделено учету возрастных особенностей тяжелоатлетов. К. И. Золотухин и В. В. Сокорев анализируют методы развития скоростно-силовых качеств у легкоатлетов в возрасте 7-16 лет, подчеркивая важность двигательных качеств. В работе С. Н. Корнишиной и соавторов рассматриваются разные тренировочные режимы для спринтеров, основанные на экспериментальных данных годичного цикла подготовки.
Объектом исследования являются юные одаренные спортсмены, в то время как предметом – индивидуальные характеристики их скоростно-силового развития. Целью исследования является обоснование программы тренировок для индивидуального развития скоростно-силовых качеств у одаренных юных тяжелоатлетов.
Будут решены, следующие задачи: изучение возрастного развития юношей, анализ физических и силовых качеств группы, исследование методов повышения силовых качеств, обоснование выбора тренировочного материала, эмпирическое изучение индивидуальных особенностей и анализ результатов внедрения программы. Гипотеза заключается в том, что внедрение программы подготовки улучшит скоростно-силовые качества юношей 10-12 лет. Методами исследования служили: Теоретические (анализ, синтез), эмпирические (тестирование, эксперимент), статистические (t-критерий Стьюдента, SPSS Statistics 23.0). Выборка производилась из 20 юношей, средний возраст которых — 11 лет.
На основе научно-методической литературы установлено, что возраст 10-12 лет является сенситивным периодом для развития скоростно-силовых качеств, связанного с изменениями мышечной структуры. Для эффективной тренировки молодых спортсменов разработана программа (таблица 1), включающая три занятия в неделю (понедельник, среда, пятница) на протяжении трех месяцев, с шестью упражнениями на каждое занятие, а также рекомендации по питанию и режиму дня. Необходимо индивидуально адекватно оценивать возможности каждого спортсмена, учитывать их психологический настрой на спортивной тренировке.
Таблица 1.
Программа спортивной тренировки для развития скоростно-силовых качеств тяжелоатлетов 10-12 лет
№ |
Упражнение |
Кол-во повторов |
Отягощение в % от собств. веса |
Понедельник |
|||
Рывковые приседания со штангой над головой |
4 по 8 |
25 |
|
2 |
Тяга рывковая с высоких плинтов |
5 по 8 |
85 |
3 |
Приседания со штангой на плечах |
5 по 6 |
90 |
4 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа |
4 по 10 |
Собств. вес |
5 |
Подъем туловища из положения лежа |
5 по 12 |
Собств. вес |
6 |
Вис на турнике |
1 по 20 с |
Собств. вес |
Среда |
|||
1 |
Взятие на грудь протяжкой на прямые ноги |
4 по 6 |
60 |
2 |
Швунг толчковый в сед от груди |
5 по 5 |
70 |
3 |
Поднимание рук с гантелями в стороны стоя |
4 по 10 |
10 |
4 |
Запрыгивания на возвышенность |
5 по 10 |
Собств. вес |
5 |
Выпады на месте со штангой на плечах |
4 по 8 |
25 |
6 |
Гиперэкстензия |
4 по 10 |
20 |
Пятница |
|||
1 |
Уходы рывковые в полуприсед |
4 по 5 |
75 |
2 |
Взятие на грудь в полуприсед |
5 по 4 |
85 |
3 |
Наклоны сидя со штангой на плечах |
4 по 10 |
30 |
4 |
Приседание со штангой на груди |
5 по 6 |
105 |
5 |
Тройные подряд прыжки в длину |
4 по 4 |
Собств. вес |
6 |
Жим гантелей из положения стоя |
5 по 8 |
15 |
Рекомендации для реализации программы:
Разминка не менее 10 минут, далее в основных упражнениях необходимо постепенное увеличение отягощений, вплоть до рабочих весов. Между тренировками предусмотрен 1-2 дневный отдых. Планомерное увеличение отягощений и количества повторений во всех упражнениях на 5 % каждые две-три недели. Прием пищи в одно и то же время каждый день, сокращение потребления насыщенных жиров и замена их полиненасыщенными жирами, такими как омега-3, омега-6 и омега-9, содержащимися в орехах и рыбе. Употребление углеводов в первой половине дня и увеличение белков в течение дня. Снижение количества простых углеводов и замена их сложными углеводами (например, крупами). Исключение приема пищи за 2 часа до сна. Соблюдение времени сна, с укладыванием не позднее 23:00.
Эксперимент с тяжелоатлетами в данной возрастной группе продемонстрировал улучшение антропометрических (наибольший прирост - обхват ноги на 6,7% и масса тела на 5,6%) и скоростно-силовых показателей (максимальный прирост в прыжке в длину с места (83,25%) в приседаниях - 72,4%, сгибаниях-разгибаниях рук - 62,4%, жиме гантелей - 53,3%). Минимальный прирост наблюдается в подъеме туловища за 60 секунд (10,8%).
Результаты подтверждают, что предложенная программа способствует улучшению скоростно-силовых качеств подростков, занимающихся тяжелой атлетикой.
Список литературы
- Дворкин, Л. С. Тяжелая атлетика в 2 т. Том 1: учебник для вузов / Л. С. Дворкин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2025. – 380 с. – ISBN 978-5-534-07487-1. – Текст: непосредственный
- Змановский, П. В. Особенности подготовки подростков на занятиях тяжелой атлетикой / П. В. Змановский. – Текст: непосредственный // Вестник науки. – 2023. – №5 (62). – С. 266-270
- Золотухин, К. И. Развитие скоростно-силовых качеств юных легкоатлетов / К. И. Золотухин, В. В. Сокорев. – Текст: непосредственный // Вестник науки. – 2024. – №2 (71). – С. 513-517
- Корнишина, С. В. Эффективные методики развития скоростно-силовых качеств спортсменов легкоатлетического направления / С. Н. Корнишина, И.И. Корнишин, В. А. Головина, В. В. Головина // Современное педагогическое образование. – 2023. – №1. – С. 154-157
- Хохлов, Е. Г. Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста / Е. Г. Хохлов, Л. О. Хохлов. – Текст: непосредственный // Символ науки. – 2023. – №8. – С. 18-19