Молодость — это особый этап человеческой жизни, когда формируется самосознание и закладываются основы будущих успехов и социальных связей человека.
В современном обществе молодежь характеризуется как социально-возрастная группа с уникальными особенностями. Эта группа не ограничивается только возрастными границами, уже не дети, ещё не взрослые, но и занимает определенное социальное положение, связанное с особенностями нравственного развития и ролью в структуре общества. Часто особенности этой социальной группы связаны с трудностями адаптации к современным социально-экономическим реалиям, профессиональным поиском и созданием собственной семьи, решением жилищных проблем и др. [2, с. 135].
Старшее поколение всегда задумывалось о том, чтобы молодежь активно участвовала в жизни общества. Для этого оно делилось накопленным опытом, вовлекая молодежь в общественную деятельность и способствуя формированию у нее новых социальных ролей. Такой подход обеспечивал молодежи условия для личностного роста, развития интеллекта, воли и социальной ответственности, воспринимался молодежью как отправная точка для формирования собственных ценностей.
Общество, как социальная среда, несет ответственность за благополучие своих членов, особенно молодых людей, предоставляя им основу для развития и определенные привилегии и гарантии. Потенциал социума во многом определяется возможностями самореализации молодежи, а ее социальная активность оказывает существенное влияние на возможности развития общества [3, с. 94].
Возможности социализации молодежи чаще всего затрагивают 3 три ключевых аспекта: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных.
Социально-психологические проблемы возникают в период формирования личности и отражают процесс самоидентификации, самосовершенствования и самореализации. Формирование личности на данном этапе обладает исключительной значимостью. Вопросы социализации и самоопределения приобретают особую остроту, поскольку от решений, принимаемых молодым поколением, зависят их дальнейшие жизненные пути и судьбы.
Естественно-культурные факторы также оказывают существенное влияние на социализацию молодежи в современном обществе. В этом контексте важно учитывать региональные различия, которые могут проявляться в особенностях протекания процессов полового созревания, а также в проявлении самостоятельности. Например, молодежь на юге страны созревает раньше, чем их сверстники на севере. Культурные особенности и проблемы социализации, а также образцы поведения, касающиеся мужественности и женственности, могут варьироваться в разных регионах и культурах.
Социально-культурные факторы обусловлены особенностями социальной среды и решаются путем приобщения личности к уровню культуры общества, а также к комплексу знаний, умений и навыков [1, с. 126].
В контексте динамично меняющегося общества, молодежь является, особо значимым социальным ресурсом и обладателем основного интеллектуального потенциала. Но в стремлении к самоопределению в поведении молодых людей, часто прослеживаются действия, которые, будучи результатом стремления к самостоятельности и независимости, могут нести разрушительные и опасные для общества последствия.
В современном обществе социализация, делает молодежь инфантильной, не желающей нести ответственность за свои поступки, видеть их последствия, которые будут использоваться в качестве основы для дальнейших действий.
В настоящее время отказ от ответственности среди молодежи происходит под влиянием культуры потребления и отказа от нравственных ценностей.
Все это способствует к разрыву связей между поколениями, потери молодежью причастности к собственной семье, к текущей жизни своего региона, народа и страны, а в конце концов утрате осознания ответственности и за свою дальнейшую жизнь, и за процессы, происходящие в обществе. Социализация молодежи, процесс формирования ее поведения, тесно переплетается с современными социальными изменениями и, становится все более сложной.
В современной России социальные проблемы молодежи проявляются в процессах социальной патологии, причины которых, находятся как в социальном неблагополучии, так и в неспособности организовывать свое свободное время, невозможности найти хорошую работу, в алкоголизме и жестокости родителей, небольших доходах, утрате социальных и нравственных ориентиров и т. д.
Роль молодежи в жизни общества полностью связаны с действиями общества и государства, которое до сих пор потребительски относятся к молодежи, что в свою очередь сформировало ее иждивенческую позицию [3, с. 104].
В связи с текущими изменениями в стране, необходим пересмотр молодежной политики. Необходима система поддержки молодежи, направленная на обеспечение социальных, правовых и экономических гарантий. Эта система должна включать в себя развитие молодежных организаций, создание условий для формирования новой, более устойчивой модели семьи.
Молодым людям требуется не только практическая помощь, но и морально-психологическая поддержка, а также создание новой социальной философии, которая бы помогла им найти свое место в обществе и понять свою роль в дальнейшем развитии страны.
Список литературы
- Вишневский Ю.Р. Практикум по социологии молодежи / Ю. Р. Вишневский, А. И. Ковалева, В. А. Луков – М.: Социум, 2000. – С. 296
- Кудзиева Ф.С. Молодёжь как особая группа в социальной структуре общества // Труды молодых ученых. 2009. №2. С. 134-141
- Лазарев, А.Д. Социология молодежи: монография / А. Д. Лазарев, С. Н. Чирун. - Кемерово: КузГТУ, 2006. С. 183