РАЗРАБОТКА ТРЕНИРОВОЧНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ОДАРЕННЫХ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ 10-12 ЛЕТ

РАЗРАБОТКА ТРЕНИРОВОЧНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ОДАРЕННЫХ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ 10-12 ЛЕТ

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Просмотры

128

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 17 (218), Апрель ‘25

Поделиться

Статья посвящена актуальной проблеме разработки эффективных тренировочных программ для юных тяжелоатлетов (10-12 лет) с учетом их возрастных особенностей. Подчеркивается важность индивидуального подхода в этом возрасте, так как физическое развитие происходит неравномерно. Целью исследования является обоснование программы тренировок, направленной на развитие скоростно-силовых качеств одаренных атлетов. В статье анализируется существующая литература, описываются методы исследования и результаты. Эксперимент показал улучшение антропометрических и скоростно-силовых показателей у юношей, занимающихся по разработанной программе.

В настоящее время наблюдается растущий интерес к тяжелой атлетике, и с каждым годом все больше людей начинает заниматься этим видом спорта. Существуют проверенные методики физической подготовки, а также разработаны программы в спортивных образовательных учреждениях, однако не все из них учитывают возрастные особенности занимающихся.

По мнению физиологов, ранее начало тренировок в этом спорте способствует более высокому уровню физической работоспособности и подготовленности, а также позволяет достичь лучших результатов. Исследования анатомо-физиологических аспектов показывают, что ключевые системы организма достигают уровня взрослых лишь к 17-20 годам. Занятия тяжелой атлетикой оказывают комплексное воздействие на связочный аппарат и мышечную систему, что поднимает вопрос о правильной и эффективной тренировке молодых, начинающих атлетов [5].

Тренировочный процесс ориентирован на достижение высоких спортивных результатов в тяжелой атлетике и определяется не только характером тренировочных нагрузок, но и особенностями развития спортсмена. Физическая подготовка должна учитывать возрастные особенности тяжелоатлетов и быть направлена на увеличение функциональных возможностей, а также развитие таких физических качеств, как сила, ловкость, скорость и выносливость. Техническая подготовка, в свою очередь, формирует двигательные навыки, способствующие улучшению тренировочного процесса.

Основная проблема в разработке тренировочных программ для молодых одаренных тяжелоатлетов — это индивидуальные возрастные особенности их развития. Каждая возрастная группа имеет специфические физические и психологические характеристики, что влияет на силу и выносливость. Младшие юноши чаще имеют большую гибкость и координацию, а старшие подростки — мышечную силу. Адаптированные методы тренировок и индивидуальный подход необходимы для предотвращения травматизма и оптимального физического развития. Важно реализовывать возрастно-ориентированные методы тренировок для обеспечения безопасности молодых атлетов.

В отечественной и зарубежной литературе представлено множество исследований, посвященных возрастным особенностям развития тяжелоатлетов, в частности работ авторов А. И. Лукьянова, А. И. Фаламеева, Б. Е. Подскоцкого и Л. С. Дворкина. А. В. Черняк и А. С. Прилепин исследуют тренировочные нагрузки для спортсменов различных возрастов, однако недостаточно внимания уделено учету возрастных особенностей тяжелоатлетов. К. И. Золотухин и В. В. Сокорев анализируют методы развития скоростно-силовых качеств у легкоатлетов в возрасте 7-16 лет, подчеркивая важность двигательных качеств. В работе С. Н. Корнишиной и соавторов рассматриваются разные тренировочные режимы для спринтеров, основанные на экспериментальных данных годичного цикла подготовки.

Объектом исследования являются юные одаренные спортсмены, в то время как предметом – индивидуальные характеристики их скоростно-силового развития. Целью исследования является обоснование программы тренировок для индивидуального развития скоростно-силовых качеств у одаренных юных тяжелоатлетов.

Будут решены, следующие задачи: изучение возрастного развития юношей, анализ физических и силовых качеств группы, исследование методов повышения силовых качеств, обоснование выбора тренировочного материала, эмпирическое изучение индивидуальных особенностей и анализ результатов внедрения программы. Гипотеза заключается в том, что внедрение программы подготовки улучшит скоростно-силовые качества юношей 10-12 лет. Методами исследования служили: Теоретические (анализ, синтез), эмпирические (тестирование, эксперимент), статистические (t-критерий Стьюдента, SPSS Statistics 23.0). Выборка производилась из 20 юношей, средний возраст которых — 11 лет.

На основе научно-методической литературы установлено, что возраст 10-12 лет является сенситивным периодом для развития скоростно-силовых качеств, связанного с изменениями мышечной структуры. Для эффективной тренировки молодых спортсменов разработана программа (таблица 1), включающая три занятия в неделю (понедельник, среда, пятница) на протяжении трех месяцев, с шестью упражнениями на каждое занятие, а также рекомендации по питанию и режиму дня. Необходимо индивидуально адекватно оценивать возможности каждого спортсмена, учитывать их психологический настрой на спортивной тренировке.

Таблица 1.

Программа спортивной тренировки для развития скоростно-силовых качеств тяжелоатлетов 10-12 лет

Упражнение

Кол-во повторов

Отягощение в % от собств. веса

Понедельник

1

Рывковые приседания со штангой над головой

4 по 8

25

2

Тяга рывковая с высоких плинтов

5 по 8

85

3

Приседания со штангой на плечах

5 по 6

90

4

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

4 по 10

Собств. вес

5

Подъем туловища из положения лежа

5 по 12

Собств. вес

6

Вис на турнике

1 по 20 с

Собств. вес

Среда

1

Взятие на грудь протяжкой на прямые ноги

4 по 6

60

2

Швунг толчковый в сед от груди

5 по 5

70

3

Поднимание рук с гантелями в стороны стоя

4 по 10

10

4

Запрыгивания на возвышенность

5 по 10

Собств. вес

5

Выпады на месте со штангой на плечах

4 по 8

25

6

Гиперэкстензия

4 по 10

20

Пятница

1

Уходы рывковые в полуприсед

4 по 5

75

2

Взятие на грудь в полуприсед

5 по 4

85

3

Наклоны сидя со штангой на плечах

4 по 10

30

4

Приседание со штангой на груди

5 по 6

105

5

Тройные подряд прыжки в длину

4 по 4

Собств. вес

6

Жим гантелей из положения стоя

5 по 8

15

 

Рекомендации для реализации программы:

Разминка не менее 10 минут, далее в основных упражнениях необходимо постепенное увеличение отягощений, вплоть до рабочих весов. Между тренировками предусмотрен 1-2 дневный отдых. Планомерное увеличение отягощений и количества повторений во всех упражнениях на 5 % каждые две-три недели. Прием пищи в одно и то же время каждый день, сокращение потребления насыщенных жиров и замена их полиненасыщенными жирами, такими как омега-3, омега-6 и омега-9, содержащимися в орехах и рыбе. Употребление углеводов в первой половине дня и увеличение белков в течение дня. Снижение количества простых углеводов и замена их сложными углеводами (например, крупами). Исключение приема пищи за 2 часа до сна. Соблюдение времени сна, с укладыванием не позднее 23:00.

Эксперимент с тяжелоатлетами в данной возрастной группе продемонстрировал улучшение антропометрических (наибольший прирост - обхват ноги на 6,7% и масса тела на 5,6%) и скоростно-силовых показателей (максимальный прирост в прыжке в длину с места (83,25%) в приседаниях - 72,4%, сгибаниях-разгибаниях рук - 62,4%, жиме гантелей - 53,3%). Минимальный прирост наблюдается в подъеме туловища за 60 секунд (10,8%).

Результаты подтверждают, что предложенная программа способствует улучшению скоростно-силовых качеств подростков, занимающихся тяжелой атлетикой.

Список литературы

  1. Дворкин, Л. С. Тяжелая атлетика в 2 т. Том 1: учебник для вузов / Л. С. Дворкин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2025. – 380 с. – ISBN 978-5-534-07487-1. – Текст: непосредственный
  2. Змановский, П. В. Особенности подготовки подростков на занятиях тяжелой атлетикой / П. В. Змановский. – Текст: непосредственный // Вестник науки. – 2023. – №5 (62). – С. 266-270
  3. Золотухин, К. И. Развитие скоростно-силовых качеств юных легкоатлетов / К. И. Золотухин, В. В. Сокорев. – Текст: непосредственный // Вестник науки. – 2024. – №2 (71). – С. 513-517
  4. Корнишина, С. В. Эффективные методики развития скоростно-силовых качеств спортсменов легкоатлетического направления / С. Н. Корнишина, И.И. Корнишин, В. А. Головина, В. В. Головина // Современное педагогическое образование. – 2023. – №1. – С. 154-157
  5. Хохлов, Е. Г. Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста / Е. Г. Хохлов, Л. О. Хохлов. – Текст: непосредственный // Символ науки. – 2023. – №8. – С. 18-19
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее